Взлет с препятствиями

Архангельское авиапредприятие становится крупным региональным перевозчиком

Компания "Архангельские воздушные линии" (АВЛ) - редкий пример местного авиапредприятия, которое хотя и испытывало серьезные финансовые проблемы, но не прекратило из-за этого своего существования, как большинство авиаперевозчиков в России, а, напротив, после введения внешнего управления начало работать с прибылью.

Этим летом фирма даже открыла свое представительство в Москве. А бизнес-элита Севера и местные политики предпочитают летать самолетами именно этой компании, так что архангельские авиаторы ежедневно совершают пять регулярных рейсов в "Шереметьево-1". Теперь возможность выбора появилась и у москвичей. Практически одновременно с московской прошла презентация летних рейсов архангельской авиакомпании в Апатитах, на юге Мурманской области, где АВЛ претендуют на роль основного перевозчика взамен прекративших существование "Мурманских авиалиний". Еще два года назад любая из этих инициатив показалась бы нереальной.

"Мы нашли свой рынок"

"Архангельские воздушные линии" появились десять лет назад, когда 1-й Объединенный авиаотряд был разделен на предприятие "Аэропорт "Талага"" и авиакомпанию, что отвечало требованиям Министерства гражданской авиации. Сами авиаторы считают, что можно было бы с разделением и не спешить (не стали ведь разделять 2-й Авиаотряд - и его аэропорт "Васьково" успешно работает вместе со своей авиакомпанией). А так все прелести вхождения в рынок размежевавшимся предприятиям пришлось переживать в одиночку.

Проблем хватило. За десятилетие объем пассажирских перевозок упал почти в тринадцать раз: с 1 млн 800 тыс. человек в 1991-м до 157 тыс. в прошлом году - ситуация, типичная для большинства региональных авиапредприятий. Народ нищал. Авиабилеты стали людям не по карману. Сокращение персонала, проблемы с ремонтом судов, невозможность обновления парка... Кризис 1998 года едва не привел компанию к банкротству.

- Как удалось авиапредприятию избежать ликвидации? - спросили мы у управляющего компанией Владимира Коротяева.

- Мы нашли свой рынок, и это не замедлило сказаться на результатах, - считает он. - Была создана концепция развития нашего авиапредприятия как регионального перевозчика, который оперирует на Северо-Западе России и в приграничных странах. Это сложный рынок. Платежеспособность населения здесь довольно низкая, и без привлечения региональных властей, крупных корпоративных структур трудно получить экономически приемлемый пассажиропоток. И все же мы постепенно восстанавливаем утерянные маршруты. Это позволило разработать согласованную с кредиторами программу вывода предприятия из режима неплатежеспособности. Она рассчитана до середины 2003 года.

Сегодня мы пытаемся продвигаться и в другие регионы, например, в Петрозаводск, Ярославль, большой проект у нас на юге Мурманской области. Если учесть, что мы выдерживаем все удары жесточайшей конкуренции на маршрутах Архангельск - Москва (с "Аэрофлотом") и Архангельск - Санкт-Петербург (с авиапредприятием "Пулково"), то работа внутри региона, не столь интересная для крупных перевозчиков, для нас как раз очень важна. Главное, что удается найти поддержку региональных властей - администраций Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого округа.

Авиакомпания зависит от развития экономики в регионе. Нам нужно хорошо знать рынок, чтобы в подходящий момент предложить дополнительные услуги. Вот примеры. Если растет активность в нефтяном и газовом секторах Ненецкого округа - мы это сразу чувствуем по пассажиропотоку, по заказам, которые поступают оттуда. Сейчас на очереди - Новая Земля. Когда изменилась к лучшему ситуация в лесном комплексе - у нас сразу же появились пассажиры.

Развитию компании послужили и наши устоявшиеся связи с предприятиями, бюджетными структурами, Министерством обороны, Федеральной пограничной службой. Мы не прекращали работать с ними даже в самое тяжелое время, теперь это возвращается сторицей. Старые клиенты идут именно к нам.

Летать должны все

Для Архангельской области, с ее огромными расстояниями, авиация всегда была лучшим транспортом. Летали и на учебу, и на лечение, и на отдых. Десять лет изменили многое. На взлетном поле некоторых сельских аэропортов сегодня сажают картошку...

