Аукционы: год прошел

Вопреки надеждам рыбаков правительство РФ намерено не только сохранить, но и значительно увеличить торговлю биоресурсами

Вряд ли будет преувеличением сказать, что состоявшееся 18 октября заседание правительства РФ отечественные рыбаки ожидали, словно приговоренный к казни - ответа на прошение о помиловании. Официальной темой заседания было "Повышение эффективности функционирования рыбной отрасли России". Тем не менее, ни для кого не составляло секрета, что в первую очередь правительство намерено проанализировать результаты введенной в конце 2000 года и крайне непопулярной у "низов" новации - аукционов по продаже квот на морские биоресурсы.

До последнего момента в душах рыбаков теплилась надежда, что правительственный "разбор полетов" похоронит идею торговать квотами, прежде распределявшимися бесплатно. Однако чуда не произошло: оценив результаты аукционных торгов 2001 года, участники заседания пришли к убеждению, что новшество не только необходимо сохранить, но и значительно расширить.

Запоздавшая революция

На протяжении практически всего рыночного десятилетия рыбная отрасль России оставалась одной из немногих, использовавших сырьевые ресурсы бесплатно. Вплоть до 2000-го в главном рыбацком ведомстве страны даже не озадачивались этим вопросом.

Юрий Синельник стал первым главой Госкомрыболовства РФ, решившимся вынести сор из ведомственной "избы". Обнародовав впечатляющие цифры контрабанды и налоговых злоупотреблений, он весьма жестко обосновал "имеющие быть" недостатки отсутствием эффективных рычагов управления отраслью. Однако заняться разработкой этих рычагов комитету не довелось: в правительстве РФ сочли, что ситуация требует отнюдь не косметических управленческих мер, а реформы экономического механизма в целом.

Создание концепции реформирования было поручено Министерству экономического развития и торговли. Проанализировав более сотни нормативных правовых актов, регламентирующих выделение и использование национальных биоресурсов, в ведомстве Германа Грефа пришли к убеждению, что действующие в отрасли "правила игры" антирыночны по своей сути. Они не обеспечивают "игрокам" равного доступа к ресурсам, не способствуют развитию флотов и при этом вовсе не гарантируют полновесного перечисления налоговых средств федеральному бюджету.

Нельзя сказать, что выводы Минэкономразвития явились откровением для судовладельцев - о необходимости изменений в системе распределения квот давно и весьма настойчиво твердили и сами рыбаки. Но едва ли "низы" ожидали, что министерство предложит перейти на аукционную продажу квот.

На исходе минувшего года в свет вышло правительственное постановление "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов", где впервые было упомянуто слово "аукцион". Для реализации на аукционной основе направлялось около четверти общего объема уловов 2001 года. В целом объем биоресурсов, распределяемых на безвозмездной основе между отечественными пользователями, оказался даже несколько выше, чем в предыдущем 2000-м. Тем не менее, решение центра вызвало бурю негодования непосредственно на местах.

Круговая оборона

Приморская краевая организация профсоюзов обратилась с исками в Верховный и Конституционный суды, требуя отмены правительственного постановления. Дальневосточные рыбаки не скрывали, что намерены бойкотировать "квотную коммерцию".

Тем не менее, 17 февраля на площадке Европейско-Азиатской биржи состоялся первый закрытый аукцион. Его участникам было предложено 140 лотов минтая, каждый по 500 тонн, и 20 лотов сельди Охотского моря по 100 тонн каждый. В соответствии с утвержденным правительством порядком проведения аукционов к участию в торгах были допущены только российские юридические и физические лица. "Лица" эмоционально демонстрировали возмущение ценами и... полнейшую финансовую несостоятельность. В результате чего организаторы вынуждены были назначить повторный аукцион.

Итоги повторных торгов оказались чуть лучше, но, в сущности, тоже выглядели весьма блеклыми: из "минтаевых" лотов на этот раз было реализовано всего 95, а из "сельдяных" - только 5, причем все по стартовой цене.

Неожиданное назначение Евгения Наздратенко председателем Государственного комитета по рыболовству РФ было воспринято на бассейнах как своего рода знак судьбы. "Низам" было отлично известно ярое неприятие приморским губернатором аукционной практики, аттестовавшего ее как "очередную глупость" федерального центра.

Главным минусом новый руководитель рыбацкого ведомства считал то обстоятельство, что "все доходы от продажи квот останутся в Москве, а бюджеты морских субъектов Федерации при такой системе потеряют большие налоговые отчисления". При этом он весьма скептически оценивал возможность возвращения субъектам Федерации хотя бы части вырученных на аукционах средств в виде трансфертов.

Пессимистично оценивали аукционные перспективы и руководители приморских территорий. По словам губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, накануне мартовских аукционов северные судовладельцы стали получать предложения от иностранных рыболовных компаний. Суть предложений сводилась к одному и тому же: вступайте в борьбу за приобретение лотов, а мы все проплатим.

- Совершенно очевидно, - сказал Евдокимов, - что это заранее ставит отечественную рыбную отрасль в зависимость от иностранцев: за все подобные "займы" надо будет рассчитываться продукцией, поскольку наши предприятия рыбопромышленного комплекса не имеют достаточных средств для приобретения квот через аукционы.

