Юбилей сотовой связи в России

Развитие отечественного рынка мобильной связи вполне согласуется с мировыми тенденциями

Знаменательное событие произошло в сентябре 1991 года: в Петербурге был совершен первый телефонный звонок с сотового телефона на территории России. Несколько ранее было зарегистрировано российско-американское совместное предприятие "Дельта-Телеком", которое и сделало этот звонок возможным. Учредителями СП были АО "Петербургская Телефонная Сеть" (ПТС) и US West Inc., впоследствии уступившая свою долю Russian Telecom Development Corporation (RTDC).

Первый российский сотовый оператор предоставлял услуги аналоговой связи в стандарте NMT-450, наиболее распространенном в Северной Европе. Немного позднее появились сети, работающие в американском аналоговом стандарте AMPS. И лишь спустя три года в России начали масштабную эксплуатацию цифрового стандарта GSM. В июле 1994 такую сеть запустила в Москве компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), а вслед за ней в декабре 1994 в Петербурге - "Северо-Западный GSM" (NW GSM).

Оглядываясь назад, большинство специалистов сходятся во мнении, что в целом российский рынок сотовой связи развивался вполне логично и с точки зрения оптимального использования возможностей различных стандартов, и с точки зрения региональной экспансии.

Надо сказать, что, хотя нам сегодня очень далеко до среднеевропейских или американских абсолютных показателей количества абонентов, в технологическом плане эта отрасль отечественной экономики вполне соответствует мировым стандартам и по технической оснащенности компаний, и по ассортименту предоставляемых услуг.

Другое дело организационная структура отрасли. Нигде больше нет практики выдачи лицензий на создание и эксплуатацию сотовых сетей в отдельно взятых регионах или городах, как это принято в России. Некоторые объясняют такое положение вещей огромной территорией и, как следствие, трудностью управления многофилиальными компаниями. Однако в сопоставимой по размерам Америке лицензии работают на всей территории страны. Главная причина много проще. Очевидно, что отрасль отразила специфическую организацию всей национальной экономики переходного периода, а именно разнородность регионального развития и множественность точек роста.

Услуги мобильной связи у нас повсеместно предоставляют дочерние предприятия местных монополистов в области электросвязи. Для многих из них этот бизнес изначально был источником быстрых денег в их малоэффективном хозяйстве. А значит, договариваться с крупным стратегическим инвестором, строящим долгосрочные планы, они до поры были не готовы. С другой стороны, сами инвесторы не очень спешили в регионы, справедливо полагая такой шаг рискованным. Наконец, спрос на соответствующие услуги концентрировался вокруг немногочисленных крупных административных и промышленных центров. Таким образом, лицензия национального оператора с полным покрытием отечественных просторов была (опять же - до поры) просто никому не нужна.

На пути глобализации

Ситуация изменялась постепенно. В 1996-1997 годах крупные столичные игроки начали потихоньку скупать местных операторов. Появились и "федеральные" бренды, такие, как, например, "Сотел"или "Юнисел", под которыми стали работать аффилированные сотовые компании в разных регионах. Но эти торговые марки использовались исключительно в рекламных целях, не меняя сути предоставляемых услуг.

Переломным в процессе глобализации рынка можно считать 2000 год. В немалой степени этому способствовала смена руководства Минсвязи летом 1999. Новый министр связи и информации Леонид Рейман пришел на этот пост непосредственно с должности первого заместителя ПТС и члена совета директоров холдинга "Телекоминвест". Человек из бизнеса, он был отлично осведомлен о положении вещей и в бывших государственных "Электросвязях", и в новых компаниях, работающих на сотовом рынке.

Первым делом Рейман основательно почистил нормативную базу отрасли, в числе прочего отменив "разрешение на использование мобильного средства связи", которое еще недавно все владельцы трубок должны были носить с собой. Инициировал укрупнение региональных предприятий, поставив во главе холдинга " Связьинвест", владеющего более чем 80% российской телекоммуникационной инфраструктуры, своего бывшего начальника, главу ПТС Валерия Яшина. И, наконец, представил в правительстве внятную концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ.

В этом документе говорится в том числе и о построении так называемых 3G (сетей мобильной связи третьего поколения) до 2010 года. Лицензии на предоставление услуг 3G будут, в соответствии с мировой практикой, выдаваться на всю территорию России.

Герои завтрашних дней

Помимо разнообразных новшеств, вроде мобильного интернета и телевидения, систем глобального позиционирования и т. п., в сетях 3G должны быть реализованы новые принципы организации связи, при которых операторы будут предоставлять своим клиентам услуги не в каком-то определенном стандарте, а "во всех" стандартах, варьируя их в зависимости от рельефа местности и других факторов, влияющих на характер прохождения радиоволн.

Но это в светлом будущем, до которого нам еще надо дожить. Пока же перед российскими сотовыми операторами стоят вполне конкретные задачи: оптимизация бизнес-процессов и унификация предоставляемых услуг, в частности, ликвидация такого рудимента, как национальный роуминг.

