Кто же все-таки хочет объединяться?

5 ноября 2001, 00:00
  Северо-Запад

Сам факт обсуждения вопроса о возможности слияния Республики Коми и Ненецкого автономного округа в единый субъект Федерации означает, что дискуссия о возможности укрупнения российских регионов и, таким образом, усилении влияния федеральной власти на их жизнь продолжается. Правда, если раньше подобные проекты инициировались главным образом из столицы, то сегодня - с легкой руки петербургского губернатора Владимира Яковлева, не так давно заявившего о своем желании объединить свой город и Ленинградскую область, - на первый план выходят местные инициативы. Однако вероятность их претворения в жизнь опять-таки зависит главным образом от Москвы.

По сути дела, планы объединения тех или иных российских регионов начали обсуждаться с конца 1991 года. Первый пик объединительных устремлений Центра пришелся на конец 1994-го - начало 1995-го годов, когда началась первая чеченская война и федеральное руководство, казалось, обрело боевой дух, необходимый для слома губернаторской вольницы. Вторая волна прокатилась осенью 1998 года, сразу же после дефолта, когда региональные вожди в подавляющем большинстве оказались не способны справиться с кризисной ситуацией и переложили ответственность за происходящее на плечи "старшего брата". Однако число субъектов Федерации так и не изменилось. Теперь буксует привлекательный, на первый взгляд, план с федеральными округами, задачи которых не вполне ясны, а возможности их администраций слишком скромны по сравнению с мощными "местными" ресурсами.

Между тем сама задача - усмирение региональных "баронов", уменьшение их числа и, тем самым, повышение управляемости страной - с повестки дня не снимается. По-видимому, новый метод состоит в попытке найти эффективный путь к сердцу губернаторов. А точнее, сделать так, чтобы они сами захотели начать пересмотр собственных границ. Весьма удачен и избранный стимул - лишение большинства губернаторов возможности баллотироваться на третий срок.

Корни всех нынешних объединительных инициатив, якобы идущих "снизу", в действительности уходят "наверх" - в этом убежден, в частности, политолог Олег Третьяков - вице-президент Фонда культуры и член руководства движения петербургской партии "Воля Петербурга". В интервью "Эксперту С-З" Третьяков сказал: "Люди, которые готовят реформы, читали, видимо, книги по управлению, где сказано: чем меньше субъектов, тем легче ими управлять. Оптимальное количество - пять-семь штук, которые можно удержать в зоне внимания. К тому же в России мало хороших менеджеров, которые могли бы управлять регионами. В то же время мне не кажется, что идея слияния субъектов "витает в воздухе". Программы поэтапного реформирования разрабатывались давно. На обывательский взгляд (включая взгляд губернаторов), они выглядели, как досужая выдумка Москвы, обреченная скончаться в административных коридорах. Однако сейчас местные элиты убедились в том, что реформа административного устройства России будет осуществлена, и их стало волновать, кого оставят управлять регионами".

Сергей Васильев, член Совета Федерации от Ленинградской области и президент Леонтьевского центра, считает, что отношение центра к подобным идеям далеко не однозначно. "В ряде регионов действительно есть желание административного передела, - говорит Васильев. - Если внутри региона уже все переделили, приходится задумываться о переделе вне его границ. Почему возникает вопрос об объединении Архангельской области и Ненецкого автономного округа, тоже совершенно понятно: Ненецкий округ богат ресурсами, а население там немногочисленно. В Архангельской области - наоборот. Значит, у многих есть потребность все поделить, переделив таким образом и доступ к ресурсам".

"Однако сама реализация такого проекта выглядит весьма проблематично. - продолжает Васильев. - Даже с технической точки зрения (взять хотя бы необходимость внесения поправок в Конституцию), это никак не вопрос ближайшей перспективы.

Артемий Смирнов