Северо-Западу нужна вера

В новой региональной стратегии, во втором варианте, акцент делается на "качество жизни"

О целях, преследуемых заказчиком "Основ социально-экономического развития Северо-Западного региона" - полномочным представителем президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Виктором Черкесовым и конкурентной борьбе двух групп московских политтехнологов за право его написания. Как и планировалось, в последнюю неделю сентября в учебном центре Министерства образования в Пушкине собралась рабочая группа из 24 представителей субъектов РФ, входящих в СЗФО, за исключением Новгородской области (это единственный субъект федерации на территории Северо-Запада, не имеющий утвержденного стратегического плана среднесрочного развития, так что неучастие в данном мероприятии можно считать официальной позицией области). Участники встречи представили друг другу и приглашенным экспертам свое видение оптимальных социально-экономических показателей, на которые им бы хотелось выйти к 2015 году, и проблем, стоящих на пути к ним.

Представленный материал получился более обширным, чем ожидалось. В связи с этим, заседатели решили передвинуть сроки окончания работы с 24 октября на начало ноября, когда отредактированный вариант документа будет представлен на суд экспертного совета при полпреде президента РФ. В случае одобрения полпредом, "Основы" будут вынесены на всеобщее обсуждение посредством интернет-страницы Института системных проектов, информационных агентств и региональных правительств. А к концу года полпредство и губернаторы планируют утвердить окончательную редакцию стратегического плана и, видимо, примут его к исполнению.

Кстати, механизма такого плана исполнения в СЗФО пока не существует, да и само деление России на федеральные округа остается весьма условным и ни как не регламентировано законодательно. Впрочем, это тема отдельного разговора, а пока стоит разобраться в том, что же предлагают нам стратеги в качестве ориентиров на три ближайших пятилетки - а они утверждают, что смогли найти те ключевые идеи, которые станут стержнем развития региона.

Все на благо человека

После долгого обсуждения участники совещания пришли к общему мнению, что документ будет иметь смысл, только в том случае, если будет носить ярко выраженный, "социально ориентированный" характер.

Эта тенденция состоит, прежде всего, в стремлении максимально приблизится к общемировым стандартам качества жизни и экономического роста. И одна из важнейших задач, которые ставят разработчики новой стратегии - к 2005 году создать реальные предпосылки для начала такого сближения. По мнению разработчиков, современное качество экономического роста определяется двумя параметрами: инновационные процессы и современные высокие технологии, главная же движущая сила, обеспечивающая таковой рост в современном мире - это человек. Его интеллект, уровень образования, профессиональная подготовка, физическое и психическое здоровье, желание и умение размножаться, жить долго и счастливо. В международных стандартах эти факторы сводятся к совокупному индексу, называемому "развитие человеческого потенциала", или, попросту, "качество населения". Сегодня по этому показателю Россия находится в самом конце первой сотни государств. А если бы не традиционно высокий уровень образования - быть бы нам и за пределами сотни.

Цели ясны

Итак, узким местом на подходе к светлым рубежам являются люди, которые либо способны работать в высокотехнологических отраслях и производить инновации, либо нет (в сегодняшней России - скорее нет, чем да). "Качество населения" у нас таково, что осуществимость задач, стоящих перед страной в целом и перед регионом в частности, ставится под сомнение. Поэтому, прежде всего, разработчики новой стратегии считают необходимым повысить этот ключевой показатель, и только вслед за тем решать более частные экономические задачи. Кроме этого, антропоцентрический подход разработчиков продиктован тяжелым общественно-политическим фоном, на котором развивается региональная экономика. С одной стороны, деградирующая масса населения может оказаться просто не способна к решению реальных экономических задач, с другой - обнищание населения (а эти беды всегда идут рука об руку) в любой момент может привести (и приводит) к социальной напряженности и конфликтам, блокирующим любые начинания на местах.

Руководствуясь изложенными соображениями, рабочая группа наметила демографические показатели и уровень жизни, к которым планируется прийти в обозримом будущем, а потом - соответствующие им экономические параметры и ресурсную базу (имеющуюся в наличии и реально необходимую для воплощения замысла).

За основу были приняты: стандарт ООН минимального размера заработной платы, обеспечивающей хотя бы простое воспроизводство - 3 доллара в час (около 500 долларов в месяц на одного работающего) и средняя заработная плата в России по итогам первого полугодия 2001 года, которая составляет 110 долларов в месяц. Не вдаваясь в методологические тонкости, скажем: соотношение названных цифр привело разработчиков стратегии к выводу, что достигнуть требуемого показателя средней заработной платы к 2015-16 году вполне возможно, поскольку потребует роста ВРП на 4-5% в год, что вполне согласуется с современными темпами экономического роста (правда, при условии, что инфляция не будет превышать 7-8% в год).

Согласитесь, все вышесказанное звучит заманчиво и как будто правдоподобно. Но как вы намерены перевести это в практическую плоскость? - с таким вопросом корреспондент "Эксперта С-З" обратился к президенту Института системных проектов Юрию Солодухину, координирующему разработку "Основ".

