Карты розданы

На рынке телефонных карт в Петербурге обостряется конкурентная борьба

Объем продаж телефонных карт за последние 2-3 года увеличился в несколько раз. Но их распространенность среди населения по западным меркам невелика, хотя пользование такими картами дает большую экономию.

Дешевле обычного

Телефонной картой (не путать с таксофонной, работающей только в специальных таксофонах) пользуются для междугородних и международных переговоров. Владелец ТК может позвонить с любого доступного телефона (в том числе сотового). Достаточно набрать номер компании-эмитента и сообщить указанный на карте пин-код. Сообщить пин-код можно как автоматически (набрать его на аппарате в тональном режиме), так и устно (диспетчеру), если телефонный аппарат или АТС не имеют тонального режима или оператор работает только в автоматическом режиме набора пин-кода. За разговор платит владелец ТК, а не тот, с чьего телефона он звонит.

Звонить по ТК гораздо дешевле, чем обычным способом, через "восьмерку". Экономия, по оценкам специалистов, может составлять от 7% до 50%, в зависимости от направления. Правда, такой способ связи проигрывает по быстроте. Нужно набирать номер компании, потом пин-код и только после этого номер вашего абонента. Иногда комбинация "лишних" цифр доходит до 11. Для предоставления этой услуги оператор должен быть оснащен специализированной карточной платформой. Ее стоимость составляет от 300 тыс. до 5 млн долларов.

Гораздо дешевле обходится организация IP-телефонии. Специфика ее в том, что вы разговариваете по сети Интернет (голос кодируется компьютером, передается по сети и раскодируется компьютером IP-компании, обслуживающей вашего собеседника). Устройствами, организующими связь, являются шлюзы доступа, состыковывающие телефонную сеть общего пользования и глобальную сеть Интернет. Первоначальные вложения в открытие узла IP-телефонии не превышают 30-50 тыс. долларов.

Звонить по IP-карте еще дешевле, чем по ТК. Правда, голос абонента доходит до собеседника с задержками и зачастую со значительными искажениями (эффект "роботизации"). IP-телефония рассчитана на массового потребителя, для которого цена гораздо важнее качества.

Перспективное направление

Компания "Ростелеком" и крупные московские операторы традиционной телефонной связи заявляют о значительных потерях от распространения IP-телефонии. По данным Json&Partners, емкость рынка IP-телефонии в России составляет около 20 млн долларов в год. Для сравнения: в мире, по данным IDC, объем продаж в 1999 составил 480 млн долларов, а в 2004 достигнет 19 млрд. В тоже время Илья Рошаль, менеджер проекта "ВестКолл", считает, что "IP ни в коем случае не вытеснит традиционную связь, именно из-за того, что последняя существенно выигрывает по качеству".

Эмитенты телефонных карт расширяют спектр своих услуг. Михаил Лисус, технический директор "ВестКолл СПб", заявляет: "Помимо телефонии мы уже предоставляем Интернет, а с Нового года введем карту авансового платежа, с которой можно будет перевести деньги на счет своей телефонной карты".

Компания "Петерстар" уже давно предлагает два вида карт: пополняемые и непополняемые. Покупая более емкую карту, клиент, во-первых, экономит на стоимости единицы услуги, а, во-вторых. имеет возможность пополнять и контролировать ее объем самостоятельно.

В "Глобал Один" основной изюминкой своей карты считают возможность звонить из 44 российских городов, тогда как большая часть операторов рынка предоставляют связь, как правило, только из Петербурга и Москвы, не имея развитого роуминга по России.

Клиент хочет больше

По словам Марии Михайленко, менеджера по развитию услуг BCL, "перед выводом нашей карты на рынок мы изучали предпочтения на фокус-группах. И выяснилось, что клиент в начале смотрит на цветовую комбинацию, а потом уже занимается подсчетом стоимости минуты разговора (у одних фирм дешевле Европа, у других - США, а у кого-то - Россия). Исходя из этого, мы разработали оригинальный дизайн и обозначаем емкость карт не в единицах, как все операторы, а в минутах". Кроме того, компания выпустила отдельные карты по разным направлениям (Скандинавия, Европа, США и т. д.).

