Белые пятна

Москва, 01.10.2001
«Эксперт Северо-Запад» №20 (49)
Развитию рынка географических карт препятствуют низкий спрос и неуклюжая политика государственного монополиста

Вэтом году в торговле географическими картами не наблюдался традиционный летний спад. Более того, как, например, сообщила товаровед отдела изопродукции ГУП "Санкт-Петербургский Дом Книги" Ирина Маграчева, рост июльских продаж по отношению к майским составил около 25%. Тем не менее это рынок пока остается в зачаточном состоянии.

Золотая карта

Несмотря на кажущуюся простоту продукта (люди просто печатают и продают особым образом раскрашенные листы бумаги), создание карт - штука дорогая. За счет одного издания карт невозможно окупить даже затраты, необходимые для аэрофотосъемки.

А ведь полученная в ее результате информация - это даже не то, что принято называть "основой" карты. Снимки нужно еще свести воедино, расшифровать, перевести в условные обозначения. Да и сама съемка - лишь звено в длинной цепи полевых работ, поскольку использование снимка возможно лишь с учетом привязки к ориентирам на местности. Поэтому для обычных, "гражданских" карт используется основа, полученная при производстве строительных планов, военных и навигационных карт и т. д. Понятно, что эти работы, как правило, финансируются из государственного бюджета или же делаются под конкретного заказчика (например, в структуре Федеральной службы геодезии и картографии России есть отдельное предприятие "Аэрогеодезия-191", основным заказчиком которого является РАО "Газпром").

Дикий Запад

На Западе большая часть работ по производству карт и осуществляется на государственные деньги. Но, во-первых, государство там обеспечивает гражданам доступ к достаточно подробной карте любой части страны, а, во-вторых, каждое уважающее себя издательство обязательно поддерживает максимальный ассортимент - даже если часть его печатается крайне малыми тиражами. Впрочем, для европейских стран, с относительно небольшими и плотно заселенными территориями, эта проблема не столь остра, как, скажем, для Канады или России.

За рубежом производство географических карт широкого пользования - большой, отлаженный и процветающий бизнес. Каждый турист там знает, что на въезде в городишко с населением тысяч тридцать он на любой бензоколонке всегда купит карту окрестностей. И что эта карта наверняка есть в крупном книжном магазине и его городка. Плюс атласы - подробные и карманные, - дорожные карты и т. д.

Развитость картографического бизнеса там объясняется не только тем, что народ в Европе богаче, но и в силу чрезвычайной популярности автомобильного туризма. Миллионы людей постоянно колесят из Германии в Италию и обратно, и привыкли не только иметь с собой карту, но и периодически ее обновлять, чтобы не путаться в меняющейся дорожной обстановке. Производством подобных карт заняты огромные структуры, типа GeoCenter, имеющие собственную базу карт и периодически ее обновляющие.

Кроме того, существует еще масса фирм помельче, вплоть до семейных бизнесов, занятых производством самых разных карт - от маршрутов муниципального транспорта до расположения баров, театров и общественных туалетов. Разумеется, при этом они используют исключительно готовые основы, которые покупают либо у государства, либо у более крупных компаний. Все эти фирмы и фирмочки живут с продажи как самих карт, так и рекламных площадей на них. Эффективность подобного рекламного носителя настолько высока, что иногда карты города раздают туристам бесплатно (например, во всех приличных отелях).

Каменный век

В России же до недавнего времени отсутствовала сама культура издания карт и пользования ими. Из-за государственной шпиономании "казенные" карты зачастую были настолько перегружены искажениями, что утрачивали смысл. До 90-х годов даже карта Петербурга выпускалась с "белыми пятнами", хотя эти "пятна" ежедневно посещались сотнями и тысячами горожан. Известны анекдотические случаи: поколения людей ездили по шоссе, проходящему вдоль какого-то полигона, а по карте получалось, что и шоссе-то никакого нет - пустырь...

