Идея без практики

Сотовое телевидение в Петербурге сейчас не имеет реальной перспективы

Эпоха высоких технологий, главная цель которых - удовлетворять нарастающую потребность повседневной жизни и бизнеса в качестве информации, а также ее оперативности и гибкости, постепенно начинает адекватно восприниматься российским потребителем. Но восприятие это существует на уровне знания и понимания идеи. На практике же консерватизм мешает оторваться от традиционных услуг, и вследствие этого отсутствует инициатива у производителя.

Идея

Несмотря на бурное развитие Интернета, телевидение и по аудитории, и по задействованным ресурсам, и по влиянию остается ключевым средством массовой информации. При таком статусе вопрос его технологической "подгонки" под современные условия развития связи и систем передачи информации становится вопросом стратегическим, определяющим состояние всего информационного рынка. В технике телевещания назревает перелом - об этом многие подозревали уже давно, хотя отрасль казалась сверхстабильной. Перемены были, правда, в основном количественные: повсюду в мире увеличивалось число каналов спутникового телевидения, постепенно разрастались кабельные сети. И это ничего не меняло в природе передаваемого сигнала. Он по-прежнему оставался аналоговым. Как и на заре телевизионной эры, потребитель не мог вмешиваться в содержание телепрограммы. Единственное, что позволял себе взыскательный зритель, - перейти на другой канал, который, впрочем, был столь же жестко запрограммирован, как и предыдущий. Идея сотового телевидения обрела реальные очертания в середине 90-х годов, когда ведущие телекоммуникационные фирмы мира стали присматриваться к технологиям широкополосного вещания. С конца 90-х годов в ногу со временем пытаются идти и российские компании.

Сотовое телевидение работает по сотовому принципу - по той же схеме, что и известная сотовая телефония: территория разбивается на соты, в центре каждой соты устанавливаются станции-передатчики с радиусом действия около 5-6 км, перекрывающие определенные районы, в пределах которых можно вести передачу на очень высоких скоростях. На эти станции транслируются телевизионные и видеопрограммы с орбитальных спутников или наземных ретрансляторов. Станции модулируют сигнал и передают его дальше - на принимающие абонентские антенны. Затем сигнал преобразуется в специальном устройстве - ресивере, который выводит на экран телевизора изображение. В Европе получила распространение "многоточечная распределенная система", в которой передатчики работают в диапазоне частот 40,5-42,5 ГГц. В США используется близкая к ней "локальная многоточечная распределенная система" LMDS. Здесь передача сигналов происходит в диапазоне 27,5-29,5 ГГц. В России частота регулируется нечетко, и поэтому полноправно используются обе системы, в сущности, мало чем отличающиеся по схеме работы и основным качественным параметрам. Абонентское принимающее устройство представляет собой плоскую небольшую (15х15 см) квадратную антенну, которую можно устанавливать как в помещении, так и вне его, и обычный спутниковый ресивер, работающий в полосе 950-2050 МГц.

Часто в общественных представлениях сотовое телевидение определяют как синоним телевидения цифрового. Это, конечно, не так: под сотовым ТВ следует понимать механизм распространения сигнала, в то время как понятие "цифровое ТВ" означает не что иное, как один из форматов передаваемых данных. Сотовое телевидение может быть цифровым, то есть распространять качественный цифровой сигнал, но может быть и обычным аналоговым.

Почем?