Авиаторы крутятся как могут. Та же фирма АВЛ, пытаясь сделать полеты доступными, применяет гибкую систему тарифов, дает льготы студентам, ветеранам, инвалидам, поддерживает местные маршруты, такие как Архангельск - Лешуконск. Когда разливаются реки, туда "только самолетом можно долететь". Поэтому авиапредприятие периодически продает билеты на эти рейсы по довольно низким ценам, посильным даже студентам.

И все же компания вынуждена ориентироваться на платежеспособного клиента. Хотя от участия в областных социальных программах она не отказывается - менеджеры уверены, что именно сотрудничество с муниципалитетами и корпоративными структурами позволит ей успешно развиваться, а социальные программы сделают авиатранспорт доступным для населения. Живой пример - возобновление рейса Архангельск - Котлас. С этим городом более четырех лет не было воздушного сообщения. Теперь есть благодаря совместному проекту АВЛ, Котласского целлюлозно-бумажного комбината и муниципального образования "Котласский район".

Еще пример - сотрудничество с Апатитами. Перед началом горбачевской перестройки там, на юге Мурманской области, был построен хороший современный аэропорт. Но из-за кризиса пассажиропоток упал, и он остался практически не востребованным. Сейчас совместно со своим крупным корпоративным клиентом ООО "Апатит", на балансе которого находится аэропорт, АВЛ разрабатывает программу полетов для соседней области.

С конца мая были открыты регулярные рейсы из Апатитов в Сочи и Анапу с посадкой в аэропорту "Шереметьево". Для региона, в котором есть богатые предприятия, способные оплатить своим работникам дорогу к месту проведения отпуска (в соответствии с "законом о Северах"), эти маршруты весьма актуальны. После ликвидации "Мурманских авиалиний" прямых рейсов в южном направлении на этой территории никто не выполнял. "Аэрофлот" везет своих пассажиров через Москву, "Пулково" - через Санкт-Петербург, стыковки рейсов не всегда удобны. Вариант, который предложили АВЛ - с часовой стоянкой в "Шереметьево", - устроил многих пассажиров. Сегодня архангельская компания строит отношения с крупными предприятиями и муниципальными администрациями Кировска, Кандалакши, Мончегорска, Апатитов и надеется на популярность своих маршрутов.

ЕС нам указ

Конкурентоспособность любого авиапредприятия во многом определяется тем, каким парком воздушных судов оно владеет. Сегодня требованиям рынка отвечают только новые самолеты, в крайнем случае - отремонтированные и приведенные в идеальное состояние.

- Ситуация такова, что после кризиса покупать на западе технику для использования на внутренних линиях практически невозможно, - говорит Коротяев. - А те образцы, что предлагает местная авиационная промышленность, или технически не готовы, или нет финансовых схем передачи их в эксплуатацию. Эти варианты мы прорабатываем на перспективу. Пока же сделали упор на ремонте воздушных судов. Сейчас на рынке довольно популярен самолет "ТУ-134". Мы заключили контракт на ремонт шести авиалайнеров этого типа с Минским авиаремонтным заводом в рамках сотрудничества между Архангельской областью и Белоруссией. Три воздушных судна нами уже получено, и состояние техники, надо отметить, очень хорошее. Отремонтированы и "АН-24", которые работают на местных линиях.

Недавно компания столкнулась с еще одной технической проблемой, решить которую невозможно без серьезных финансовых вливаний. Как уже было сказано, летчики выполняют регулярные международные рейсы в северные страны. В связи с тем, что Евросоюз полтора года назад ужесточил правила полетов на своей территории, российские компании обязаны оснастить свои суда так называемой аппаратурой предупреждения опасного сближения.

Американцы придумали новую систему, которая автоматически предупреждает пилота о том, что поблизости есть воздушное судно, пересекающее его курс или встречное. В США, где очень большое движение на местных линиях, потребность в этой аппаратуре, может, и существует. У нас же в России, тем более на Севере, движение не слишком интенсивное. Не сильно "загружено" и небо Северной Финляндии и Норвегии, то есть в тех районах, куда летают АВЛ. Так что реально для безопасности эта система сейчас большого значения не имеет.

Однако требования ЕС одинаковы как для полетов в солидный Мюнхен, так и в маленький шведский Лулео. Следуя предписаниям европейской конференции по вопросам гражданской авиации, компания должна дооборудовать шесть самолетов. Стоимость каждого комплекта системы - 200 тыс. долларов. Понятно, что для предприятия, у которого всего три международных маршрута, вложения эти неэффективны. Да и нет у него таких средств.

