Налоговых льгот стало меньше

12 ноября 2001, 00:00
  Северо-Запад

Накануне рассмотрения проекта бюджета на 2002 год Палата Представителей Законодательного Собрания Карелии утвердила новые ставки республиканских налогов.

Карельскому правительству удалось убедить депутатов максимально сократить налоговые льготы, чтобы компенсировать потерю части доходов в казну республики в связи с изменением федерального налогового законодательства. Достаточно сказать, что если в нынешнем году общий объем льгот по налогу на прибыль составит в Карелии около 2 млрд 300 млн рублей, то в будущем эта цифра сократится до 1 млрд 400 млн. И это при том, что согласно планам карельского правительства общие доходы республиканского бюджета в 2002 году составят 4,6 млрд рублей, а расходы - 5.

В частности, полностью лишились налоговых льгот производство строительных материалов и почтовая связь, за исключением сельской почты. С 4 до 10,5% возросла ставка налога на прибыль для предприятий жилищно-коммунального хозяйства и организаций, эксплуатирующих магистральные газопроводы. Кроме того, с 0,1 до 0,5% увеличился налог на имущество для предприятий бытового обслуживания, столовых при образовательных учреждениях, организаций сельской торговли и общепита, а также творческих союзов республики. Ставка этого налога для легкой промышленности поднялась с 0,5 до 0,7%, а для геологических предприятий с 0,8 до 1%.

Тем не менее, в Карелии остались инвестиционные льготы. Как и прежде, организации-инвесторы освобождаются в республике от уплаты налога на имущество и налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, в части прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов. В соответствии с принятым депутатами законом льготы, установленные для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены.

Пока, правда, примеров применения на практике инвестиционных льгот в республике немного. Самым ярким из них стал в нынешнем году пуск в эксплуатацию завода древесностружечных плит в поселке Пиндуши. Фирма "Карелия Евроимекс ДСП", которой с помощью кредита Сбербанка удалось оживить один из долгостроев республики, была в соответствии с карельским законодательством освобождена от уплаты в республиканский бюджет налога на прибыль и налога на имущество на период окупаемости проекта.

Между тем, несмотря на отмену большинства прежних налоговых льгот, карельские власти установили несколько новых. Льготные ставки по налогу на прибыль в размере 10,5% определены для организаций, осуществляющих добычу рудного сырья для черной металлургии, известнякового камня и щебня, а также предприятий рыбной промышленности.

Как пояснила корреспонденту "Эксперт С-З" заместитель министра финансов Карелии Валентина Загуменная, бизнес-план акционерного общества "Карельский окатыш", единственного в республике добывающего железную руду, предполагает в будущем году убыточный финансовый результат, и ждать от промышленного гиганта Карелии поступлений налога на прибыль не приходится.

Что же касается рыбной промышленности и предприятий по добыче известняка, то карельские власти надеются заинтересовать их с помощью налоговых льгот платить в бюджет не других регионов, а в бюджет республики. "Рыболовный флот Карелии базируется в основном в Мурманске, где остается и большая часть доходов рыбной промышленности. Камнедобывающие предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории республики, зарегистрированы, как правило, в Москве и Санкт-Петербурге. Мы рассчитываем, что благодаря предоставлению этим предприятиям налоговых льгот нам удастся заставить их регистрировать в республике свои филиалы и платить налоги в карельский бюджет", - сказала Валентина Загуменная.

Однако самая ожесточенная дискуссия на заседании Палаты Представителей карельского парламента разгорелась вокруг предложения республиканского правительства увеличить вдвое ставки налогов с владельцев транспортных средств. Депутаты, представляющие интересы лесозаготовительных предприятий, выразили опасение, что столь резкий рост "дорожного налога" в первую очередь ударит по лесному комплексу, где используется автотранспорт с большим объемом двигателя. В свою очередь исполнительная власть мотивировала необходимость увеличения ставок налога на пользователя автодорогами крайне тяжелым положением территориального дорожного фонда.

Как известно, отчисления предприятий в этот фонд в соответствии с федеральным законом сократились с 3,5% до 1% с оборота. Между тем величина субвенций из федерального центра напрямую зависит от уровня поступлений региональных платежей "дорожного налога". В итоге правительству удалось сломить сопротивление "лесного лобби". И теперь владельцы большегрузных автомобилей будут платить в Карелии 30-35 рублей, автобусов - 17,5 рубля, а скромных отечественных легковушек - 2 рубля с лошадиной силы.

Петрозаводск