Без выхода не останемся

В Петербурге мелким провайдерам нет места

Предсказания возможного кризиса на рынке петербургского провайдинга прозвучали в конце июля - начале августа этого года. И спровоцированы они были не ожиданием обычного для любого рынка осеннего обострения, но вполне объективной внутренней причиной: 1 августа 2001 года петербургский оператор "Петерcтар" повысил цены для интернет-провайдеров, изменив принцип оплаты за свою основную услугу - предоставление телефонной линии. Теперь провайдерам предстояло оплачивать не только ежемесячный канал через линию "Петерcтара", но и создаваемую нагрузку, то есть платить за каждую минуту входящего трафика. При этом стоимость минуты по новой схеме стала зависеть не только от его объема, но также от времени суток и дня недели.

Петербургские провайдеры используют сразу несколько телефонных линий разных телекоммуникационных компаний - ПТС, "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ) и "Петерстар". На последнюю приходилось всего около 30% всех модемов города (самая большая доля у ПТС - около 60%), но у "Петерстара" расценки были ниже, что позволяло провайдерам выгодно распределять свои ресурсы между дорогими и дешевыми линиями. Нововведение изменило ситуацию - цены у поставщиков телефонных ресурсов практически сравнялись, затраты провайдеров возросли, а расходы на телефонию для многих стали составлять аж 50% себестоимости. Обстоятельства эти, казалось бы, должны были кардинально повлиять на рынок - особенно нестабильным выглядело положение средних и мелких провайдеров, которым, в отличие от крупных интернет-операторов, сложнее найти поддерживающие ресурсы. Но катастрофы не случилось - есть перемены, которые имеют скорее качественный, чем количественный характер.

Большие братья

Пожалуй, самым заметным изменением стал уход с рынка старейшего петербургского провайдера "Дукс". В самой компании особо подчёркивают экономические причины прекращения своей деятельности в связи с повышением тарифов у "Петерстара". Генеральный директор "Дукса" Александр Григорьев ещё в августе в числе немногих предсказывал неизбежное разорение мелких провайдеров. "Дукс" тоже относился к этой категории, но слова Григорьева были, по-видимому, не столько пророчеством, сколько подготовкой почвы для собственного ухода со сцены. Как предполагают эксперты, с которыми нам удалось пообщаться, решение "Петерстара" стало для "Дукса" удобным предлогом - компания и без этого переживала трудности, во многом связанные с неэффективной маркетинговой политикой, и в любом случае прекратила бы своё существование.

Исчезновение "Дукса" усилило одного из крупнейших петербургских провайдеров - компанию "Вэб Плас" (стопроцентную "дочку" холдинга "Телекоминвест"), которая, воспользовавшись старыми связями (в своё время "Дукс" брал в аренду у "Вэб Плас" модемные каналы), разослала всем клиентам разорившейся компании письма с предложением перейти в свою нишу. В будущем возможен перевод абонентской базы "Дукса" в "Вэб Плас", а это две тысячи пользователей. Неудивительно, что в компании спокойно оценивают послеавгустовское состояние рынка.

- У нас, как и у других провайдеров, повысились затраты, но ситуация стабильная, -отмечает PR-менеджер компании "Вэб Плас" Мария Дринберг. - Есть здоровая тенденция к укрупнению бизнеса интернет-провайдеров, так как небольшим компаниям трудно успевать за требованиями рынка - постоянной модернизацией оборудования, внедрением новых технологий и т. д. Важно, что повышение тарифов для клиентов пока маловероятно. Несколько лет назад канальная оплата за трафик была весьма значительна. Сейчас же она постоянно снижается, так как растут объемы потребления.

Другому лидеру петербургского провайдинга - компании "Петерлинк" - приходится одновременно реагировать и на повышение тарифов, и на грядущее резкое усиление конкурента. По словам генерального директора "Петерлинка" Анатолия Листвинского, основную часть модемного пула компании составляют именно линии "Петерстар", а потому его команде пришлось добиваться того, чтобы цены на услуги сеансового доступа (именно эту услугу прежде всего затрагивает повышение цен у телефонного оператора) не изменились.