Кроме того компании постоянно идут на понижение стоимости предоставляемых услуг. Так, одна из крупнейших московских телекоммуникационных компаний "Комбеллга" объявила о значительном снижении тарифов с 1 августа на услуги связи по универсальным картам "Интеллект". А "Метроком" с 20 июня прекратил брать плату за соединения длительностью менее 6 секунд и ввел вместо 30-секундной тарификации 6-секундную. По данным "Метрокома", это позволяет владельцам ТК дополнительно экономить до 20% средств.

Монополиста нет

Ежемесячный объем карточного рынка в Петербурге, по разным оценкам, колеблется от 800 тыс. долларов до 1 млн, причем у некоторых компаний доходы от продажи ТК составляют около половины совокупного дохода.

Глобальным исследованием этого рынка пока никто не занимался. Так что ни его объем, ни доли разных операторов точно не известны. Пресс-служба ОАО "ПТС"заявляет о прогнозируемом объеме продаж сервисной телефонной карты в текущем году в размере 20-25 млн рублей. Свою долю на рынке ПТС определяет на уровне, не превышающем 10%. Учитывая величину этой организации, можно предположить, что в Петербурге нет компании, владеющей более 50% рынка.

Нередки случаи, когда клиенты используют ТК сразу пяти-шести операторов. Этот факт объясняется, во-первых, различием тарифов разных операторов по разным направлениям, а, во-вторых, тем, что клиент продолжает "пробовать" качество услуги. Правда, этому иногда мешают компании-однодневки. Но качество их связи оставляет желать лучшего, и когда клиент это понимает, то обычно возвращается к "своему" оператору.

Главный клиент - в бизнесе

Несмотря на бурный рост рынка ТК, для его дальнейшего развития компаниям придется преодолеть ряд стереотипов. Так, большинство операторов ТК полагает, что их продукт пользуется широкой известностью. Мы провели блиц-опрос на тему "что же такое телефонная карта?". Только четверть опрошенных ответила, что "что-то о них слышала". Полученные нами данные практически совпали с данными Telecom Design. Олег Лисиков, генеральный директор компании, считает, что "только треть населения знает о существовании карт, а пользовался этой услугой каждый шестой".

Кроме того, в большинстве используются телефоны без тонового набора, что, естественно, тормозит темпы внедрения ТК. По сведениям ОАО "ПТС", в Петербурге тоновый режим набора поддерживает лишь 20% квартирных телефонов. Но к большинству корпоративных клиентов, а именно они являются основными пользователями ТК, это не относится. Они покупают наиболее емкие карты, причем зачастую сами устанавливают размер своего счета.

Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться. По словам Юлии Мусатовой, старшего регионального менеджера "Глобал Один СПб", "еще года полтора назад у нас было около 30% бизнес-клиентов, а 70% клиентов - частные лица. Теперь соотношение поменялось с точностью до наоборот".

Что дальше?

В ближайшие два-три года телефонные карты в России вряд ли станут такими же популярными, как, скажем, в США. Для построения инфраструктуры, позволяющей обеспечить связь по телефонным картам из российских регионов, необходимы вложения, измеряемые десятками, а то и сотнями миллионов долларов. А срок окупаемости такого проекта составит не менее трех-пяти лет. Так, компания " Тарио Трейдинг"затратила для построения сети IP-телефонии Tario. net около 30 млн долларов.

На Северо-Западе России нет пока единой сети - ни традиционной, ни IP. То есть, купив ТК в Петербурге, вряд ли вы сможете ею воспользоваться в Петрозаводске. Даже карточки компании, обладающей одной из самых разветвленных сетей представительств на Северо-Западе, "Глобал Один", дают возможность позвонить только из Мурманска, Новгорода, Выборга и Санкт-Петербурга. В настоящее время между ОАО "ПТС" и ОАО "Ленсвязь"ведутся переговоры о пропуске трафика по сервисным телефонным картам из Ленобласти. Как заявили в ПТС, "дальнейшее расширение области действия СТК невозможно из-за технических ограничений карточной платформы".

Развитие рынка телефонных карт будет зависеть в первую очередь от самих операторов. Как полагает Юлия Мусатова, "продажа карт выгодна и объемы реализации растут, но не такими семимильными шагами, как хотелось бы. Может, из-за слабой активности компаний, предлагающих данную услугу. Ведь в основном это является для них дополнительным, а не основным продуктом".

Санкт-Петербург