Однако и сторонники, и противники правительственного нововведения прекрасно понимали: реально переломить ситуацию смогут не судебные иски, протесты или громкие комментарии, а лишь результаты аукционов, назначенных на март.

Правительственный триумф

По предварительным данным, финансовые средства для настоящего участия в торгах могли наскрести не более пяти-шести добывающих предприятий Северного бассейна. Кое-кто собирался участвовать в качестве законного "посредника" - получив предложения от норвежских и португальских фирм. Однако и тем и другим удалось прийти к согласию в главном вопросе - не надо создавать ажиотажа, чтобы самим же себе не "задирать" цены. Чем это закончилось, уже известно.

На закрытый аукцион 22 марта, проходивший на Центральной российской универсальной бирже, были выставлены квоты на вылов трески, пикши и морского гребешка. Калининградцы с ходу приобрели 29 лотов по 2 млн рублей и фактически не позволили мурманчанам сохранить цены на приемлемом уровне. В итоге тонна еще не выловленной трески уходила за 450-600 долларов. Всего же в этот день было продано 368 лотов - 267 на вылов трески и пикши, а также 101 на вылов морского гребешка. Доходы государственного бюджета от продажи вдвое превысили запланированный уровень и составили 498 млн рублей.

Столь сокрушительный прорыв рыбацкой обороны был довершен правительством на следующий день - на дополнительном аукционе по продаже нереализованных квот на вылов сельди и минтая в Охотском море. К участию в нем, как и обещал заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Константин Пармененков, наряду с 25 российскими рыболовными компаниями были допущены и 19 иностранных: из Польши, Кореи, Японии и Китая. Еще до перерыва иностранцы купили 44 лота на минтай из 56, и сумма от продаж примерно в 1,5 раза превысила начальную стоимость. Понятно, что перспектива вообще остаться без куска хлеба заставила дрогнуть несгибаемых дальневосточников. По ехидному замечанию представителя Минэкономразвития РФ Константина Богданова, "те же компании, которые на первых двух аукционах возмущались и не хотели платить даже минимальную цену, теперь выкладывают в 2-3 раза больше по тем же лотам".

В итоге "очередная глупость" принесла в федеральную казну 5,9 млрд рублей - на 1,3 млрд рублей больше, чем рассчитывало само правительство. Астрономическая цифра аукционного дохода в 1,7 раз превысила годовой объем поступлений в бюджет от реализации коммерческих квот иностранцам в 2000 году. Иначе, нежели правительственным триумфом, назвать подобный результат невозможно.

Плевел и зерно

Разумеется, на заседании правительства РФ, где анализировались результаты аукционной практики, подобные эпитеты не звучали. Однако плюсы ее оценивались весьма полновесно и, с точки зрения чиновников, явно перевешивали минусы.

Новый механизм распределения квот, по мнению правительства, прозрачен для всех. Для рыбопромышленников - так как они открыто торгуются, не завися от субъективной позиции региональных администраций. Для пограничников - они теперь имеют точную информацию о судовладельцах, судах, объемах разрешенного вылова и, соответственно, могут жестко контролировать эти суда и размер уловов. Для налоговых служб - если известен размер приобретенного лота и вид ресурса, то вопрос контроля оплаты налогов многократно упрощается.

Конечно, 5,9 млрд рублей чистого дохода теоретически способны перевесить стенания рыбаков о том, что аукционы подтачивают отрасль, ведут к удорожанию продукции, и т. п. Но объективно, статистически, эти жалобы не подтверждены. В последние два года объемы вылова стабилизировались на уровне 4,5-4,7 млн тонн. В 2000 году рыбацкие поступления в бюджеты всех уровней увеличились по сравнению с 1999-м на 15-20%. Возможно, все это в совокупности и объясняет решительный настрой правительственного кабинета - увеличить в 2002 году аукционную долю почти втрое, до 65% общего объема квот.

"Практически это может означать, что после выделения квот, предназначенных для научно-исследовательских целей, бесплатных биоресурсов практически не останется, - говорит заместитель губернатора Мурманской области Вячеслав Силин. - Тотальная продажа на аукционах станет средством рыночной селекции существующих рыбопромысловых предприятий: те, кто работает эффективно, смогут покупать квоты и, соответственно, выжить. Те же, кто квоту проедает, обречены".

Тем не менее профессионалы рыбной отрасли по-прежнему убеждены, что на повышение эффективности функционирования отрасли аукционы влияют лишь относительно. А их прямое влияние - это изъятие из отрасли дополнительных доходов, усиление зависимости от иностранного капитала и ухудшение условий воспроизводственной деятельности.

Между тем в Минэкономразвития РФ вполне внятно заявляют, что аукционы и не могут рассматриваться как единственное и достаточное средство государственного регулирования рыбопромышленного комплекса. Сейчас по заданию Михаила Касьянова готовятся изменения в постановление "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов": к ранее утвержденным видам квот добавится еще один - для поддержки отечественного судостроения и строящихся предприятий рыбопереработки. Предполагается, что желающим строить и модернизировать сырьевые ресурсы обойдутся дешевле - в частности, новые суда и предприятия будут обеспечиваться бесплатными квотами на одну треть мощности на весь период окупаемости. Дано также поручение Минэкономики и Минфину выделить на 2002 год около 200 млн рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий рыбной отрасли.

Мурманск