Смена парадигмы

Усиление роли бизнеса и реализация новых проектов в районах Ленинградской области неожиданно изменили экономическую карту региона

Ленинградская область переживает период массового появления центров экономической активности. Связано это с тем, что вектор движения российского и иностранного капитала, занявшего самые выгодные позиции в близлежащих к Петербургу районах, направлен теперь не только на привлекательные пригороды, но и на дальние муниципальные образования. Развитие отдельных районов уже идет по сценариям бизнеса, впрочем, не противоречащим планам развития региона в целом.

Область растет

В последние несколько лет доля Ленобласти по объему производства на Северо-Западе превышает 12%, уступая лишь Петербургу с его 25% и Вологодской области (16,7% - главным образом за счет "Северстали"). При этом доходная часть бюджета региона за последние четыре года выросла почти в четыре раза и, по предварительным данным, в 2002 году превысит 8 млрд рублей. Согласно последним прогнозам, рост экономики региона в ближайшие четыре года будет идти похожими темпами. Так, если ВРП региона в 2000 году составлял 56 млрд рублей, то к концу 2001 года этот показатель достигнет уже 76 млрд рублей, а к 2004 году приблизится к 130 млрд рублей.

Бурный экономический рост области обусловлен тем, что, во-первых, в ее районах происходит активный процесс наращивания инновационного, производственного и инфраструктурного потенциалов, снижается риск вложений капитала. Во-вторых, хоть и медленно, но обновляются изношенные основные фонды заводов и фабрик. Важен и фактор активного инвестиционного процесса, привлечения в регион все больших объемов российского и иностранного капитала. По прогнозам, до 2004 года в области сохранится тенденция роста объема инвестиций в экономику и социальную сферу, а ежегодный приток только иностранного капитала будет колебаться в пределах 330-440 млн долларов. Притом, что за последние 10 лет в экономику края пришло около 1 млрд долларов, инвестиционная емкость территории будет оставаться весьма значительной - на уровне не менее 10 млрд долларов.

Как считает Григорий Двас, вице-губернатор региона по экономическому развитию, в ближайшие годы в экономике будут преобладать прямые отечественные инвестиции, приближаясь по объемам к иностранным. При этом среди всех источников финансирования доминирующими останутся собственные ресурсы предприятий. Их доля к 2004 году достигнет 73% в общем объеме финансовых источников. И если в 2000 году объем инвестиций этого вида составил 19,6 млрд рублей, к концу 2001 года он приблизится к 26,4 млрд рублей, в 2003 году - к 37 млрд, а в 2004 году - к 42 млрд рублей.

Выход из самоизоляции

В будущем в экономике области будут по-прежнему доминировать несколько отраслей: топливная промышленность, лесопромышленный комплекс, сельское хозяйство, промышленность стройматериалов, химическая промышленность и другие. Как показывают расчеты, объемы производства в большинстве из этих отраслей вырастут к 2004 году примерно в 2 раза (по сравнению с уровнем 2000 года), а в некоторых ожидается еще больший рост (в пищевой - в 4 раза, в производстве стройматериалов - в 3 раза и т. д.). Несмотря на доминирование крупных производств, все большее значение в областной экономике приобретают небольшие предприятия, от числа которых в значительной степени зависит экономическая устойчивость региона в целом и благосостояние жителей тех районов и уездных городков, где создаются рабочие места.

Последние годы районы развивались бессистемно, в отрыве от общеэкономических процессов, происходящих на Северо-Западе. Каждый рассчитывал на пару своих предприятий, не задумываясь о конъюнктуре рынков, другие же сферы экономики не развивались. Межрегиональные связи как важнейший экономический фактор районными властями в расчет не брались, а связи международные зачастую использовались лишь для организации заграничных вояжей чиновников. В результате перекосы в социально-экономическом развитии территорий, существовавшие и в советские годы, только усилились.

Однако в последнее время ситуация стала меняться. Центр экономической активности постепенно начал смещаться в районы, в каждом из которых появляется все больше новых, иногда и нетипичных "точек роста". Какие-то территории развиваются, следуя геополитическим интересам государства (как Кингисеппский и Выборгский районы), но все чаще ускорению процесса способствуют интересы динамично развивающегося бизнеса. Одних предпринимателей привлекают свободные производственные площадки, других - близость сырья. В результате, к примеру, в Приозерске стали делать сыр (хотя раньше Ленобласть его никогда не производила), а в ряде районов начали успешно работать полиграфические производства (несмотря на обилие таких предприятий в Петербурге).