Сложная, на первый взгляд, технологическая схема вызывает вполне закономерный вопрос о необходимости внедрения сотового телевидения для широкого пользования (ведь уже имеется укоренившееся аналоговое ТВ, распространяемое с телебашен) и альтернативных путей передачи телевизионного сигнала: спутникового и широкополосного кабельного. Между тем, преимущества сотового телевидения весьма серьезны и затрагивают одновременно целый ряд важных аспектов: от качественных и экономических до социальных. Традиционные схемы распространения телесигнала в масштабах отдельного региона предусматривают создание централизованной сети. При этом выход из строя центрального звена - в данном случае телебашни - означает полный крах всей системы. Тут стоит вспомнить прошлогодний пожар на московской Останкинской башне, когда практически на протяжении месяца все центральные и большинство региональных каналов не имели возможности вещать на Москву. Именно после этого знакового случая, кстати, ряд столичных операторов провозгласил усиление своей новой стратегии - развитие сотового и кабельного телевидения. Петербургская телевизионная башня на Чапыгина так же уязвима, как и Останкинская. Механизм же работы сотового телевидения обеспечивает высокую надежность сети при рассредоточенных ретрансляторах, особенно в случае стихийных бедствий. Если выйдет из строя одна из станций, подконтрольная территория не обязательно потеряет доступ к телевизионному эфиру. Дело в том, что сотовые системы хорошо работают именно в городе (в отличие, например, от сельской местности). Их сигнал не требует наличия прямой линии видимости между передатчиком и приемником, необходимой для обычного телевидения, - технология допускает отражение сигнала от "посторонней" поверхности без изменения его качества, а равномерность распределения базовых станций гарантирует отсутствие так называемой радиотени - участка местности, закрытого для доступа сигнала.

Наличие целого набора ячеек сети (а это основное качество сотового принципа) позволяет предлагать пользователям в каждой из них свой набор ТВ-программ, что выгодно отличает сеть сотового ТВ от других существующих эфирных систем. Абонент сотового телевещания может принимать от 50 до 100 телеканалов.

Значительным количеством каналов и качеством их трансляции соответствие сотового телевидения потребностям "нового" информационного потребителя не ограничивается. По своим техническим параметрам оно способно реализовать давно лелеемую телевизионщиками, интернетчиками и связистами идею так называемого интерактивного телевидения. Сотовое ТВ - двусторонняя технология, которая позволяет обеспечивать как прием, так и передачу данных. Отсюда ряд дополнительных услуг: подключение к телефонной сети общего пользования и сетям передачи данных, выход в Интернет; организация видеоконференций по различным вопросам, телебанк (расчеты через банк), телемагазин (выбор и покупка товаров по телевидению) и многое другое. Особенно перспективным считается сервис "Видео на заказ", когда пользователь сможет выбирать любые фильмы или телепередачи из каталога на экранном меню и смотреть их в удобное для себя время. Это принципиально новая услуга, которая, по прогнозам, должна составить во всем мире конкуренцию традиционному видеопрокату.

По подсчетам, на первом этапе широкомасштабного внедрения стоимость комплекта абонентского оборудования для подписчиков сотового ТВ не превысит 400 долларов, что практически сравнимо со стоимостью комплектного оборудования для спутникового телевидения (здесь стоит учесть несравнимо более компактные и удобные размеры у оборудования сотового ТВ). При этом не надо исключать, что через два-три года после начала коммерческого вещания цена на аппаратуру может упасть как минимум вдвое. Стоимость развертывания сети сотового телевидения в условиях больших городов во много раз ниже общих затрат на монтаж и эксплуатацию систем кабельного телевидения.

Практика с опозданием

Петербургский рынок телекоммуникаций, второй по мощности в стране и по финансовым, и по интеллектуальным ресурсам, казалось бы, мог реализовать идею сотового телевидения "на полную катушку". Но этого не происходит: городские компании игнорируют перспективную технологию, а из всех попыток известны лишь "потуги" одного московского оператора.

Первые шаги по апробированию сотового ТВ в Петербурге были сделаны в 1999 году. Тогда разрешение на использование частот получили пять компаний: местные "ТелеМедиум" (дочерняя структура холдинга "Телекоминвест") и "Петербургское сотовое телевидение", а также московские "МТУ-Информ", "Новые технологии - XX век" и "Центр-Медиа". Буквально в течение года большая часть из перечисленных компаний из игры вышла: у одних была отобрана лицензия из-за долговременного отсутствия реализации непосредственных функций, другие эту лицензию аннулировали сами, так как допустили ошибки в изначальной стратегии. Очевидно, что потенциальные поставщики технологии сотового ТВ просто опустили руки. Вопрос: перед чем?