- Для нашей компании затраты на услуги "Петерстара" возросли приблизительно на 25-30%, несмотря на то что "Петерлинк" является одним из крупнейших, если не самым крупным, клиентом "Петерстар" по аренде цифровых трактов, в отношении которых действует система скидок. Можно себе представить, во что вылилось это фактическое повышение цен для других интернет-провайдеров, потребляющих меньший объем услуг "Петерстара" и не подпадающих под указанную систему. К слову, после презентации новых тарифов менеджеры "Петерстара" утверждали, что для "Петерлинка" итоговые суммы платежей если и увеличатся, то незначительно, - рассказал Листвинский.

Серьёзные, но пока ещё не совсем ясные по содержанию изменения ждут петербургский "Ситилайн", который, по всей видимости, в скором времени займётся реструктуризацией своей клиентской базы. Пока же фирма - один из самых успешных провайдеров московского происхождения, обосновавшихся в Петербурге. "Ситилайн" во многом выигрывает за счёт работы с ADSL - технологией широкополосного доступа в Интернет, которая позволяет передавать по обычной телефонной линии цифровые данные одновременно с телефонным разговором (кроме "Ситилайна" этот же сервис продвигает "Вэб Плас" - что само по себе отрадно: московский опыт показывает, что конкуренция по ADSL значительно снижает цены на такой вид услуг).

Интересно, что осень может оказаться и временем появления новых игроков. Вскоре лидеров - "Вэб Плас", "Петерлинк" и "Ситилайн" - может потеснить сам "виновник" последних изменений и мрачных прогнозов компания "Петерстар". Компания всерьез решила выйти на рынок массовых интернет-услуг (сегодня "Петерcтар" предоставляет коммутируемый доступ лишь владельцам своих телефонных линий - это около 10 тыс. человек). Менеджер группы телематических услуг коммерческого отдела Вячеслав Сафронов пока не хочет называть точную дату выхода "Петерстара" в "массы", хотя и отмечает, что произойти это должно не позже начала следующего года.

- Все-таки наш основной бизнес - телефония, и мы, делая ставку на новое направление, стремимся работать по принципу "все возможные услуги от одной компании", чтобы не отставать в этом смысле от наших главных конкурентов на рынке телекоммуникаций - "Совинтел" и "Метроком", - говорит Сафронов, - то есть вскоре мы сможем предложить полный набор интернет-услуг в одном пакете с телефонными услугами, установкой телефонных линий, организацией выделенных высокоскоростных цифровых каналов передачи данных и беспроводного доступа к телефонной сети.

Инвестиции "Петерстар" в новое направление, по словам Сафронова, составят не менее 250 тыс. долларов в течение следующих 12 месяцев. Стоит отметить, что одним из акционеров компании является холдинг "Телекоминвест" (ему принадлежит 29% "Петерстара"), который также владеет и провайдером "Вэб Плас". Таким образом, в рамках холдинга будут работать две конкурирующие на рынке фирмы. Впрочем, в "Петерстар" уверены, что "тесные корпоративные связи" между двумя провайдерами позволят им "работать эффективнее", избегая "огрехов недобросовестной конкуренции.

Стабильная середина

К "средним" провайдерам (само определение очень расплывчатое - чёткой грани между "средними" и "малыми" провайдерами просто нет) после решения "Петерстара" о повышении тарифов было обращено особое внимание: смогут ли они без инвестиционного "тыла", которым располагают все без исключения "гиганты", сохранить свои позиции на рынке?

Анатолий Листвинский, например, отвечает на этот вопрос скорее отрицательно: "Настоящее состояние рынка интернет-услуг в Петербурге я оцениваю как крайне сложное, можно сказать, переломное. По сути, сейчас идет процесс отсеивания мелких компаний, которые, может быть, раньше и держались благодаря политике демпинговых цен, но сейчас не могут выйти даже на свой уровень рентабельности. Сейчас на рынке нет места мелким компаниям, более того, происходит ужесточение конкуренции среди крупных компаний".