Скандинавы заинтересованы

Поддержка пришла от одной из самых влиятельных организаций стран Северной Европы - Баренцева Совета. По его инициативе была создана рабочая группа по содействию архангельской авиакомпании. Вошли в нее представители департаментов транспорта северных провинций Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Цель группы совершенно конкретна - помочь архангелогородцам приобрести системы безопасности.

Сначала благодаря скандинавским коллегам АВЛ получили от Евроконтроля эксклюзивное право на продолжение рейсов в Скандинавию (запрет на работу в воздушном пространстве Евросоюза без спецоборудования вступил в силу 1 апреля 2000 года). Затем на совместных встречах была разработана схема финансирования. В соответствии с ней в июле этого года авиаторы подали заявку в ТАСИС. Предполагается, что проект будет профинансирован в следующем году. Но время не ждет. Заказывать оборудование нужно уже сейчас, и поэтому зарубежные партнеры АВЛ попробовали найти более быстрое решение. Руководители аэропортов Лулео (Швеция) и Рованиеми (Финляндия) взялись организовать оплату 30% стоимости оборудования непосредственно его поставщику. Сейчас авиакомпании удалось заказать полтора комплекта системы предупреждения. Она продолжает поиск финансирования, так как новое оборудование нужно установить до 1 апреля 2002 года, ибо надеяться на еще одну отсрочку не приходится.

Внимание, с которым северные страны следят за судьбой АВЛ, вполне объяснимо. Архангельская авиакомпания предлагает рейсы, в сохранении которых скандинавские партнеры очень заинтересованы. Зарубежные авиаперевозчики (к примеру, SAS) выходили на рынок Северо-Запада России, но все они прекратили полеты, объясняя это, в первую очередь, экономической нецелесообразностью - нет минимально необходимого пассажиропотока.

Крупные российские авиакомпании предлагают летать из Скандинавии через Москву и Санкт-Петербург. Клиентам же лететь в Мурманск через столицы крайне неудобно. Поэтому маршруты АВЛ в Рованиеми, Лулео и Тромсе очень важны для приграничных стран. Ими пользуются бизнесмены и студенты - наши и зарубежные. Кроме того, скандинавы давно хотят использовать российский Северо-Запад в качестве объекта международного туризма.

Понимая, что рейсы эти для архангельских авиаторов низкодоходны, если не сказать убыточны, партнеры по Баренцеву региону ищут возможности помочь АВЛ. В конце 1999 года началась работа в рамках проекта по поддержке маршрута Рованиеми - Лулео - Мурманск - Архангельск. В его финансировании участвуют муниципальные власти Рованиеми и Лулео, часть средств получена из правительственных структур этих стран и ЕС. 350 тыс. долларов должно пойти на рекламу авиалиний в северных провинциях Швеции и Финляндии и на исследование рынка. Ведет проект финская сторона. Осуществляется он в рамках программы по развитию коммуникаций Севера. И пусть это непрямая финансовая поддержка, но и в такой форме помощь компании ощутима - благодаря ей может увеличиться и грузопоток, и пассажиропоток. Пока же АВЛ стараются сохранить международные рейсы за счет внутренних, на сегодня более прибыльных.

Помогают стены

Правда, тут дает знать о себе конкуренция. В ней для регионального перевозчика, по мнению управляющего АВЛ, скрыта сейчас наибольшая опасность. Победит тот, кто лучше умеет работать на рынке.

- Надо создавать маркетинговые структуры, способные выработать и предложить конкурентоспособные услуги, - считает Коротяев. - Мы приводим свои самолеты в приличное состояние, обеспечиваем на борту достойный сервис, работаем с теми клиентами, которыми не интересуется "Аэрофлот" - это позволяет нам удержать рынок.

Конечно, хотелось бы, чтобы конкуренция была более корректной. К сожалению, правила игры на рынке авиаперевозок еще не сложились, и за свои права приходится бороться. Крупные компании в основном работают на международных рынках, куда нет доступа местным перевозчикам. Авиапредприятия местного значения не могут получить и тех льгот, что имеют крупные компании на приобретение техники иностранного производства: будучи национальными перевозчиками, они напрямую поддерживаются правительством.