- Для того, чтобы перевести идеологию документа в практическую плоскость, необходимо прописать оптимальную структуру экономики Северо-Запада. Сегодня она все сильнее сдвигается в сторону топливно-энергетического и сырьевого комплекса и низко-технологичных отраслей, таких как первичная переработка в сельском хозяйстве, лесной промышленности и т. п. Если этот процесс будет продолжаться, выйти на намеченные показатели нам не удастся. Следовательно, необходимо предпринимать меры, которые обеспечат структурную перестройку и создавать стимулы для участников экономического процесса.

- Откуда возьмутся инвестиционные ресурсы?

- Инвестиционные ресурсы сегодня есть в самих отраслях. Рост инвестиций наблюдается уже не менее трех лет. И около 80 процентов этих инвестиций осуществляется за счет средств предприятий. Кроме того, мы рассчитываем, что российский бизнес наконец поверит в перспективы развития региона и страны, перестанет вывозить капитал за рубеж и направит его в развитие предприятий. Кстати, в этом году, впервые за все годы реформ в России, отмечено положительное сальдо притока капитала (плюс 3,5 млрд долларов по итогам первого полугодия 2001 г.).

- Но вам не кажется, что это объясняется крупными приватизационными сделками? Активы просто выводились из офшоров...

- Да, в большей части это капитал, вывезенный отсюда, но он возвращается и становится инвестиционным ресурсом.

- Какие отрасли должны, по вашему мнению, стать локомотивами роста?

- Мы отдаем себе отчет в том, что качественный рост можно обеспечить, только опираясь на отрасли и предприятия, обладающие собственными ресурсами развития. Сегодня к их числу можно отнести только ТЭК и сырьевые отрасли. Они ориентированны на экспорт, неплохо держатся на плаву и, главное, это единственный сектор экономики, где идет нормальное обновление основного капитала. Кстати, те же принципы заложены и в программе Грефа для всей России.

Мы попытаемся создать такую схему, которая мотивирует представителей этих отраслей вкладывать деньги более широко. В том числе через фондовый рынок, банки. Но главным здесь может послужить опыт вертикально интегрированных холдингов, таких как " ИНТЕРРОС", " ЛУКОЙЛ" и др., которые уже сегодня инвестируют капитал в машиностроение и другие смежные отрасли. Кроме того, мы рассчитываем, что федеральное правительство выполнит свои обязательства и все-таки вернет долги ВПК, где сосредоточенны высокие технологии. Есть все основания полагать, что некоторые оборонные предприятия при этом смогут развиваться самостоятельно.

Наконец, мы считаем необходимым создание более или менее локального Северо-Западного рынка - экономического пространства, на котором субъекты региона смогут объединить свои экономические потенциалы, обеспечив конечный спрос, не ориентированный на Запад. Ну и общероссийский рынок тоже сегодня не стоит на месте.

- И все же скажите конкретнее: каковы, по вашему мнению, точки роста?

- Точки роста - это ТЭК, минерально-сырьевой комплекс, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, точное машиностроение, строительство, судостроение. Особое место мы отводим легкой и пищевой промышленности, как наиболее быстро оборотистым и ориентированным на внутренний спрос отраслям.

- Очевидно, что недостаточно разработать программу действий, даже самую разумную - необходимы механизмы ее исполнения. Таковых сегодня в регионе нет и понятно, что не в ваших силах их создать. Но раз уж вы взялись за разработку стратегического плана, то вероятно рассчитываете, что он будет исполнятся. Можете ли вы сказать, что есть хотя бы заинтересованность в таком механизме? На чью поддержку вы опираетесь?

- В нашей работе принимают участие представители всех субъектов региона. Они крайне заинтересованы не только в создании средне- и долгосрочных планов развития, но и в координации этой работы на региональном уровне. Сегодня меняются подходы к региональной политике. Отношения между центром и регионами поменяли знак, губернаторы уже не стремятся к автономии, но, напротив, ищут пути взаимовыгодного сотрудничества. И объясняется это вполне естественно: им стало очевидно, что для выполнения своих обязательств перед населением нужны проекты, выходящие за рамки конкретного региона.

Что касается деловых кругов, то здесь такой однозначной поддержки нет. Есть дистанция между экономическими реалиями и мотивациями бизнеса. Первым это заметил Джорж Сорос, и стал делать упреждающие шаги. Проще говоря, бизнесу нужна вера, а веру наша концепция сама по себе не породит - ее породят реальные подвижки в российской экономике. Сегодня мы их видим и в своих прогнозах исходим из умеренно-оптимистического сценария.

- Виктор Черкесов утверждает, что его ведомство намерено рассматривать несколько вариантов стратегического плана. Кроме "Доктрины" Петра Щедровицкого, отвергнутой губернаторами, существуют ли сегодня проекты, конкурентные вашему?

- За время работы к нам поступил ряд материалов от различных институтов, в дополнение к нашей разработке. Сведениями о том, что кто-то готов представить на суд экспертного совета альтернативный проект, я не располагаю.

- И последний вопрос. И вы и ваш конкурент, Петр Щедровицкий - москвичи. Почему стратегию региона поручено написать столичным специалистам?

- Думаю, что этот вопрос лучше задать нашему заказчику. Но, вообще, он поставлен неправильно. В рабочей группе принимают участие представители практически всех регионов Северо-Запада.