Между тем, если пройтись по списку городских "средних-малых" провайдеров, перед глазами предстанет более оптимистическая картина. RCom, Comset, "Мастер связь", "Матрикс", "ЛЭК Телеком", "Ситек", "Ланк-Интернет", "Адмирал-Телеком", "Телеграф", CTInet, "Аксон" продолжают работать. Более того, многие из них снижают цены на некоторые виды доступа. Как рассказал руководитель отдела продаж провайдера Comset Сергей Апрельчиков, в августе перед его компанией, весь модемный пул которой из 480 цифровых линий приходился на "Петерстар", встал вопрос о рентабельности. "В новых условиях невыгодной оказалась структура продаж, и пришлось перераспределить нагрузку в пользу почасовых тарифов", - отмечает Апрельчиков. Как результат, с ноября Comset планирует резко снизить цены на свои услуги и перейти на оплату их с помощью пластиковых карт, отказавшись от пакетной формы. На постоянно появляющиеся апокалиптические прогнозы в компании реагируют с иронией: "Если бы всё наше будущее зависело от решений "Петерстара", то тогда грош цена нашему бизнесу".

Аналогично оценивают ситуацию и в другой "средней" компании - "ЛЭК Телеком". Руководитель отдела интернета "ЛЭК Телеком" Лариса Холодович отмечает, что её компании также пришлось практически отказаться от продажи неограниченного доступа и сделать упор на почасовую тарификацию. При этом прогнозируемого повышения цен на услуги провайдера не произошло, так что все изменения коснулись опять же только структуры тарифов и продаж. "Всё стабильно, и я не думаю, что провайдеров средней руки ожидает крах. Более того, у нас есть даже некоторые преимущества перед крупными компаниями: московские игроки, которые уже приходят на петербургский рынок провайдинга и будут приходить ещё, в чём никто не сомневается, начнут теснить в первую очередь больших провайдеров, что может внести в их среду дестабилизацию, в то время как средние провайдеры останутся при своём рынке, который вряд ли в ближайшем будущем изменится", - говорит Лариса Холодович.

Московские идут!

Московские компании действительно присматриваются к рынку петербургского телекоммуникаций, не обделяя вниманием и провайдинг. Одним из знаковых "столичных явлений" стал приход в апреле этого года компании "Зенон Н. С. П.", которая за последние месяцы показала, что стремится усилить своё присутствие в Петербурге как раз за счёт предоставления услуг доступа в интернет. Пока "Зенон Н. С. П." предлагает сервис коммутируемого доступа только своим клиентам, работающим по контрактам хостинга - основного направления деятельности компании. Осенью же заработало и петербургское представительство московской компании "ОСС". Оно арендовало 60 линий у "Петерстара" (30 для IP-телефонии и столько же для доступа в интернет). Стратегия аналогична зеноновской - услуги интернет-доступа сначала апробируются на клиентах других своих сервисов.

Присматривается к Петербургу и провайдер "МТУ-Интел". Правда, пока это выражается лишь в первых попытках её "бизнес-брата" "МТУ-Информ" протестировать в городе свои наработки в области сотового телевидения. Но нет причин сомневаться, что рынок провайдинга компания тоже рассматривает. В случае укрепления в северной столице "Зенона" компания "МТУ-Интел" будет просто вынуждена посмотреть в ту же сторону, дабы поддержать своё реноме и не отставать от конкурента. Несмотря на активный интерес со стороны московских провайдеров, всё же не стоит ожидать их "разрушающей" для петербургских лидеров экспансии. Телеком - отрасль, где помимо финансовой базы, опыта и собственных технологических ресурсов требуется и значительная побочная инфраструктура (в частности, телефонные линии и каналы), чаще всего локальная, и осваивать её "чужакам" будет очень сложно.