Сегодня можно говорить о достаточной доходности сферы недвижимости, хотя под понятием "недвижимость" подразумеваются очень разные бизнесы: продажа, аренда, строительство коммерческой и жилой недвижимости, доверительное управление.
Наиболее профессионально могу говорить о том виде бизнеса, которым занимается наша компания - о жилищном строительстве.
Общеизвестно, что нашу компанию отличает высокое качество менеджмента, поэтому мы регулярно проводим исследования перспективности тех или иных сегментов рынка недвижимости, тех или иных направлений развития. С уверенностью могу сказать, что сейчас наиболее привлекательным с точки зрения финансовых результатов выглядит жилищное строительство.
Другие же сегменты рынка, несмотря на их достаточно высокую доходность (в предварительных расчетах иногда даже превышающую доходность жилищного строительства), мы считаем более рискованными, например, проекты по строительству гостиниц окупаются не раньше чем через 5-7 лет, что означает, что для их строительства нужны инвестиции на длительные сроки. Кроме того, чтобы затем обеспечить качественный сервис, нужны компании, которые будут ими управлять. Так что пока среди инвесторов не наблюдается ажиотажа, и западные операторы гостиничного бизнеса выражают только вежливый интерес на международных выставках, например на МИПИМе. К тому же они не вписываются в предварительные расчеты, ведь ситуация может измениться в процессе реализации проекта. Поэтому остальную часть строительного рынка мы оцениваем как несбалансированную. Возможно, прибыль в других сферах и больше, но и риски велики.
Начальные затраты в жилищном строительстве для фирмы могут быть относительно небольшими - 100-200 тысяч долларов. Основная часть финансирования строительства идет за счет средств дольщиков, но для привлечения этих средств необходимо иметь известную торговую марку и устоявшуюся репутацию. Чем меньше этих активов у фирмы, тем больше собственных средств ей придется вкладывать на начальном этапе.
Сегодня имя компании на рынке приобретает все больший вес. Но для создания репутации приходится много работать: необходимо сформировать команду профессионалов, иметь связи во властных структурах и т. д. Репутация нарабатывается годами и складывается из выполнения обязательств перед дольщиками, партнерами и персоналом компании.
Если оценивать ситуацию с точки зрения дольщиков, можно отметить, что, конечно, на первичном рынке недвижимости для них существуют некоторые риски, но доходности они не ищут (покупают недвижимость для себя), и поэтому основная их задача - минимизация рисков. Эту задачу они могут решить, выбрав действительно надежную компанию, у которой будут приобретать квартиру.
Что же касается влияния макроэкономических и политических факторов на риски инвестирования в недвижимость, то, надо отметить, далеко не всегда нестабильное экономическое положение в стране увеличивает эти риски. Например, кризис 1998 года был девелоперским компаниям только на руку: они значительно увеличили объемы продаж и свои прибыли за счет резкого снижения себестоимости в долларовом эквиваленте.
Сегодня много говорится о том, что теоретически существует опасность падения курса доллара относительно рубля. Тогда может возникнуть риск для строительных компаний, чьи договоры с дольщиками заключаются в долларовом эквиваленте, в то время как оплата материалов и работ идет в рублях. Однако нам такое развитие событий кажется маловероятным.
Разумеется, всегда существуют и некоторые политические риски, но существенное влияние на процесс они оказывают редко. Свежий пример: в связи с террористическим актом в США на пару дней уменьшилось количество звонков в фирму, однако ситуация быстро стабилизировалась, количество звонков вернулось к прежним показателям и постепенно растет