О планах построения федеральных сетей сегодня более или менее уверенно заявляют четверо. Прежде всего это МТС, крупнейший российский оператор стандарта GSM, уже сегодня работающий в 21 регионе России и имеющий более 2 млн активных абонентов. Наиболее значительным шагом МТС на пути к созданию полномасштабной федеральной сети можно считать приобретение им оператора GSM "Телеком ХХI". Помимо доступа на второй по емкости после Москвы питерский рынок сотовой связи, покупка принесла МТС лицензии на весь Северо-Запад (теперь его лицензионная территория охватывает 43 региона). Начало коммерческой эксплуатации сети в Петербурге намечено на ноябрь текущего года. Для полного охвата территории страны МТС не хватает только лицензий на Северный Кавказ и Поволжье. Закрыть эти лакуны компания намерена, купив местных операторов (" Кубань-GSM" в Краснодарском крае и поволжский СМАРТС)

Вторым в списке числится "МегаФон". Под такой торговой маркой намерен развивать федеральную GSM-сеть питерский холдинг "Телекоминвест". А наращиваться эта сеть будет на базе NW GSM. Пилотный проект "МегаФон" месяц назад стартовал на Северном Кавказе (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область). В течение года планируется охватить Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. Для полноты картины "МегаФону" не хватает Центрального района и Урала (ведутся переговоры с " Уральским GSM").

Третий игрок - московская компания "Вымпелком", предоставляющая услуги в стандартах GSM и АМPS - также намерен развернуть федеральную сеть. В 2001 году отмечена активность "Вымпелкома" в целом ряде российских регионов. В частности, компания решила вновь побороться за третью лицензию GSM в Петербурге. В начале сентября министр связи Леонид Рейман обнадежил общественность: "В ближайшее время, возможно, созреют условия для выдачи третьей лицензии GSM на предоставление услуг сотовой связи в Северо-Западном федеральном округе".

Сдержанный прогресс

С перечисленными тремя компаниями все боле или менее ясно: сегодня они работают в стандарте GSМ 900/1800 и на него делают ставку при построении федеральных сетей. С четвертым игроком все не так просто.

Этот четвертый - американская корпорация МСТ Corp., владеющая околоконтрольными пакетами в 25 сотовых компаниях России, в том числе в " Дельта Телеком" (через RTDC) - заявляет о своей экспансии громко и уверенно.

В течении трех с половиной месяцев одно из ведущих рекламных агентств мира Leo Barnett & Moradpur разрабатывало для МСТ новый брэнд. К работе были привлечены маркетинговые службы всех 25 компаний, входящих в пул. В результате родилась торговая марка "Индиго", под которой МСТ собирается объединить всех своих российских "дочек".

С точки зрения маркетинга начинание весьма полезное, но для построения универсальной федеральной сети одного названия явно не достаточно. Нужен единый (и что немаловажно - цифровой) стандарт. А с ним у МСТ большие проблемы.

Лишь пять российских дочек корпорации имеют GSM-лицензии, остальные предоставляют услуги в устаревших аналоговых стандартах AMPS и NMT-450. Более или менее ясная картина вырисовывается с операторами AMPS. Минсвязи активно выдавливает с рынка этот американский стандарт, предложив в качестве компенсации лицензии GSM-1800.

И хотя построение GSM-сети только в диапазоне 1800 МГц очень накладно (а свободных частот в 900 МГц в России нет), здесь, по крайней мере, есть определенность.

С операторами NMT-450 все гораздо сложнее. Первоначально они планировали развертывание сетей GSM-400, но производители оборудования сочли мировой рынок этого стандарта недостаточно емким и отказались от проведения разработок.

В результате операторы сетей NMT-450, вероятнее всего, пойдут по пути строительства сети стандарта IMT-MC 450, основанного на технологии CDMA. Удельные затраты на абонента при строительстве сети стандарта IMT-MC 450 практически те же, что при строительстве сети GSM 900, однако в результате компания получает сеть, в которой возможна высокоскоростная передача данных. К тому же технология CDMA позволит поддерживать аналоговую сеть NMT.

Опытную зону IMT-MC 450 строит сейчас московский оператор NMT-450 "Московская сотовая связь" (также входящий в группу "Индиго").

Санкт-Петербург

Первый звонок

Первый звонок по сотовому телефону был произведен 9 сентября 1991 года в постпутчевом Петербурге - из Дома архитектора по "трубе" говорил мэр города Анатолий Собчак.

Созданная в октябре 1990 года " Дельта Телеком" стала первым и последним действующим сотовым оператором Советского Союза и первым сотовым оператором России.

В начале 90-х в Петербурге "дельтой" даже называли в обиходе сотовую трубку.

В 1991-1993 годах основными клиентами "Дельта Телеком" были крупные организации, состоятельные бизнесмены и представители иностранных компаний. Всем абонентам услуги предоставлялись по единому тарифу, причем без предоплаты. Дилерская сеть отсутствовала, а сама "Дельта" предлагала либо автомобильные сотовые аппараты, либо мобильные (переносные). Вес последних составлял около 5 кг, за что в народе такие аппараты прозвали "бодибилдерами". Портативные сотовые телефоны в те годы не производились.

Количество абонентов "Дельта Телеком" через год после начала эксплуатации сети не превышало 1500 человек. При этом доходы оператора были значительными, так как все абоненты активно пользовались услугами компании, а тарифы были крайне высоки: сотовый телефон стоил около 2 тыс. долларов, подключение к сети - еще 2 тыс., а минута местного разговора - почти доллар.

Борис Федоров