Компании не рассчитали длительность периода работы в убыток. Оборудование для технологии приходилось приобретать за рубежом по западным ценам, а объем продаж этого оборудования вместе с самими услугами на начальном тестовом этапе оказался ниже ожидаемых прогнозов. Даже состоятельные горожане, на которых, собственно, услуги сотового телевидения и были рассчитаны, не проявили активности. Сработал фактор консервативного восприятия телевидения. Кроме того, не был детально проанализирован рынок кабельного телевидения с его давними и прочными позициями в Петербурге.

В результате из получивших лицензию на частоты компаний остались только две - "ТелеМедиум" и "МТУ-Информ". Первая фирма в конце прошлого года неожиданно переориентировала направление своей деятельности, нацелившись на развитие проекта цифрового телевидения по общеевропейскому стандарту DVB-T (Digital Video Broadcast - Terrestrial), который работает совсем не по сотовому принципу - оборудование для вещания цифрового ТВ установлено на петербургской телебашне.

Надежды на возможное появление сотового телевидения теперь связывают только с московской компанией "МТУ-Информ": она недавно установила испытательную передающую станцию на Васильевском острове и начала предоставлять через нее услуги десяти некоммерческим пользователям для тестирования по технологии. Директор по маркетингу "МТУ-Информ" Дмитрий Дронов рассказал, что к коммерческой эксплуатации станции компания перейдет не скоро. Если учесть, что несколько таких же станций в том же тестовом режиме в Москве работают уже около года, то начала полноценной работы сотового ТВ предстоит подождать несколько лет. Он не стал называть сумму, вложенную в начальный этап проекта, и отметил лишь, что компания решила вкладывать средства не только в базовое оборудование, но и в комплект интерактивных услуг: видео по запросу и доступ в Интернет. Избежать участи остальных упомянутых фирм, желавших внедрить сотовое ТВ, компании "МТУ-Информ" должна помочь отечественный "Импульс" - предприятие, которое будет поставлять СВЧ-оборудование, по всей видимости, более дешевое и доступное, чем нерентабельное западное, используемое до этого другими компаниями.

Редкий зверь

Корреспонденту "Эксперта С-З" удалось поговорить с человеком, который сейчас наблюдает работу сотового телевидения своими глазами. Николай Михайленко, инженер одной из телекоммуникационных компаний и тестовый пользователь сервиса, любезно позволил оценить на своем телевизоре первые попытки вещания в городе с помощью этой технологии. Вот что он рассказал: "Необычность и интерес к альтернативному телевидению, видимо, должны вызывать сопутствующие интерактивные сервисы, которые пока, правда, даже не введены в эксплуатацию. Но качество картинки при использовании сотового телевидения будет хорошо видно только на современной аппаратуре - на "Рубине" или даже стареньком "Самсунге" с трудом заметишь существенную разницу между сотовым и аналоговым эфирным ТВ". Сам Николай, хотя и согласился стать тестовым пользователем, до конца не уверен, что перейдет к коммерческой эксплуатации сервиса: "Все зависит от цен и дополнительных услуг, но в любом случае я вряд ли откажусь от традиционного ТВ, сотовое буду использовать лишь как интересную альтернативу".

Итак, сотовое телевидение в Петербурге потеряло почти два года и сейчас робко пытается пробиться на экраны телевизоров горожан. А ведь на тестовый этап, к которому сотовое ТВ подошло на данный момент, оно могло выйти еще в 1999 году - как раз на фоне бума сотовой телефонной связи и интернет-услуг. Сейчас можно было бы приступить уже к первым попыткам реализации наработанного опыта.