Кадр за кадром

Новгородский рынок труда стоит на пороге острого дефицита квалифицированных кадров для промышленности. Дефицит обслуги уже есть

По данным городского управления по промышленной политике и внешнеэкономическим связям, подтвержденным кадровиками на предприятиях, большинство трудящихся на 110 крупных, средних и мелких промышленных предприятиях специалистов - люди преклонного возраста, и не сегодня-завтра остро встанет кадровая проблема, решать которую нужно было еще вчера.

Шаткая стабильность

По данным департамента федеральной службы занятости населения Новгородской области, за последнее время ситуация на рынке труда заметно стабилизировалась. На 1 августа зарегистрировано 3700 безработных, а это всего один процент экономически активного населения области. В Северо-Западном регионе этот показатель ниже только в Санкт-Петербурге - 0,6%.

Специалистами департамента отмечен рост спроса на рынке труда, который сегодня составляет 5400 вакансий, причем 80% составляют рабочие специальности. И хотя спрос сопоставим с предложением (60% зарегистрированных безработных - рабочие), трудоустроить их крайне сложно.

Спецов не видно

С развитием промышленности и строительства экономике оказались нужны высококвалифицированные кадры, а они подрастерялись за десять кризисных лет. "А что мы можем предложить работодателям, когда основной контингент безработных - люди, ранее вообще не работавшие?" - сетует заместитель начальника департамента Леонид Бармин.

Социальный состав нынешних новгородских безработных - инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы, уволенные военнослужащие, освободившиеся заключенные.

Кроме того, 73% безработных - женщины, а вакансии в основном мужские. Решение таких проблем требует специальных программ, а значит, и средств на их воплощение. Великому Новгороду на активные программы содействия занятости выделен годовой лимит в 2 млн 926 тыс. рублей, а на область - около 9 млн. Подготовка же одного специалиста рабочей специальности обходится, по самым минимальным подсчетам, в 50 тыс. рублей.

Многие работодатели до сих пор думают, что высококвалифицированные рабочие кадры придут со свободного рынка труда. При этом никто не задумывается, из каких источников он должен пополняться, когда профтехобразование продолжает выпускать третьеразрядных (то есть с третьим разрядом) специалистов, а добрать опыт и повысить квалификацию возможно только на самом предприятии.

Обслуги уже нет

По мнению специалистов службы занятости, сегодня брешь существует в обеспечении предприятий не только слесарями и станочниками, но и младшим обслуживающим персоналом. За последнее время количество вакансий уборщиков и сторожей, санитаров и вахтеров, подсобников и гардеробщиков увеличилось в пять раз. Раньше на этих должностях работали в основном пенсионеры, но они уволились, когда изменившееся законодательство стало лишать таких "совместителей" основной части пенсии.

По словам Леонида Бармина, практически вся бюджетная сфера Новгородской области сегодня осталась без обслуживающего персонала. Например, в прошлом году из 4000 таких заявок удовлетворили только 1000. Получается замкнутый круг: молодые не идут на низкие зарплаты, а пенсионерам есть что терять.

Разорвать порочную цепочку, которая связывает свободное движение на рынке труда, под силу лишь законодателю. Другой пример из просчетов того же порядка: по недавнему постановлению все продавцы должны получить начальное профобразование, притом обязательно посещая учебные заведения. Это минимум месяц учебы, стоит он примерно 1300 рублей. Результат не заставил долго ждать: дефицит продавцов на новгородском рынке труда превысил 500 человек.

Старатели

Оживление реального сектора экономики, прежде всего за счет прихода иностранных компаний, делает рынок труда Новгородской области привлекательным для рекрутинговых агентств. В последнее время здесь открылись три подобные фирмы - BusinessLink personnеl, IQ Training and Recruitment Center и Kelly services.

Фирма Kelly services специализируется на подборе временного персонала. Такой вид трудоустройства более характерен для компаний, которые ощущают сезонные колебания спроса на продукцию. Предприятию это дает возможность не держать в штате большое количество сотрудников, оставить только ключевой постоянный персонал и в пике активности привлекать сотрудников через сервисную фирму.

"Гораздо сложнее подбирать высококвалифицированных специалистов на постоянные должности", - говорит координатор новгородского филиала Kelly services Ирина Максимова. Для директора ЗАО BusinessLink personnel Натальи Литвак "труднее всего найти квалифицированные руководящие кадры". Хотя фирме удалось устроить около 150 топ-менеджеров, многих пришлось "экспортировать" из других городов.