Свой путь

Ускорение происходит даже в удаленных районах области, которые традиционно считались бесперспективными и приносили руководству только головную боль, - в тех, где развернули свою политическую и экономическую деятельность финансово-промышленные группы (ФПГ) из других регионов России. Получая контроль над территорией, ее финансовыми потоками и потребительским рынком, ФПГ укрепляют свой бизнес и уменьшает его риски. Так уже произошло, например, в Волховском районе, по этому же пути движутся Лужский и Гатчинский районы, город Коммунар.

Одним из самых неблагополучных в Ленобласти всегда считался (наряду с Тихвинским, Подпорожским и Бокситогорским) Лодейнопольский район. По объему производства он и сейчас занимает 26-е место в регионе и одно из последних мест по объему инвестиций в основной капитал. А доля убыточных предприятий в районе в 2001 году (64,3%) - самая большая в области. Между тем, в последние годы производство там начало заметно расти.

По данным Лодейнопольской администрации, если в 1998 году местная промышленность произвела продукции на 96 млн рублей, в 1999-м - на 171 млн рублей, то в 2000 году - уже на 201 млн рублей. Такой прогресс связывают с тем, что в 1998 году Лодейнопольский район стал площадкой для воплощения планов петербургской компании "ЭГО-Холдинг". Приход фирмы в район начался с покупки в 1998 году убыточного местного комбината хлебобулочных и кондитерских изделий. После инвестирования и смены части персонала завод вышел на самоокупаемость. Следующим шагом компании стало создание в начале 2000 года предприятия "ЭГО-Лес" (заготовка и переработка леса) как плацдарма для будущего "лесного" холдинга. "Генеральное направление развития района будет связано, конечно же, с лесозаготовкой и переработкой", - считает глава "ЭГО-Холдинга" Александр Кашин.

Такая позиция естественна: лесозаготовка традиционно является основной, наиболее прибыльной отраслью Лодейнопольского района (40% доходов - 27 млн рублей в 1998 году, и 50,7 млн рублей - в 2000 году). По объему грузооборота (705 тыс. тонн), основная часть которого приходится на внутрирайонные перевозки древесины, он занимает 6-е место в области. Купив летом 2001 года Лодейнопольский леспромхоз, "ЭГО-Холдинг" сформировал лесопромышленный комплекс с полным циклом. В него помимо леспромхоза вошли "Тимбер-Холдинг", "Тимберлэнд" и "ЭГО-Лес". "Последним шагом станет включение в цепочку деревообрабатывающего комбината", - говорят в компании.

Общий объем инвестиций в экономику района за эти годы составил 2,5 млн долларов. В ближайшие полгода придет еще полмиллиона долларов, а в долгосрочной перспективе - еще один миллион. Для финансового сопровождения своего бизнеса и кредитования других фирм компания открыла в городе филиал питерского "Технохимбанка".

Кстати, помимо чисто экономических интересов немалую роль в приходе в район "ЭГО-Холдинга" сыграли и личные связи Александра Кашина. "Я бы не стал просто так вкладывать миллионы долларов. В районе работают люди, которых я давно знаю и на которых могу положиться. А в Ленобласти это очень серьезная проблема", - признается Кашин. "Для нашей удаленной территории приход Кашина сыграл важнейшую роль. Через три месяца после покупки леспромхоза, где работают, между прочим, 1000 человек, предприятие заработало. Погашаются долги. Будущее экономики района мы видим не только в лесном комплексе, но и в туризме и в сельском хозяйстве", - полагают в администрации района, намекая, что решающую роль и в этих сферах будет играть всеобъемлющий "ЭГО-Холдинг".

Из бизнеса - во власть

Развивающийся бизнес, заинтересованный в том, чтобы как можно органичнее чувствовать себя в районе и полнее пользоваться административными и экономическим возможностями, все больше стремится завоевать лидерство уже не только на местной, но и на областной политической арене. Так, Виктор Попов, бывший директор "Волховского алюминия", был некогда избран депутатом областного ЗАКСа. Таких примеров - множество.

По имеющимся данным, своих кандидатов на предстоящих в декабре 2001 года выборах в областное Законодательное Собрание выдвинет и петербургский холдинг "Парнас", который строит единую производственную цепочку и весьма успешно развивает мясокомбинаты, а также некоторые аграрные хозяйства в Лужском, Тихвинском и Волховском районах. Но если для одних компаний такой путь приемлем, то для других решение проблем видится не в политических методах, а через переговорный процесс. Александр Аладушкин, председатель правления ОАО "Петербургский мельничный комбинат", говорит: "Некоторые представители деловых кругов пытаются выдвинуть на предстоящих выборах в областной парламент своих кандидатов. Я считаю данный способ решения собственных проблем неприемлемым, мой подход - поиск делового компромисса. Хотя, конечно, планирование большого бизнеса не может быть абсолютно независимым от политической ситуации. Но политика должна проводиться в интересах народа, а не для удовлетворения чьих-то личностных или деловых амбиций". Впрочем, если учесть, что влияние Аладушкина в экономике области становится все более весомым (в его холдинг недавно вошла одна из крупнейших в Европе птицефабрик "Синявинская"), то, возможно, и ему когда-нибудь придется использовать политические рычаги для успешного ведения бизнеса.

Не без проблем

По мере того, как интересы бизнеса в Ленобласти становятся все более выраженными, отношения с властями могут и осложняться. Например, те же "Ленстройматериалы" добывают в области гранит для производства стройматериалов. На фоне недавно ужесточившихся там правил недропользования (многократное увеличение ставок земельного налога) бизнесмены ищут всевозможные способы снижения издержек на добычу сырья. У мелькомбината "Петербургский" бизнес самым тесным образом переплетен с областным агропромышленным комплексом (с птицефабриками и совхозами), а положение дел в этой сфере считается далеким от желаемого.

Правда, далеко не всегда попытки конкретных бизнесменов усилить свои политические позиции даже на небольших территориях заканчиваются удачно. Фиаско потерпела год назад даже мощная группа "Илим Палп Энтерпрайзес", которая хотела укрепиться в администрации города Коммунар. Из трех крупных предприятий Коммунара группа контролирует работу бумажной фабрики "Коммунар" и "СПб картонно-полиграфический комбинат". Инвестиции компании в эти заводы за последние годы составили несколько десятков миллионов долларов. А вклад в доходную часть местного бюджета этих предприятий исчисляется десятками миллионов рублей. Вполне естественно желание компании иметь своих представителей в местной администрации, тем более, что город в последние годы практически не развивался. Хотя объем производства предприятий Коммунара превышает 1 млрд рублей, многие социальные проблемы до сих пор ждут своего решения (так, новое жилье городом вообще не строилось), новые предприятия почти не открываются, а криминальная обстановка остается одной из самых сложных в области. В местных деловых кругах считали, что всему виной политика администрации города и что отчисляемые бизнесом налоги уходят "налево".

Бизнесмены решили поменять руководство города, а в местное собрание депутатов ввести около десятка своих людей - представителей предприятий, директора школы, офтальмолога местной больницы и других весьма авторитетных в Коммунаре жителей. Но предвыборная стратегия были избрана неверно и бизнесмены проиграли. Впрочем, в ближайшее время в Коммунаре снова пройдут выборы, и, по имеющейся у "Эксперта С-З" информации, "Илим Палп Энтерпрайзес" снова попытается провести своих людей во власть.

Собственник-спаситель

Экономика дальних районов еще в советские времена была основана на одном-двух крупных предприятиях, которые давали и основные доходы району, и рабочие места населению. Естественно, все проблемы этих предприятий напрямую отражаются на благополучии района.

Типичный пример - Тихвинский район. В советские времена его экономика была целиком "завязана" на предприятие "Трансмаш", филиал петербургского "Кировского завода", который обеспечивал работой более 10 тысяч тихвинцев. В начале 90-х годов завод "Трансмаш" потерял свои рынки и последние семь лет влачит жалкое существование. Ситуацию существенно не исправила даже реструктуризация, когда отдельные производства были выделены в самостоятельные дочерние компании (например, "Тихвин ЭТ", которое выпускает торфобрикеты и имеет стабильный круг покупателей).

Районная администрация пыталась найти выход, привлекая в район инвесторов. Кое-что удалось сделать. Так, в Тихвине уже несколько лет успешно шьет нижнее белье знаменитый германский концерн Komazo, работает ряд лесопромышленных компаний, производит детали для мебели питерская компания "Сосна". Это основные налогоплательщики района.

Однако все эти предприятия невелики, и процветания району они не принесли. Так, по объему промышленного производства Тихвинский район занимает сейчас 14-е место (420 млн рублей) среди муниципальных образований области, объем инвестиций в основной капитал (35 млн рублей в 2001 году) здесь один из самых низких в регионе, но, правда, и один из самых высоких показателей грузооборота - почти 900 тысяч тонн грузов за семь месяцев этого года (четвертое место по Ленобласти) благодаря активному лесопользованию. Тем не менее, из-за неблагополучного положения дел на "Трансмаше" район стоит на 1-м месте в области по просроченной кредиторской задолженности, которая превышает 1 млрд рублей.

Качественное изменение ситуации специалисты связывают с возрождением "Трансмаша". И соответствующие надежды появились, когда заводом заинтересовалось петербургское ОАО "МНПО "Полиметалл"". Компания выстраивает "горнорудную" технологическую цепочку и заявила о намерении организовать на "Трансмаше" крупномасштабный выпуск горнодобывающей техники. Сейчас фирма ведет скупку имущественного комплекса завода. "В процессе добычи золота и серебра - нашего основного занятия - мы пришли к выводу, что для каждого месторождения необходимо индивидуальное оборудование. Западное нас не вполне устраивает. Поэтому мы и хотим производить его сами в Тихвине", - поясняет Игорь Макурин, заместитель генерального директора "Полиметалла".

Под боком

Шлиссельбург удаленной территорией не назовешь - до Петербурга час езды. Однако и в этом городке ситуация в последние годы оставалась крайне сложной: чехарда с руководителями города, безработица... Экономика Шлиссельбурга держится на двух китах: градообразующем Невском судостроительно-судоремонтном заводе и небольшом Опытном заводе. Объем инвестиций в основной капитал за полгода - всего 5 млн рублей, грузоперевозки - 4 тысячи тонн. Вклад города в экономику области едва ощутим (0,1% от общего объема ВРП). Последние годы заводы практически стояли, усилия местной администрации и правительства области серьезного эффекта не давали и население спасалось от безработицы только благодаря близости к Питеру. Однако в этом году наметилось оживление экономики Шлиссельбурга - за половину 2001 года местная промышленность произвела продукции в 2,5 раза больше, чем за тот же период 2000 года. Связано это оживление с покупкой судоремонтного завода "Северо-Западным пароходством" (СЗП), дочерним предприятием большого промышленного холдинга "Новые программы и концепции" (НПК), которому завод нужен для завершения своей технологической цепочки. "Предприятия холдинга сами производят суда, эксплуатирует их СЗП, а ремонтировать, модернизировать и утилизировать их должны "Невский судостроительный-судоремонтный завод", "Северная верфь" и "Вознесенская РЭБ", - так прокомментировал планы по созданию замкнутого цикла производств НПК генеральный директор холдинга Борис Кузык. (Второе предприятие Шлиссельбурга - Опытный завод - после покупки его "Миннефтегазстроем" начинает выпускать земснаряды для строительства и обслуживания портов, чистки каналов и рек).

И туризм тоже

Опыт некоторых городов Ленобласти, имеющих какой-либо памятник истории или даже просто расположенных в очень живописной местности, показывает, что туризм может стать вполне серьезной основой для их развития. Поднять край за счет туризма без серьезных инвестиций вряд ли возможно, но покормить население небольшого городка - вполне реально. Так, о деревне Большие Мандроги Подпорожского района несколько лет и знать никто не знал. А сегодня о своем посещении этого райского уголка с удовольствием рассказывают депутаты Госдумы и высокопоставленные чиновники правительства России. В 250 км от Питера работает гостиничный комплекс "Подворье", стилизованный под старую Русь. В его окрестностях можно неплохо поохотиться. И этого оказалось достаточно - самый дорогой турист с теплоходов, идущих по реке Свирь, "пошел косяком".

Тот же Шлиссельбург со своей знаменитой крепостью "Орешек" рассматривается рядом туристических компаний в качестве объекта посещения своими клиентами во время ежедневных летних прогулок на теплоходах. Вынашивают планы организации туристических потоков в свои регионы и власти Лодейного Поля, Подпорожья, Приозерска. В последние пару лет областные власти активно пытаются сделать туристическим центром федерального значения первую столицу Древней Руси - Старую Ладогу, с ее крепостью и домонгольской церковью Святого Георгия. Подобного рода привлекательных для туристов мест в Ленобласти множество - нужна лишь фантазия, средства на создание туристической инфраструктуры, реклама, ну и немного здравого смысла, разумеется. И те бизнесмены, которые первыми рискнут вложить деньги, имеют шанс "снять сливки" с этого малоосвоенного пока рынка.

Странные игры

Впрочем, экономическими лидерами области еще долго будут оставаться крупные промышленные районы. Например, Киришский, с его крупнейшим нефтеперерабатывающим комбинатом "Кинеф". Сегодняшний вес района в общем объеме промышленного производства области составляет 25,7%, одно из первых мест держит он и по объему инвестиций (более 1 млрд руб. в прошлом году). Достаточно велика в Киришах и доля прибыльных предприятий - 56%.

Между тем, присутствие промышленного гиганта явно "расслабляет" территориальные власти. Так, они "выбили" у "Кинефа" согласие на фактически безвозмездное содержание своих аграрных хозяйств (11 млн рублей в год из прибыли комбината), поощряя таким образом неэффективную систему управления сельским хозяйством. Однако в последнее время в Киришах начали появляться (без помощи властей) и вполне рыночные точки экономического роста. Одна из них - проект "Киришского биохимического завода" по переработке отходов спиртового производства (барды) для нужд комбикормовой промышленности. Другая - третий в Ленобласти стекольный завод по производству пивных бутылок, который откроется в 2002 году на базе того же БХЗ.

Кингисеппский дедвейт

В том же году открытие четвертого стекольного завода ожидается в Кингисеппском районе, который пока занимает седьмое место в ранжире областных территорий по объему производства (1,16 млрд рублей в 2001 году против 530 млн рублей в 2000 году). В 2001 году все предприятия Кингисеппского района обработали около 324 тыс. тонн грузов (13-е место по Ленобласти).

Но не стекольный завод станет стержнем новой экономики района. Территория эта - потенциально крупнейший транспортный центр России. С вводом в строй Усть-Лужского морского торгового порта Кингисепп, оттянув часть грузов из Прибалтики, частично покроет дефицит портовых мощностей России в Северо-Западной ее части. Если сегодня общий грузооборот по Северо-Западу колеблется в пределах 96-98 млн тонн в год, то через 5-6 лет мощность по перевалке грузов только через Усть-Лужский порт должна составить около 17 млн тонн в год. А с завершением строительства всех объектов - 35 млн тонн в год. "С учетом ежегодного роста ВВП России на четыре-пять процентов потребность в Усть-Лужском порте будет только расти," - прогнозирует Валерий Израйлит, генеральный директор ОАО "Компания Усть-Луга".

Исходя из прогнозируемого количества занятости и налоговых отчислений, эффект будет весом не только для района, но и для области. По данным "Компании Усть-Луга", просчитавшей мультипликативный эффект и бюджетную эффективность проекта, к 2010 году совокупные доходы федерального бюджета, бюджетов области и района от деятельности всех "дочек" порта, зарегистрированных в Кингисеппском районе, превысят 580 млн долларов.

Помимо того, что порт включит в свой состав угольный и лесной терминалы, терминалы минеральных удобрений и генеральных грузов, важнейшей частью проекта станет паромное соединение с Калининградом и Германией, которую интересуют российский коксующийся уголь, продукты нефтехимии, лесные грузы и прочее. "Организация паромных линий отвечает стратегическим задачам не только Северо-Запада, но и России. А порты Германии рассматриваются как наиболее вероятные пункты доставки грузов. Для этого мы и разрабатываем проект "Балтийский паром"", - говорит Израйлит.

Еще одно предприятие Кингисеппского района - ОАО "Фосфорит", которое хотя и не является новым объектом на экономической карте области, но, как и шлиссельбургский судостроительно-судоремонтный завод, еще совсем недавно было на грани банкротства. В этом смысле покупка его "Группой МДМ" выглядит значительным событием в экономике области. Кроме этого, как говорит Израйлит, "завод обречен на взаимодействие с портом по экспорту удобрений". "Но основные игроки по минерально-химическим грузам для Усть-Лужского порта - заводы "Акрон" и "Сильвинит"", - считает Израйлит.

В общем, если учесть эти проекты, становится ясно, что Ленобласть ждет проблема с кадрами. По расчетам "Компании Усть-Луга", при вводе в строй терминалов порта появится не менее 8 тысяч новых рабочих мест. "Вопрос с кадрами нужно решать очень быстро. C питерскими институтами мы прорабатываем вопросы подготовки работников. Возможно, создадим в Кингисеппе собственное учебное заведение", - сказал Валерий Израйлит.

На семи ветрах

В портовом Выборгском районе сконцентрирована самая, пожалуй, разнородная промышленность: машино- и судостроение, гидроэлектроэнергетика, легкая и пищевая промышленность, деревообрабатывающая, целлюлозо-бумажная и камнедобывающая отрасли, форелеводство, наконец. Выборгские промышленники производят 5,7% всего объема продукции Ленобласти (1,8 млрд рублей за семь месяцев 2001 года против 819 млн - за то же время 2000 года). По объему инвестиций в основной капитал (1,04 млрд рублей) район занимает 3-е место среди 29 районов области. Весьма неплохие и показатели района и по сельскому хозяйству (доля района по производству мяса превышает 10%, или 4,3 тыс. тонн, за первую половину 2001 года).

Выборг с "Выборгским судостроительным заводом" остается транзитным центром и центром судостроения Северо-Запада, где размещается все больше заказов на производство как элементов круизных судов, так и траулеров. Но назначение района только как транзитного приграничного и судостроительного центра меняется - он становится территорией, где (как в Кингисеппском районе с его Усть-Лужским портом) сконцентрировались большие геополитические интересы.

В Приморске полным ходом идет реализация проекта Балтийской трубопроводной системы (БТС) и, как ее часть, строитcя нефтеперерабатывающий порт, через который планируется переваливать 29 млн тонн нефти. БТС и порт придают вес экономике не только Ленобласти, но создают новое независимое и экономически перспективное экспортное направление нефти для всей России. Теперь, когда политический вопрос о транспортировке нефти через Ленобласть с возможным экспортом ее на НПЗ в Порвоо (Финляндия) уже решен, строительство порта идет стахановскими темпами. Высшие чиновники заявляют, что порт будет построен раньше срока.

Приморск видится областным экономистам как крупный форпост российской экономики. По оценкам экспертов, за 20 лет эксплуатации БТС во все виды бюджетов поступит около 400 млн долларов. Из них в федеральный бюджет - 100 млн, а в региональные - 300 млн, из которых почти 260 млн в виде налогов и отчислений получит бюджет области. Только право прокачки нефти Выборгскому району ежегодно сулит от 20 до 40 млн рублей.

От авантюризма - к реализму

Позитивным процессам, происходящим в последние два-три года в экономике, Ленобласть обязана целому ряду причин. Свою роль сыграла и лояльная инвестиционная политика, и смещение центров экономической тяжести на несколько районов области, и попытка сбалансировать развитие территорий. Пройденным оказался и этап отрицательного опыта - авантюрного подхода в управлении территорией и бюджетными средствами. Область сумела исправить серьезные экономические ошибки предыдущего руководства.

Так, практика осуществления грандиозных проектов наглядно показала, как опасно легкомысленное отношение к внешним заимствованиям и закупке на бюджетные деньги дорогой техники. Ленобласть чуть было не оказалась на грани краха, когда закупила более сотни дорогих венгерских "Икарусов" и привлекла синдицированный кредит в объеме 50 млн долларов. Чуть было не оказались дискредитированными значимые проекты: возрождение единственного в регионе аэропорта "Вещево" под Выборгом, строительство порта в Усть-Луге, нефтеналивного порта в Приморске, бухте Батарейной и даже Балтийской трубопроводной системы. Выводы из ошибок чиновники сделали, но заплатить за них пришлось дорого. Теперь на смену дорогим внешним кредитам пришли скромные внутренние облигационные займы, а предпочтение при закупках техники отдается отечественной продукции.

Распространение центров экономической тяжести на возможно большее количество областных территорий - чрезвычайно важный, своевременный и благотворный процесс. Вопреки мифическим представлениям о том, что только там, где работают такие компании, как Ford или Caterpillar, территории могут гармонично развиваться, достойная жизнь при умелом управлении может появиться и в Богом забытом поселке. Более того, чем быстрее руководители каждой конкретной территории (вместе с представителями бизнеса) чисто психологически "раскрепостятся" от своей привязанности к градообразующим (или нескольким крупным) предприятиям и посмотрят на жизнь несколько шире, тем более зрелой и устойчивой будет местная экономика.