"Я веду корабль к катастрофе..."

Всемирной ярмарке "Российский Фермер" десять лет

Для стороннего наблюдателя - 10 лет очевидного успеха. Для генерального директора Михаила Злыдникова - 10 лет сомнений. В итоге уверенность: путь был выбран неверно.

Впервые ярмарка "Российский Фермер" открылась 30 августа 1992 года. Ее итоги: более ста участников из 15 стран; контракты на сумму 0,5 млрд руб. и 200 тыс. долларов; 1,2 тыс. тонн продовольствия проданы с лотков за 5 дней. 65% участников в своих анкетах заявляют, что достигли ожидаемого результата. На пресс-конференции мэр Собчак выражает уверенность в том, что через два-три года фермеры будут кормить всю Россию. Анатолий Александрович явно поторопился.

Мы все поторопились

- Мы все поторопились. Мы начали лет на двадцать раньше, чем следовало, и сразу начали неправильно. Теперь мы пожинаем плоды этой неверной организации - говорит Михаил Злыдников.

Интервью проходит в самый разгар юбилейной выставки на антресолях стенда дирекции в центре самого шумного павильона. Через тонкие перегородки в помещение врывается ярмарочный гвалт, в шаткую дверь постоянно заглядывают многочисленные секретари и заместители с неотложными делами, не переставая играет гимн Советского Союза в директорском сотовом телефоне.

Эти наблюдения отнюдь не утверждают меня во мнении, что все так плохо. Но генеральный директор считает иначе.

- Законы бизнеса просты. Бизнес может быть эффективен, только если он направлен на извлечение прибыли. Если бизнес делается для Родины, это приводит к краху. В лучшем случае Родина забывает своих сыновей, чаще - дает пинка под зад.

Одна из главных статей расходов ярмарки - создание выставочной экспозиции. С каждым годом ее доля в структуре издержек растет. Другая крупная статья расходов - реклама и культурная программа. Организаторы хотели бы направлять сюда больше средств. При этом они выражают недовольство качеством рекламных услуг.

- Если взять сметы аналогичных европейских выставок, мы видим практически те же цифры, что и у нас (отличается только фонд заработной платы). Но при этом у нас отсутствуют две главные статьи доходов, которые и составляют суть бизнеса для любого западного выставочного оператора. Первое: поступления от спонсоров и рекламодателей. А в нашем секторе (сельское хозяйство) нет ни спонсоров, ни рекламодателей. Ну не рекламируют нашу российскую еду.

И второе: билеты. Я назову вам цены на билеты: "Зеленая Неделя" Берлина - 29 немецких марок, Royal Show в Англии - около 20 фунтов. В Финляндии, где выставка даже выглядит как наша, - 75 финских марок. А у меня билет всегда стоил 50 центов, в этом году 60 центов. И ветеранов, инвалидов, блокадников я пускаю бесплатно. Мы в такой стране живем. Я не могу сделать иначе. А увеличение цены на 5 рублей сразу сказывается на количестве посетителей. Так что мы от этого повышения ничего не приобрели. И значит, я снова бегу выпрашивать деньги. А с каждым годом это делать все труднее.

- Мне казалось, - говорю я, - что напротив, должно быть легче: марка раскручивается, всем становится очевидно...

- Что легче? Выпрашивать деньги? Выпрашивать деньги всегда трудно. В нашей стране - особенно. А теперь, когда люди стали считать деньги (везде, и в Москве тоже), еще труднее. Вы говорите: ярмарка раскручена? Прекрасно. И чиновники говорят мне то же самое: "Раскручена твоя ярмарка, так давай, зарабатывай, к тебе же со всей России едут!" А того не понимают, что у нас цены практически приблизились к европейским. 100 долларов за метр оборудованной площади - это почти столько, сколько платят в Европе. Но наши экспоненты работают не в Европе. А ниже цену сделать мы не можем. Она складывается из цен на рекламу, на выставочные конструкции, на павильоны - на все. Даже на охрану у нас цены европейские. И каждый год у меня дыра в бюджете 150 тыс. долларов, и эти деньги я должен найти.

Где же деньги?

Со слов господина Злыдникова можно сделать вывод, что бизнес у него убыточный. И совершенно непонятно при этом, как удалось дотянуть до юбилея? На деле все много сложнее. Действительно, ярмарка задумывалась (и делалась, по крайней мере, в первые годы) в большой степени, как PR-акция для АККОР (ассоциация крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России). Другое дело - ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский Фермер". "Российский Фермер" ведет транспортный бизнес (с собственным парком многотоннажных автомобилей), владеет торгово-выставочным центром "Земледелец" (по сути - сельскохозяйственный супермаркет) и собственным рекламным агентством. Специальный отдел инвестиционных проектов постоянно отсматривает предложения о вложении денег в новые предприятия. Кроме того, выставочная деятельность компании далеко не ограничивается "Всемирной ярмаркой". Немаловажной статьей дохода являются посреднические услуги по организации экспозиций российских участников на европейских сельхозвыставках. Среди них: крупнейшее европейское шоу в Кельне, где, по словам очевидцев, строят стометровые башни из окороков, а в фонтанах с шампанским резвятся механические рыбки; британское Royal Show под патронажем королевы; французская SIA и другие.

Особое место в этом бизнесе занимают взаимоотношения с "Зеленой Неделей Берлина". Название сейчас получило широкую известность, и для многих стало своего рода эталоном европейской ярмарки. На самом деле событие это не такое уж выдающееся. В одной только Германии ежегодно проходит около десятка подобных мероприятий. А своей популярностью у россиян "Зеленая Неделя" обязана грамотной PR-кампании проведенной командой "Российского Фермера".

