Вторая всероссийская венчурная ярмарка, прошедшая в Петербурге, показала, что большинство компаний еще не готовы к венчурным инвестициям. Из первоначально поданных около 150 заявок на участие, предварительный отбор смогли пройти лишь 47 компаний. Такой большой процент отсева организаторы мероприятия объяснили тем, что многие проекты не являются бизнесом как таковым, а представляют лишь "голые" идеи.
По оценкам экспертов, все иностранные венчурные фонды, присутствующие в России, располагают "рисковым" капиталом в размере 4 млрд долларов. Однако, поскольку продуманных и подготовленных бизнес предложений немного, реально инвестируется примерно четверть этой суммы. Геннадий Груздков, старший управляющий проектами Quadriga Capital, заявил, что "для нас основным критерием выбора компании является ее доходность. На одной идее не заработаешь, мы не можем себе позволить слишком большой риск".
Не менее серьезной проблемой для российского венчурного бизнеса можно считать неразвитость инновационного рынка. Даже в случае удачной реализации первого этапа венчурного проекта, в дальнейшем продать его за реальную цену практически невозможно. Выступавший на ярмарке президент Ассоциации международного научно-технического сотрудничества "Российский Дом" Борис Салтыков отметил, что основная проблема венчурных инвестиций в России заключается, прежде всего, в востребованности различных инноваций. Пока же спрос на них небольшой, инвестиций будет мало. Поэтому и предпочитают иностранные инвесторы вкладывать средства не в инновации, а просто в быстрорастущие российские компании. К примеру, самая крупная сделка Quadriga Capital Russia GmbH & Co. KG (управляющая региональными фондами ЕБРР в СПб, ЛО, Центральной России и Западной Сибири) в 10 млн долларов, совершенная с Нижегородским предприятием "Нижфарм", к венчурному финансированию в его классическом понимании не имела никакого отношения.
Санкт-Петербург