В такой ситуации люди выкручивались, кто как мог: одни воровали карты "для служебного пользования" в соответствующих учреждениях, другие привозили их из-за границы. Разумеется, такие способы восполнения дефицита властями не поощрялись и рынка создать не могли.

Хотя шпиономания в сегодняшней России и не приобретает уже былых гротескных форм, соответствующий рынок развивается крайне медленно. Самое больное место - ассортимент.

Карельский сувенир

Свободный рынок карт в России начал формироваться в 90-х годах. Трудности его роста значительно усугублял монополист - Федеральная служба геодезии и картографии России ("Росаэрогеодезия"). Именно этой службой производилась и производится большая часть работ по подготовке и выпуску отечественных карт.

Для самой Федеральной службы "товары народного потребления" являются чем-то средним между хобби, "нагрузкой" к основной деятельности и выпуском сувениров с собственной символикой. По словам Александра Юськевича, генерального директора ФГУП "Аэрогеодезия" (Северо-Западная структура "Росаэрогеодезии"), производство и продажа карт открытого пользования в обороте предприятия составляет не более 1%. При этом после сокращений, прошедших в последнем десятилетии, людей иногда не хватает даже для выполнения основных заказов, исполняемых за счет бюджета.

Соответственно, нет ни маркетинга, ни какой-либо стратегии. Те же сотрудники, что заняты производством карт для военных и строителей, по мере собственного разумения пытаются угадать, что же востребовано рынком. Так что их усилия (например, выход серии "По лесам и озерам Карельского перешейка") заметны лишь на фоне общего вакуума.

Без спроса

Желающих с удобством ездить по российским дорогам пока меньше, чем в Европе. У россиян меньше автомобилей, да и качество дорог, как и туристической инфраструктуры, не располагает к массовым путешествиям. Но даже тех, кто ездит, хватило бы на приличные объемы рынка карт, если бы русские путешественники обладали западной культурой пользования ими. То есть не спрашивали бы дорогу у прохожих, как поступает большинство сейчас, а привыкли бы ездить по все время обновляемым картам. Тогда и предложение было бы большим.

Сейчас же, по словам коммерческого директора издательства "Новое Время" Сергея Михайлова, тираж "бестселлера" - дорожной карты Ленинградской области - за четыре месяца составил всего 60 тыс. Для остальных же карт и двадцать тысяч продать - хорошо. Например, выпущенный "Аэрогеодезией" еще в начале 90-х стотысячный тираж карты Ленинграда (!) и Ленобласти был распродан совсем недавно.

Нехитрый расчет показывает, что годовой объем всего рынка картографической продукции Петербурга укладывается в 2-3 млн долларов, а облагаемая налогом прибыль в 500-700 тысяч долларов в год.

Между тем, даже последние этапы производства карт - дело не дешевое. Для того, чтобы изготовить приличного качества продукт даже на основе украденной карты (то есть не тратясь на подготовку или покупку основы), нужно иметь довольно дорогое оборудование.

Малому рынку - малый бизнес

Но все же существующего спроса достаточно для организации рентабельного бизнеса, и "частники" уже практически захватили рынок общегородских и мелкомасштабных областных карт.

Небольшим фирмам, с коллективами в 15-20 человек, удается жить на прибыль с мизерных тиражей. Они гораздо мобильнее неповоротливой "Аэрогеодезии", у них больше возможностей удовлетворить прихоти спроса. Например, для них не составляет труда поменять традиционный унылый сине-зеленый цвет лесов на веселенький салатный, как на западных картах. Да и бумагу чуть получше взять. И нанести пару очевидных изменений, произошедших за последние 40-50 лет. А "Аэрогеодезии" остается только гордиться, что выпускаемые ею карты соответствуют всем правилам, установленным полвека назад.

Очевидно, что в подобных условиях не может не возникать пиратство. Лакомым куском является не только собственно основа (куда проще "снять" рисунок улиц или рек с готовой карты, чем тратиться на аэрофотосъемку и полевые работы), но и собственные интеллектуальные разработки авторов карты. Это может быть и расположение объектов - ведь сведения на карте должны быть размещены очень компактно, - и справочная информация, которую также проще списать, чем собрать.