По мнению рекрутеров, квалификации местных кадров явно недостаточно. Поэтому до 80% руководящего состава в иностранных компаниях - варяги, специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В российских компаниях картина противоположная: только 2-3% - приезжие. Если принимать во внимание, что столичные специалисты мобильны, а заработная плата топ-менеджера в Новгороде может даже превышать московско-питерскую, положение изменится не скоро.

Компания IQ training center (создана при поддержке министерств иностранных дел и образования Дании) строит свою деятельность на основе учебного центра ЗАО "Дирол". В течение уже трех лет он занимается обучением персонала. "Предприятия, начинающие свое развитие в Новгородской области, а также потенциальные инвесторы на сегодняшний день опасаются того, что могут столкнуться с недостатком обученного персонала, - рассказывает руководитель агентства IQ Елена Беляева.

Особое внимание компания уделяет обучающим программам. Уже проведено 23 курса по современным мировым технологиям. Практически все новгородские иностранные фирмы приняли в них участие. Цена на закрытый корпоративный семинар может варьироваться от 300 до 800 долларов.

Рекрутеры - не панацея

Если в кресла руководства новгородских фирм кандидатов можно подбирать из Москвы и Санкт-Петербурга, то рабочих к станку нужно искать на месте. В этом совершенно уверена Ирина Максимова. "Нельзя даже представить, что, например, токарь из Москвы бросит все и поедет в Новгород, чтобы здесь встать у станка, пусть даже в иностранной фирме, - говорит координатор новгородского офиса Kelly services. - Поэтому такие кадры нужно искать на месте, и основной дефицит находится именно в сфере рабочих специальностей".

Специфику новгородского рынка труда Ирина Максимова определила так: не хватает инженеров технических специальностей, как механиков, так и электриков, особенно для пищевой промышленности, имеющей свои особенности. А пищевых компаний в регионе становится все больше.

Анализ рынка труда с выявлением его конъюнктуры - процедура сегодня необходимая. В этом государственным структурам готовы помочь и рекрутинговые агентства - в качестве экспертов и поставщиков необходимой информации. Сегодня большинство людей, обращающихся в фирмы по привлечению персонала, все-таки отсеиваются, но могут быть востребованы на других предприятиях.

В целом рекрутинговые агентства не влияют на состояние массового новгородского рынка труда. В Новгороде, где число зарубежных предприятий ограничено десятком наименований, рекрутинговые агентства работают в замкнутом пространстве, среди одних и тех же фирм, "переманивая" специалистов.

Найди себя сам

Новгородские предприятия, испытывающие жесточайшую нужду в кадрах, прямо или косвенно "давят" на государственные структуры образования с требованием готовить нужных специалистов. В областном центре по инициативе комитета по промышленной политике администрации города разрабатывается "Программа развития кадровых ресурсов и содействия организациям в развитии персонала".

Сегодня Новгородский институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов готовит тщательный анализ рынка труда. "До 1 ноября мы должны опросить по сто предприятий каждой отрасли, а это больше 1000 анкет, - рассказывает заведующая лабораторий социологии института Надежда Васильева, - после по последним рекомендациям из министерства труда будет проведен тщательный анализ и разработаны методики".

Впрочем, в каждой фирме пытаются приобрести квалифицированных сотрудников самостоятельно. К примеру, завод "Контур", выпускающий арматуру для АЭС, не только оплачивает обучение студентов в специализированном ПТУ, но и выдает стипендию из средств предприятия. Кондитерская фабрика "Кэдбери" решает кадровую проблему по-другому: для замещения вакансий кандидатуры подыскиваются внутри предприятия, из занятых сотрудников. И только если желающих не находится, прибегают к помощи агентств по трудоустройству. Немецкая фирма " Новтрак" поступает еще проще, расклеивая объявления в городских автобусах.

Однако если рынок пуст, то никакие рекламные ухищрения не призовут к заводским воротам высоких профессионалов. Специалисты, работающие как в государственных, так и в частных фирмах по трудоустройству, отмечают, что лучше всего на работу человек устроит себя сам, и большинство поступает именно так.

Великий Новгород