Супермаркеты плодятся супербыстро

12 ноября 2001, 00:00
  Северо-Запад

В странах Балтии происходит быстрая концентрация розничной торговли - стремительно плодящиеся гипермаркеты и супермаркеты вытесняют с рынка обычные магазины.

По числу супермагазинов лидирует Эстония, ей в затылок дышит Литва, причем шанс вырваться в форварды у нее очень велик. Ибо именно в Литве стремительно развивается самая крупная в Балтии торговая сеть Vilniaus prekyba (оборот за 9 мес. 2001 года - 400 млн долларов), которая в этом году начала внешнюю экспансию, открыв свои первые магазины в Риге и Пярну. О дальнейших ее планах рассказал генеральный директор Игнас Сташкявичюс на международной конференции BaltTrade-2001 в Риге: это открытие свыше 100 магазинов в Латвии, около 50 - в Эстонии и более 250 - в Литве. Он признал, что в планы VP входит завоевание до 30% латвийского рынка.

Большинство аналитиков придерживаются мнения, что в борьбе с монстрами (литовские "максимы", то есть самые крупные супермаркеты, предлагают своим покупателям от 80 до 140 тыс. наименований продуктов и товаров) наименьшие шансы выжить - у средних магазинов. Мелким магазинам тоже придется туго, но у них ниже расходы. И кроме того, они мобильней - могут обосноваться даже в подъезде жилого дома, чтобы хозяйке вообще не пришлось никуда выходить.

Некоторые специалисты полагают, что концентрация торговли в Балтии уже зашкаливает за разумные пределы: так, по мнению председателя Латвийской ассоциации торговцев Хенрика Данусевича, оптимумом, дающим жить и другим формам торговли, была бы доля супермаркетов на уровне 30% рынка. Однако похоже, что Балтия пойдет по пути Скандинавии, где доля супермагазинов достигает 80%.

Иного мнения об этом - сами капитаны торговых "крейсеров". Исполнительный директор RIMI Latvia Улдис Лебедев считает, что обострение конкуренции ведет к быстрому снижению цен. А это значит, что супермаркеты постепенно перетянут львиную долю покупателей - завсегдатаев рынков (таких в Латвии до 50%).

Вильнюс