Преодоление консерватизма

На фоне десятков и сотен горящих ярким пламенем тряпичных бен ладенов и джорджей бушев сожжение противниками вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) чучела министра экономического развития и торговли Российской Федерации Германа Грефа - событие не слишком значительное. Хотя как посмотреть.

Формально московское аутодафе было приурочено к началу очередного саммита форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) в Шанхае, в рамках которого затрагивался, в частности, и вопрос о присоединении России к ВТО. Но, видимо, у желающих отгородить экономику страны от внешнего мира осталось не так много аргументов, и митинг на Триумфальной площади Москвы не ограничился банальной критикой правительственного курса, а превратился в акцию экстремистского характера.

Понятно, что старушки и студенты, надругавшиеся над либеральным министром, знают про ВТО не больше, чем генерал из такого циничного анекдота: 11 сентября. В кабинете у Владимира Владимировича звонит телефон. Докладывает генерал такой-то: "Господин президент, все в порядке, в ВТЦ мы попали". - "Какой ВТЦ, в ВТО надо было!" - "Ой, извините, перепутали".

Между тем, вопросы, надо ли нам вступать в ВТО и (связанный с ним) надо ли защищать отечественный бизнес от зарубежных конкурентов, - далеко не анекдотические. За нашу недолгую рыночную историю мы имеем массу примеров, когда защитные барьеры, препятствовавшие созданию нормальной рыночной среды, только консервировали неспособность отечественного производителя конкурировать, одновременно подрывая и возможности развития смежных отраслей.

Нерациональная таможенная политика практически уничтожила потенциал российской электронной промышленности и ряда других отраслей, конкурентоспособность которых и качество производимой продукции в значительной степени зависели от качества комплектующих изделий и сырья. Напротив, жесткая борьба с импортом стимулировала развитие целых отраслей, например, пивоварения, пищевой и др.

Правительственная политика, избавляющая производителя от жизненной необходимости совершенствовать производственные процессы, по своей сути контрпродуктивна. И она обязательно потерпит крах, если является единственным источником преимуществ национальных компаний.

Если оборудование российского производителя сегодня не покупают, то это происходит не из-за присутствия западного конкурента, а по причине низкого качества и слабого маркетинга отечественного продукта. Более того, самим же россиянам нужна либеральная таможенная политика - чтобы иметь возможность приобретать импортные комплектующие и системы управления, которые сделают производимое ими оборудование более качественным и надежным.

Страна добивается успеха лишь тогда, когда в ней создаются условия, обеспечивающие конкурентное давление на местных производителей, помогающее им преодолеть инерцию и естественный консерватизм и заниматься постоянным совершенствованием и обновлением. Бизнес по-настоящему растет только тогда, когда помимо успехов внутри страны получает прочные позиции и на мировом рынке. Условия для этого могут быть созданы только в открытой экономике.

Нет ничего удивительного в том, что любой бизнес (от нефтяных гигантов до ларька на улице) стремится к монополии ( в первом случае к глобальной, во втором - к локальной), которая дает высокую степень стабильности и относительную прогнозируемость будущего. Однако в долгосрочной перспективе для экономики в целом это тупиковый путь. Потому власти, да и общество в целом, должны создавать такие условия, чтобы стремление компаний к активным действиям перевешивало их естественный консерватизм.

При этом главное направление усилий заключается в создании у менеджеров компаний побудительных причин к совершенствованию своего мастерства и проявлению инициативы, необходимых для создания и поддержания конкурентоспособности. Конкурентное давление является необходимым элементом такой среды.

Известно, что менеджерам психологически проще заниматься "латанием дыр", преодолевать недостатки своих компаний, чем заниматься их развитием (особенно перспективным), используя сильные стороны. Причина в том, что, когда возникают узкие места, угроза слишком очевидна, чтобы ею пренебрегать. Да и решать такие проблемы безусловно проще, чем заниматься стратегией. Поэтому если фирму не подстегивают неблагоприятные обстоятельства (конкуренты), прогресс идет слишком медленно. Наилучшие условия - это определенное сочетание благоприятных условий в одних областях (спрос, доступ к ресурсам) и неблагоприятных (соперничество с конкурентами), подталкивающих к прогрессу в других.

Конечно, речь не идет о том, чтобы полностью, без всяких ограничений, открыть национальные рынки. Это все равно что заставить десятилетнего ребенка бороться с чемпионом мира. Делать это, безусловно, надо весьма осторожно, просчитывая каждый шаг, учитывая, смогут ли национальные компании компенсировать неизбежные потери от открытия внутренних рынков за счет приобретений от открытия внешних. Такой подход, кстати, вовсе не противоречит принципам ВТО. Однако общий вектор государственной политики безусловно должен быть направлен на снятие барьеров, ограничивающих рыночную свободу.