Кампания и вправду удалась. В нынешнем году впервые в истории российское правительство опубликовало список приоритетных международных выставок, и под 1 там числится "Зеленая Неделя Берлина". На организацию российской национальной экспозиции Минфин выделил 100 тыс. долларов. Вот, казалось бы, "награда нашла героя". Но не тут-то было. Постановление Минсельхоза РФ 2-26/2740 от 27. 08. 2001 г. определяет главным оператором по организации Российской экспозиции московскую выставочную фирму ЗАО ПИК "Максима". Кстати, из министерских источников "Эксперту С-З" стало известно, что возглавляет "Максиму" Зоя Баутина, супруга руководителя департамента науки Минсельхоза Владимира Баутина.

Михаил Злыдников в подробные комментарии не вдается, а просто клянет москвичей почем зря.

- Мне в Москве так и сказали: "Тошнит от ваших питерских", - и отобрали "Неделю". Шесть лет мы ею занимались. Раскрутили с нуля. Ну да ничего, силы будут - мы ради интереса сейчас раскрутим какую-нибудь другую выставку.

- А с точки зрения технологии бизнеса многое ли вы почерпнули у немцев?

- Да что вы! Как мы можем что-то копировать, если принципы организации совершенно разные. Им государство бесплатно предоставляет выставочный комплекс, рекламоносители. А я плачу за воздух, которым дышу. За площадь, которая никому не нужна, мне сейчас в шесть раз подняли арендную плату, естественно, я учел это в стоимости торгового места, а крестьяне воткнули в цену своей продукции, а на площади стоит вой: "Ой, как дорого!" А фамилия этому - Малик, генеральный директор Морского вокзала. Вот и все.

- Но ведь это событие федерального масштаба?

- Кто вам сказал?

- Я так считаю.

- Я тоже так думаю, а они там (в Москве) так не считают. Они хлопают меня по плечу и говорят: "Да что ты, ну это так, региональная выставочка..." И в чем-то они правы. Сегодня, на четвертый день ярмарки, появилась первая бесплатная статья в центральной газете - это "Труд". Просто она генеральный спонсор, там договорились. А вам сказать, сколько мне стоит сюжет на ОРТ или на НТВ? Да вы отлично знаете!

- Насколько мне известно, по крайней мере, на первом этапе, в федеральном бюджете была строка, которую пробивал Минсельхозпрод?

- Пробивал АККОР у Минсельхозпрода. Но теперь у самих фермеров строки нет, а значит, нет и ярмарки. Уже три года.

- Это серьезно отразилось на вас?

- Мы перестали развиваться. Городских денег (около 6 млн рублей из городского бюджета ежегодно направляется на компенсацию транспортных расходов иногородних участников и организацию культурной программы. - "Эксперт С-З") хватает только чтобы покрыть затраты. И все равно каждый год мы в минусе на 1-2 миллиона. Нет такого государственного мужа, который бы приехал и сказал: "Ярмарки нужны стране. Мы будем их финансировать" Нету такого. Ребята все приезжают, хлопают меня по плечу, и ничего не происходит. Так что ярмарки будут ровно до тех пор, пока у нас есть силы. Как только мы перестанем высовываться, ярмарок не будет. Они не нужны нашей стране.

Пожалуй, надо оговориться: хотя федеральный бюджет и не выделяет денег на ярмарку, но и Минсельхоз не просто так числится ее организатором. У нас в стране административный рычаг никто не отменял. И Михаил Дмитриевич, похоже, умеет пользоваться им лучше, чем кто бы то ни было. В этом году, например, министр сельского хозяйства Гордеев провел в дни ярмарки совещание с представителями 49 регионов России, так сказать, "о пользе участия". Теперь организаторы "Фермера" ожидают всплеска заявок на будущий год.

- Беседуя с вами, чувствуешь, что ваш темперамент и энергия - один из главных ресурсов ярмарки. Что будет, если вы отойдете от дел?

- Для себя я решил так: если за полгода ничего не произойдет, я отойду от этого бизнеса. Останусь там каким-нибудь председателем совета директоров. Я понял, что все это бесполезно и бессмысленно. Мне неохота до конца жизни идти по дороге, которая ведет "в никуда". Я имею в виду: в никуда для моей семьи. Месяц назад в журнале я прочитал интервью с десятью крупными предпринимателями. Шесть - сказали, то, что у меня в душе: бизнес был построен неверно. Никогда не надо думать в бизнесе о Родине. Это пагубно для бизнеса.

Я веду корабль к ка-та-строфе. У меня дети. Я должен их кормить, одевать, у меня дочка играет в теннис, я должен посылать ее за рубеж. А у меня нет на это денег.

- А что должно произойти?

- Нужны элементарные вещи. Указ президента, постановление правительства, о ежегодном проведении здесь, в Свердловске, в Ростове - не имеет значения - ярмарки. И деньги выделить небольшие. На культурную программу, на топливо. А мы все пользуемся Распоряжением 1995 года. И любой мне может сказать: "Что? Кто там? Черномырдин? Да вы что, с ума сошли?" Никому эта ярмарка не нужна. ни-ко-му! А я не имею права. У меня люди. Они 10 лет в меня верили. И что я опять буду выпрашивать - спотыкаться? Здоровье нужно.

Когда материал был уже готов, пришло сообщение: ростовское правительство поручает ЗАО "Всемирная Ярмарка "Российский Фермер" организацию ярмарки "Южно-Российский Фермер" 1-4 ноября с. г. в Ростове на Дону. Губернатор Чуб подписал соответствующее распоряжение. До ярмарки осталось меньше двух месяцев, и задачка эта не из простых. С другой стороны, хоть ростовское правительство и не российское, а все же обратили внимание на питерскую команду, оценили ее труды. Так, может, не все так плохо?

Санкт-Петербург