Союзниками регионального перевозчика могут быть администрации областей и городов, с которыми он работает. Помощь эта - в защите от ценового демпинга, от выталкивания с рынка. Если в регион заходит "чужой" перевозчик, на него нужно возложить обязанности по обслуживанию и местных линий. Если этого не происходит, тогда у региональных компаний должно быть преимущество при работе на самых доходных воздушных линиях.

Сегодня АВЛ находит такую поддержку. Компания встает "на крыло". В 1999 году авиапредприятие отработало без убытков, в 2000-м - получило прибыль. В коллектив возвращается ощущение стабильности, люди начинают забывать, что когда-то им задерживали зарплату. Последние два года на предприятии больше не сокращают персонал - наоборот, стараются поддерживать отношения с летчиками, уволенными во время кризиса. При старом КЗоТе сокращали в первую очередь молодежь - вот и переживают теперь, как бы не остаться без кадров. На предприятии существует даже специальная система, которая позволяет поддерживать техническую квалификацию тех, кому не нашлось пока место в строю. А когда компания праздновала свой десятилетний юбилей, поздравить летчиков пришли ребята из авиамодельного кружка - те, кому так нравятся самолеты. Потому что, какие бы сюрпризы ни подбрасывала жизнь, многие люди все равно будут стремиться в небо.

Архангельск

Рынок авиаперевозок Архангельской области

Авиаперевозчики

АВЛ - образовалась в результате раздела 1-й Объединенного авиаотряда на аэропорт "Талага" и компанию "Архангельские воздушные линии".

"2-й Архангельский авиаотряд" - работает вместе с аэропортом "Васьково" в составе неразделенного 2-го Объединенного авиаотряда.

"Трансавиагарантия" - местная компания, специализируется на грузовых перевозках, выполняет рейсы по заявкам организаций.

"Котласский объединенный авиаотряд" - имеет свой парк воздушных судов, но из-за отсутствия на данный момент лицензии работает "под чужим флагом" - отдает самолеты в аренду другим компаниям. Сам авиаотряд сейчас функционирует только как аэропорт.

Компания "Аэрофлот - РА" - выполняет рейсы Москва - Архангельск и Москва - Нарьян-Мар. Имеет в Архангельске свое представительство.

Компания "Пулково" - выполняет рейсы на маршруте Санкт-Петербург - Архангельск.

"Архангельские воздушные линии"

АВЛ - государственное унитарное предприятие, на котором занято 750 человек (треть - летный состав, треть - технический, остальное - административные и коммерческие структуры). Компания владеет самолетами типа "ТУ-134", "ТУ-154", "АН-24". Работает на маршрутах Москва и Санкт-Петербург, летом доставляет пассажиров в Сочи и Анапу, выполняет чартерные рейсы в Грецию и Турцию. Летает в северные города - Нарьян-Мар и Котлас. В рамках программы приграничных связей Баренцева региона осуществляет полеты на север Норвегии, Швеции и Финляндии.

За семь месяцев 2001 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился объем перевозок пассажиров на 12% по всем рейсам и на 38% - по местным линиям. Оправдали финансовые ожидания южные рейсы Архангельск - Анапа и Архангельск - Сочи, поэтому летом было перевезено в 2,3 раза больше пассажиров, чем в прошлогоднем сезоне.

Регулирование рынка

По заказу Минтранса субъекты Федерации приступили к разработке программы развития авиации до 2005 года. Головной разработчик ее в Архангельской области - Межрегиональное управление авиации. Вовлечены в эту деятельность также специалисты департамента транспорта и связи областной администрации. Серьезную роль играет Совет по авиационному транспорту, который выносит самые острые вопросы на обсуждение представителей всех авиаперевозчиков, действующих в регионе. По его решению в мае 2001 года была создана комиссия, задача которой - ввести конкуренцию на рынке перевозок в цивилизованные рамки. Проанализировав сложившуюся ситуацию, комиссия обратилась в Министерство транспорта с просьбой поддержать региональных авиаперевозчиков, закрепив 70% так называемых провозных емкостей на самых выгодных маршрутах (к примеру, на Москву) за местными компаниями. АВЛ и 2-й Архангельский авиаотряд занимаются убыточными внутриобластными перевозками. Покрыть расходы региональные компании могут только за счет рейсов, выгодных в финансовом отношении, например, в столицу. Если не пойти навстречу местным перевозчикам, жителям районов придется забыть про авиатранспорт, считают члены комиссии.