Пусто - прозрачно - ясно

Экономика и финансы
Москва, 15.10.2001
«Эксперт Северо-Запад» №22 (51)
Ленинградская область становится лидером стратегического планирования в регионе

На прошлой неделе завершился осуществлявшийся с февраля 2001 года проект TACIS-Bistro "Стратегическое планирование в 29 муниципальных образованиях Ленинградской области". В завершение проекта областное правительство провело "конкурс на лучшую разработку стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования области на период до 2010 года".

Не родись богатым

Ничего неожиданного конкурс не принес: призы собрали Гатчина, Тосно и Тихвин, то есть очевидные фавориты. То, что Волховский район, также бывший в числе главных претендентов на победу, не получил даже утешительного приза, расстроило его представителей буквально до слёз. Маленькой сенсацией стало лишь то, что 4 муниципальных образования (МО) из 29 (города Пикалево, Шлиссельбург, Киришский район и Колтушская волость) в конкурсе не участвовали. Возможно, это объясняется прошедшими недавно в некоторых МО выборами глав, а также слабой методической базой. Однако и Киришский район, и Пикалево - экономические лидеры области, и вполне могли позволить себе нанять компетентных консультантов, понимающих важность стратегического планирования (а в Киришах, кстати, и выборы давно миновали). Впрочем, заведующая социально-экономическим отделом администрации МО "Город Пикалево" Наталья Шишкова уверяет, что местные власти вовсе не собирались ссориться с губернатором: "Выборы прошли всего два года назад, и мэр только сейчас сформировала четкое видение того, каким должен быть город. Мы будем заниматься стратегическим планированием, но к этому проекту подключились лишь в августе, и не успели наработать материал к конкурсу".

Тем не менее губернатор Валерий Сердюков все равно не скрывал раздражения: "Пикалево и Кириши переоценивают свои перспективы, полагая, что могут обойтись без стратегического планирования. Никто не говорит, что в Киришах оптимальное управление, и я не уверен, что в конце года на конкурсе по социально-экономическому развитию они выйдут победителями". Вице-губернатор Григорий Двас, по ведомству которого проходил конкурс, был еще более категоричен: "Они думают, что это им не нужно. Что ж, деньги есть - ума не надо!"

Необязательный план

Известный "Стратегический план Санкт-Петербурга" вводился в обиход в основном как "импортная штучка". При этом власти активно использовали как заложенный собственно в стратегическом планировании PR-ресурс, так и неосведомленность масс о предмете и собирали сливки с того обстоятельства, что большая часть населения воспринимала стратегический план как "генеральный", подразумевая в нем некую законную силу. Соответственно, тот "Стратегический план" воспринимался как набор обязательных к исполнению обещаний со стороны властей. Власти же прекрасно осознавали возможность не исполнять любую из внесенных в "Стратегический план" деклараций. Однако подобное отношение уже в прошлом - сегодня все больше чиновников и администраторов начинают использовать стратегическое планирование как инструмент управления. Правда, при этом каждый отстаивает свои подходы.

Еще год назад между Ленобластью и Петербургом шел спор о том, чей подход к стратегическому планированию вернее (см. "Эксперт С-З", 13(20) от 14.08.2000). "Комплексная программа социально-экономического развития Ленинградской области на 2000-2001 годы", в отличие от петербургского "Стратегического плана", содержала перечень конкретных мероприятий с указанием сумм и источников финансирования, сроками исполнения и ответственными - но зато не подвергалась всенародному обсуждению.

В Петербурге, пионере российского регионального стратегического планирования, в последнее время со стратегами в чиновничьей среде дело обстоит плохо. По словам руководителя отдела территориально-стратегического планирования МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Бориса Жихаревича, губернатор Яковлев любит документ и постоянно его цитирует. Однако развитием уже существующего плана с прошлого года никто не занимается - предпринимаются лишь попытки найти финансирование на мониторинг различных его частей. "План реализуется, иногда даже вовсе не так, как ожидалось. Например, когда мы прописывали в нем строительство окружной дороги, никто не предполагал, что оно осуществится, - говорит Жихаревич, - в то же время конкретных действий по его развитию не происходит. Единственное, что было сделано - в рамках подготовки к получению нового займа на реконструкцию центра города, провели мониторинг выполнения этой части "Стратегического плана"".

Владеть и массами, и цифрами

В отличие от Петербурга область существенно пошла дальше. Большинство планов, представленных на конкурс муниципальными образованиями, хоть и носили неконкретный характер, но были максимально приближены к пониманию их народом. На конкурс были представлены даже обращенные к гражданам листовки и публикации в муниципальной прессе. Наиболее загруженный схемами и цифрами план Бокситогорского района получил среднюю оценку, поскольку, по выражению Григория Дваса, "мало посчитать возможности - надо понимать, куда их направить".

Таким образом, область реализовала обе возможных модели - публично-пропагандистскую на местах и административную в центре. Главное же то, что стратегическое планирование занимает в обществе положенное место: прояснение, формулировка и формализация целей и задач. Таким образом, избиратели и предприниматели знают, чего ждать от властей, а губернские власти знают, к чему стремятся районы. На центр ложится уже не столько задача "выдумывания по мелочам", сколько интеграция муниципальных планов и определение приоритетов регионального уровня.

Кстати, Григорий Двас считает, что все цифры, приведенные в муниципальных планах - в том числе и вероятность привлечения инвестиций - обоснованы. Так что их можно будет рассматривать и с точки зрения нормального экономического планирования.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама