Платные дороги и бесплатные направления

5 ноября 2001, 00:00
  Северо-Запад

На прошедшем в Великом Новгороде заседании российско-американско-финской рабочей группы губернатор области Михаил Прусак озвучил идею нового проекта - строительства скоростной платной дороги. Уже начата разработка технико-экономического обоснования, которую проводит американская фирма Novtrans. Американское правительственное агентство по торговле и развитию U. S. Trade and Development Agency безвозмездно выделило на эти цели 300 тысяч долларов.

Цель проекта - улучшить условия движения в пределах области в транспортном коридоре между Санкт-Петербургом и Москвой. Для этого предполагается соорудить четырехполосную платную дорогу протяженностью 141 км, примыкающую к федеральной автотрассе М10. По проекту новое шоссе с промежуточной разделительной полосой должно быть на 35 км короче основной трассы и лучше обустроено. Это должно сократить время в пути в среднем на 1 час.

По словам Михаила Прусака, строительство новой магистрали оценивается в 500 млн долларов, и станет одним из самых крупных инвестиционных проектов в области. Американцы же рассчитывают, что часть из этой суммы придется на импорт в Россию их товаров и услуг. Речь идет об инженерно-технических консультациях, землеройной и строительной технике, оборудовании для обслуживания дороги.

Еще в 1998 году вышел указ Президента России, регламентирующий строительство и эксплуатацию платных дорог. Согласно документу, "проезд по автодороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим трассам". С такой дорогой в Новгородской области все в порядке, альтернатива есть, да еще какая - федеральная магистраль М10. Однако ее состояние таково, что руководители ГИБДД грозятся эту дорогу закрыть - на трассе существуют участки, которые капитально не ремонтировались с 1964 года.

За девять месяцев текущего года на новгородском участке трассы "Москва - Санкт-Петербург" произошло 71 дорожно-транспортное происшествие: погибли 45 человек и 90 получили ранения. По словам заместителя начальника областного управления ГИБДД Валерия Гусева, причина 38% аварий - плохое состояние дороги. В преддверии наступающих холодов ГИБДД бьет тревогу. По эксплуатационным качествам трасса М10 относится к классу "А", а значит, любая наледь должна быть устранена не более чем за четыре часа. "Если через это время дорога не будет приведена в соответствие, мы обязаны ограничивать движение и даже закрыть его вообще, - напоминает Валерий Гусев. - И вполне возможно, что эта мера будет применена нынешней зимой, потому что наши ДРСУ физически не смогут быстро устранить последствия морозов и снегопадов".

"На все обслуживание участка в нынешнем году нам выделено 15,7 миллиона рублей, - рассказывает руководитель ДРСУ-3 Владимир Сергеев, - а что это за сумма, можно судить по одному показателю - в год только на горючее мы расходуем шесть миллионов". Руководители дорожной организации вынуждены были обратиться с письмом в адрес губернатора и ГИБДД с просьбой о помощи, иначе из-за нехватки техники предприятие не сможет нормально работать в зимний период.

Неудовлетворительное финансирование содержания М10 в Новгороде во многом связывают с политикой федеральных властей, которые направляют основную часть средств, предназначенных на содержание всех Северо-Западных дорог, на финансирование "строек века" в Петербурге. Предложив большой и красивый проект, новгородские власти надеются увеличить поток федеральных дорожных денег в свою область. В свое время анализируя последствия реформы системы финансирования дорожного строительства, "Эксперт С-З" предсказывал перераспределение ресурсов в пользу глобальных проектов. Но до реализации проекта платной дороги еще ой как далеко, а вот закрытие федеральной трассы "Москва - Петербург" может произойти в ближайшее время. Если не будут приняты соответствующие меры.

Великий Новгород