Доказать авторство карты довольно трудно. Массовые компьютерные технологии позволяют заменять на картах и шрифты, и начертания отдельных знаков путем простого исправления шаблона. Поэтому украденная карта внешне может сильно отличаться от оригинала.

Государево добро

Основным претендентом на авторство чуть не всех карт (по крайней мере, основ) в регионе является "Аэрогеодезия", ведь подавляющее большинство отечественных карт было изготовлено этой организацией. И, по логике вещей, "все, что здесь не куплено, здесь же и украдено".

К сожалению, как и большинство госпредприятий, мало приспособленных к ведению эффективного бизнеса, "Аэрогеодезия" идет путем наименьшего умственного сопротивления: теряя рынок, она не наращивает собственное производство или хотя бы продажу основ, а предпочитает бороться за ущемленные права. Относительно недавно с этой целью в Москве даже создали целое управление. Правда, "Аэрогеодезия" пока может похвастаться лишь тем, что отсудила у расположенной в Петербурге Военно-Картографической фабрики 444 право на авторство карты Гатчины. Но больших денег эта победа не принесла - стоимость всего тиража подобной карты не превышает нескольких десятков тысяч рублей.

Для "Росаэрогеодезии" проблема осложняется тем, что часть подразделений этого ведомства после распада СССР оказалось за рубежом. Например, ряд карт раньше печатался на картографической фабрике в Риге, и оригиналы так там и остались. Кроме того, до недавнего времени имела место элементарная путаница с понятием "владелец": ведь "Росаэрогеодезия" только исполняла заказы Минобороны и других ведомств, за что получала от них деньги. В результате у каждой карты появилось по нескольку владельцев. Есть также "Росцентрприрода", продающая снимки из космоса, которые с помощью разумных затрат можно превращать в карты - не очень точные, но для "широкого" пользования вполне пригодные.

Вся эта неразбериха с правом собственности создает такую кашу, что нужно быть очень осторожным в выборе того, кому платить за право выпуска карты. И проще не платить вообще - тем более, что многие считают расценки "Росаэрогеодезии" непомерными, и именно поэтому предпочитают договариваться с кем-нибудь другим. И даже вышедшее этим летом письмо "Росаэрогеодезии", по которому вся ее продукция с 1956 года объявляется ее интеллектуальной собственностью, в лучшем случае может зафиксировать status quo. Но вряд ли действие письма удастся распространить на карты, выпущенные другими фирмами из основ, ранее купленных у других владельцев. Во всяком случае пока что о таких попытках ничего не известно.

Город, которого нет на карте

Очевидно, что рынок подобной емкости вряд ли может заинтересовать крупного производителя. По оценке компании "Тракт", представляющей в Петербурге издательство GeoCenter, приемлемым по западным меркам тиражом можно издать сейчас от силы 5-6 карт и атласов. Поэтому силами одних только частных фирм рынок в обозримое время не привести к цивилизованному виду.

То, что карта - не только справочник, но и рекламное поле, все уже поняли. Но до осознания необходимости карт для промоушна собственно региона дело пока не дошло. В последнее время на городских прилавках появился некоторый выбор карт Петербурга, обильно напичканных рекламой. Но ни одна карта не содержит полной, а главное, официальной городской информации, важной для туриста. Городская администрация выпускает лишь информационный бюллетень, бесплатно распространяемый в бизнес-центрах и гостиницах. Но это капля в море. А сувенирных карт не выпустили ни шесть лет назад к Играм Доброй Воли, ни год назад к Чемпионату мира по хоккею - хотя в обоих случаях имелись даже желающие спонсировать тираж.

Западный опыт показывает, что потенциальный спрос на российские карты многократно превышает существующие объемы рынка. Маломощные отечественные фирмы не в состоянии стимулировать спрос, а западные гиганты не желают вкладываться в его раскрутку. Возможно, толчком могло бы стать проявление заинтересованности государства не только в советском интеллектуальном наследстве, но и в связанном с ним бизнесе.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама