В ожидании счастья

Бюджетное благополучие Ленобласти зависит от будущих успехов крупных инвесторов

Ленинградская область позиционирует себя в качестве одного из самых инвестиционно привлекательных регионов. На укрепление этого имиджа направлена и вся бюджетно-финансовая политика региона. Представляя бюджет как серьезный инструмент в борьбе за инвестиционную привлекательность, чиновники стремятся не заострять внимание на существующих экономических проблемах области.

Между тем, политическая конъюнктура в ней способствует безболезненному прохождению в Законодательном Собрании подготовленного в администрации проекта бюджета на 2002 год. В преддверии выборов в областной парламент депутаты, не рискуя быть заподозренными в нелояльности к исполнительной власти, легко согласились с концепцией и основными показателями бюджета. 27 ноября проект будет рассмотрен в последнем, четвертом чтении, от которого ожидают разве что исправления грамматических ошибок.

Петербургский стиль?

Бюджет области в следующем году впервые будет бездефицитным (в Петербурге это произошло 5 лет назад), так что традиционная для северной столицы бюджетная триада - "социальность, бездефицитность, прозрачность" - по двум первым позициям применима теперь и к его ближайшему соседу. Доходы и расходы на следующий год будут равны и составят 8,4 млрд руб. в бюджете Ленобласти и 12,2 млрд руб. - в консолидированном бюджете (с учетом бюджетов муниципальных образований).

Помимо политических мотивов (связанных с обострившейся имиджевой конкуренцией между Ленобластью и Петербургом), бездефицитность имеет для региона сугубо экономические резоны, главный из которых - острая проблема государственного долга. Он составлял на 1 октября 2,32 млрд руб. На внутренние заимствования приходится 853 млн руб., на внешние - 1,468 млрд руб., в том числе по печально известному синдицированному кредиту (50 млн долларов) и по поручительствам в валюте.

Официально на обслуживание долга в 2002 году выделяется 3,3% бюджета (в Петербурге - 3,7%). Но "в уме" у чиновников - совсем другие цифры. Как признает вице-губернатор председатель Комитета финансов администрации Ленобласти Яковлев, фактически доходы бюджета сознательно занижаются в расчете, что по мере его исполнения вдруг "обнаружится" превышение доходов над расходами, которое и будет направлено на погашение основной части долга. Эта "заначка" запланирована в размере 655 млн руб. (22,1 млн долларов). Соответственно, к официально декларируемым долговым расходам добавляется еще 7,8% от доходов бюджета.

На возврат синдицированного кредита (график его погашения составлен до мая 2004 года) в бюджете-2002 предусмотрено 13 млн долларов. В связи с падением ставки ЛИБУР по валютному кредиту с 5,8% до 2,4% возникают идеи ускорить погашение долга, но это, как полагает г-н Яковлев, нецелесообразно - мол, ставка и так низкая, продолжает падать, значит, незачем суетиться.

Достижением Ленобласти может считаться и погашение долга перед "Российским кредитом" - банком-гарантом по кредиту на поставку "Икарусов" (13 млн долларов). В последнее время область часто прибегает к "коротким" кредитам на внутреннем рынке для покрытия кассовых разрывов, - несмотря на то, что еще некоторое время назад, после неудачного опыта "стратегического партнерства" с ПСБ, стремилась свести к минимуму отношения с отечественными банками.

Ныне, по словам г-на Яковлева, в политике заимствований признается только два приоритета. Во-первых, средства должны идти на инвестиционные проекты, обещающие дать ощутимый для бюджета эффект. Во-вторых, на программы, уменьшающие бюджетные расходы, в первую очередь в сфере ЖКХ (программа газификации Ленобласти). На последний проект ориентирован выпуск среднесрочного облигационного займа на 400 млн руб. - скорее всего, эмиссия произойдет уже в этом году. А на следующий год запланирован выпуск облигаций на сумму 500 млн руб. для расчетов по синдицированному кредиту. Повторять опыт Петербурга с еврооблигациями область не намерена, хотя в свое время, еще при Вадиме Густове, в Минфине РФ были получены все необходимые согласования.

Как на Западе

Ожидается, что в 2002 году существенно изменится структура доходов Ленобласти. На первое место, вполне в стиле развитых стран Запада, выходит налог на доходы физических лиц, который в консолидированном бюджете на 2002 год должен составить 2,9 млрд руб. Предпочитая не вспоминать, что с 2001 года в региональные бюджеты зачисляется 99% данного налога, чиновники представляют это как достижение проводимой экономической политики. Иными словами, растет благосостояние населения, получающего все более значительные зарплаты - главным образом на предприятиях, которые, согласно инвестиционному законодательству, еще не платят в местный бюджет налоги на прибыль и имущество.

Второе место занимают акцизы, что связано со стремительным наращиванием темпов производства табачного гиганта "Филип Моррис Ижора". Предприятие, по словам вице-губернатора председателя Комитета по экономике и инвестициям Григория Дваса, уже обеспечило поступление в бюджет области средств, "многократно превышающих объем льгот для всех инвесторов, в том числе и самого "Филип Морриса". Третью позицию занимает налог на прибыль, который "просел", уступив лидерство, не в последнюю очередь потому, что крупнейший плательщик - ПО "Киришинефтеоргсинтез" - снизил налогооблагаемую прибыль, стремясь произвести как можно больше капвложений до 1 января, когда будет отменена соответствующая льгота.

Хотя некоторый рост поступлений от подоходного налога имеет место, перемена в структуре доходов происходит все же по другой причине - из-за снижения ставки налога на прибыль до 24% (с одновременной отменой инвестиционных льгот). Предстоящие потери Ленобласти оцениваются в 900 млн руб., отмена же льгот даст дополнительно 400 млн руб. Г-н Двас категоричен в оценках этого шага федеральных властей: "Думать, что снижение налога на прибыль может стать стимулом для экономического роста, - это просто бредовая идея людей, не знающих основ экономической теории. При всей своей важности, налог на прибыль находится во второй десятке механизмов повышения экономической эффективности".

Райские яблочки

Создание благоприятных условий для инвесторов по-прежнему является бюджетным приоритетом. Ключевая роль, как и раньше, отводится налоговым льготам, которые, впрочем, Ленобласть не собирается расширять, несмотря на ужесточение налоговой политики на федеральном уровне. Как отмечает г-н Двас, "объем налоговых льгот сегодня и так достаточно велик, и, по нашим расчетам, доля льгот по различным проектам составляет от 30 до 70% объема инвестиций".

По его же данным, 90% всех инвестиций в регионе - прямые (а в Петербурге их менее 10% - город основной акцент делает на привлечение портфельных и кредитных инвестиций). За первое полугодие 2001 года область получила 155 млн долларов прямых инвестиций, а к концу 2002 года суммарный объем российских и иностранных инвестиций может составить 1,3 млрд долларов (из них отечественных - всего 92,4 млн).

Обоснованность такой политики иллюстрируется классическим примером "Филип Морриса", который досрочно, в первом квартале 2003 года, планирует выйти на самоокупаемость и начать платить в областной бюджет налоги на прибыль и имущество. "Судя по тому, сколько сейчас предприятие перечисляет в федеральный бюджет, мы можем строить самые оптимистичные бюджетные прогнозы уже на 2003 год", - отмечает г-н Яковлев. Правда, "Филип Моррисом" список бюджетно привлекательных проектов на обозримую перспективу исчерпывается - остальным предприятиям далеко до самоокупаемости, а некоторые еще даже не начинали своей деятельности.

Однако бизнес-элита неоднозначно оценивает такой бюджетный приоритет. На взгляд Николая Ботки (одного из наиболее влиятельных предпринимателей Ленобласти, возглавлявшего до своего избрания в Госдуму промышленно-строительную группу "БиК"), реального воздействия инвестиционных законов на общеэкономический климат в области не заметно. На деле отечественные малые и средние предприниматели не могут ими воспользоваться. Процедура получения льгот чрезвычайно бюрократизирована. В частности, несколько лет назад глава "БиКа", реализуя проект строительства камнеформовочного завода, пытался получить положенную по закону льготу. Но когда выяснилось, что обязательное заключение уполномоченной при правительстве Ленобласти аудиторской компании обойдется фирме как минимум в 10 тыс. долларов, то оказалось, что эти затраты, да еще после продолжительной чиновничьей волокиты, просто не будут компенсированы обещанными льготами. По мнению г-на Ботки, если кому-то и могут быть выгодны такие льготы, то только крупным компаниям, главным образом, зарубежным.

Сегодня по пальцам одной руки можно перечислить реальных инвесторов, создающих производства в области. Практически все они иностранцы - "Филип Моррис", "Крафт Фудс", "Катерпиллар Тосно", "Форд Всеволожск". Из российских же предприятий выделяются лишь ПО "Киришинефтеоргсинтез" и "Пикалевский глинозем". В целом же, по мнению Николая Ботки, "путь механического предоставления льгот неэффективен - это самый легкий и поверхностный способ привлечения инвесторов".

Напротив, крайне негативным фактором, по его мнению, является то, что в Ленобласти по сути отсутствуют базовые условия инвестиционной привлекательности для мелкого и среднего предпринимательства - необходимая для развития бизнеса инфраструктура (дороги, канализация, электросети, очистные сооружения и т. п.).

Не в коня корм?

Помимо налоговых льгот в бюджете-2002 предполагается сохранение и других механизмов стимулирования инвестиционной активности. Например, предприятия имеют возможность получать бюджетные кредиты. В прошлом году сумма таких кредитов составила 70 млн руб., на следующий год на эти цели запланировано 50 млн руб.

Кроме этого, чиновники гордятся возможностью предоставления поручительств по проектам - в размере 50% от их "цены". По словам г-на Дваса, о гибкости областных властей должно свидетельствовать то, что в качестве залога они готовы принимать даже малоликвидные объекты: "Какой банк возьмет в качестве обеспечения коровник в 200 километрах от Петербурга? Мы же знаем, что с ним делать". На 2002 год, по данным председателя Комитета финансов, предусматривается предоставление поручительств на инвестиционные цели на 300 млн руб. Это меньше, чем выделялось в 1997-1998 гг. (когда на поручительства направлялось порядка 500 млн руб. в год). Но тогда они предоставлялись "налево и направо, без гарантий ликвидного обеспечения, и с некоторыми из них сейчас возникают проблемы".

Об эффективности расходования этих средств судить трудно. По заверениям г-на Дваса, в 99 случаев из 100 инвесторы не просят никаких поручительств и известен лишь один серьезный прецедент - поручительство ОАО "Киришский стекольный завод" в размере 8,5 млн долларов (то есть примерно 250 млн руб.). Ожидают, что предприятие начнет работать в сентябре 2002 года, и перспектива существенных поступлений в бюджет от него весьма сомнительна. По некоторым данным, реальными владельцами стекольного завода являются собственники Киришского БХС, производящего водку "Тигода", которые смогли пролоббировать получение льгот на организацию производства собственной стеклотары. Как показывает опыт, трудно ожидать заметных налоговых платежей от предприятий, входящих в холдинг.

Некоторые эксперты вообще сомневаются в целесообразности предоставления поручительств и указывают на недостаточную "прозрачность" его механизма (по проектам до 15 млн руб. правительство решает вопросы без согласований с Зак-Сом). Примечательно, что "Яблоко", поддерживающее губернатора Сердюкова, одним из главных дефектов проводимой в области экономической политики называет бюджетную поддержку отдельных предприятий, создающую неравные условия для бизнеса.

"Социалка" давит

В структуре расходов доминирующее положение занимает социальная сфера (40%) - главным образом средства направляются на обеспечение элементарных бытовых стандартов для населения. По словам г-на Яковлева, из 400 млн руб., предусмотренных на Адресную программу капвложений, половина пойдет в сферу образования и здравоохранения (ремонт и строительство поликлиник, больниц, школ и т. п.). А 200 млн руб. ассигнуется непосредственно на ЖКХ, находящееся в довольно тяжелом положении (имеется в виду состояние теплосетей, канализации и т. д.). Также Ленобласть вместе с предприятиями участвует в реализации проектов газификации, строительства дорог, очистных сооружений и т. д.

Примерно 1 млрд руб. тратится на закупку топлива. Создание централизованного фонда топлива, обеспечивающего экономию при закупках, - едва ли не единственный наглядный образец эффективного функционирования системы госзаказа. В подавляющем же большинстве случаев структурные подразделения правительства самостоятельно проводят закупки, что не может дать ощутимой экономии бюджетных средств.

По мнению г-на Ботки, вложения в создание современной инфраструктуры, в ЖКХ и энергетику должны быть приоритетными для области с точки зрения формирования благоприятного инвестиционного климата. "О каком привлечении инвестиций можно говорить, если, к примеру, в Гатчинском районе затраты на обеспечение нового предприятия электроэнергией полностью лягут на инвестора и могут составить 50% стоимости всего проекта. Вряд ли это по плечу среднему бизнесу, - говорит депутат. - Никто не занимается тарифной политикой, выработкой разумных взаимоотношений с монополистами, без чего невозможно развитие реального сектора".

Необходимость внимания к социальной сфере диктуется и крайней неравномерностью экономического развития муниципальных образований (на финансовую помощь им в бюджете предусматривается 1 млрд 670 млн руб.). Бюджетная обеспеченность муниципальных образований с процветающими предприятиями (например, в Светогорске, в Киришском, Выборгском районах), достигающая 7 тыс. руб. на человека, в несколько раз отличается от уровня Лодейнопольского, Подпорожского, Приозерского районов. При отсутствии у них собственных доходных источников администрации приходится латать финансовые дыры "реципиентов", выделяя трансферты и адресные субсидии на решение конкретных проблем. 13 муниципальных образований из 29 являются дотационными, в следующем году их число планируют сократить до шести - за счет ресурсов "богатых" районов.

Государственная неэффективность

"Черной дырой" в областном бюджете остается использование госсобственности. По словам вице-губернатора Александра Яковлева, на следующий год бюджет предусматривает поступление лишь 4 млн руб. от деятельности ГУПов (всего их около 60). Другой вице-губернатор Григорий Двас уверен, что в перспективе эта ситуация изменится в лучшую сторону. Губернатор Валерий Сердюков только в августе одобрил схему управления госсобственностью в виде ГУПов и государственных учреждений (в том числе также экономические показатели эффективности их работы), а в октябре правительство утвердило типовые проекты договоров с руководителями этих структур, предусматривающих их персональную ответственность.

Однако в лучшем случае результаты этих мер найдут отражение в бюджете-2003. Настораживает и процесс создания новых ГУПов, прежде всего в горнорудной отрасли (разработка карьеров) и в сфере организации свалок. Власти объясняют это желанием установить контроль над использованием "национального достояния", но практика работы ГУПов позволяется сомневаться в эффективности контроля.

Правительство Ленобласти намерено "закручивать гайки" в отношении тех, кто пользуется льготами по аренде недвижимости. В частности, по словам председателя Комитета финансов, поступления в бюджет от арендной платы в этом году уже увеличились в 2 раза, и этот рост предполагается сохранить в 2002 году. На 30% вырастут и сборы от арендной платы за землю, что, в принципе, должно будет подвигнуть директоров промпредприятий здраво оценить потребность в занимаемых территориях. Что же касается продажи земли, то пока сколько-нибудь заметные доходы удавалось получать только при строительстве новых крупных производств - "Форд Всеволожск", "Крафт Фудс" и др. В настоящее время создается Земельный кадастр, но ощутимого эффекта от новой системы земельных отношений можно ждать не ранее 2003 года.

В отличие от Петербурга, где официально провозглашена программа реформирования бюджетной системы, предусматривающая повышение эффективности расходования бюджетных средств, больший контроль и финансовую прозрачность, в области подобные задачи не формулируются. Депутаты областного ЗакСа, почти в полном составе участвующие в выборах, всецело озабочены максимально эффективным расходованием лишь средств своих резервных фондов (это порядка 200 тыс. руб., которые могут перечисляться на социальные нужды при согласии структур исполнительной власти).

Со своей стороны, и областные чиновники явно не испытывают потребности в реформировании бюджетной сферы. Они живут надеждой на "золотой дождь" от реализации масштабных и хорошо разрекламированных инвестиционных проектов, который вот-вот хлынет в бюджетные закрома. Так что зачем напрягаться, если счастливое будущее не за горами?

Санкт-Петербург

В провинции "радио не для всех" обречено

Если радио работает для всех, то оно работает "ни для кого", - краеугольный камень, с которого начинается любая столичная радиостанция. Именно этому учат московские и питерские теоретики эфира, собирая на тренинги и семинары провинциальных вещателей. Если вы завоевали симпатию домохозяек, которые слушают музыку AC/DC и при этом ненавидят кошек, но очень любят своих двухлетних малышей, белых бультерьеров и красные машины, то это значит задача выполнена. Вы получили свою целевую аудиторию и чихать вам на других домохозяек, которые, допустим, предпочитают у бультерьеров тигровый окрас. В провинции, там, где целевые группы уменьшаются до микроскопических размеров, выигрывает только тот, кто сконцентрирует на себе внимание максимального количества этих групп, бережно относясь к каждому слушателю.

Сегодня за сознательную часть почти полумиллионного населения Калининграда борются 9 коммерческих УКВ и FM радиостанций (5 местных и 4 столичных сетевых вещателя, из которых 3 московских и один питерский), два государственных радиоканала и проводная программа местной ГТРК. Если последним трем от поддержки слушателя не жарко и не холодно, то участники "большой девятки" вынуждены "драться" за место в первых рядах. По численности аудитории безусловное лидерство на протяжении всех 7 лет существования принадлежит одному из старейшин местного эфира - радиостанции "Балтик Плюс". Динамично развиваясь, она дает слушателю практически все, что может предложить радиоэфир: местные, российские и мировые новости, лучшую музыку, конкурсы, авторские программы, ненавязчивых ведущих - и все это под маркой "made in Kaliningrad". В июне этого года аудитория "Балтик Плюс" была на уровне 116 тысяч человек.

В 1995-м году быстрый старт для "Балтик Плюс" стал возможен не только благодаря серьезной технической базе, созданной профессионалами радиовещания. Станции удалось воплотить в жизнь то, что все знали, но почему-то не делали. Столичным принципам был мудро противопоставлен единственно верный для провинции постулат: РАДИО ДОЛЖНО БЫТЬ ПОПУЛЯРНЫМ. Именно поэтому в музыкальном эфире зазвучала не только западная, но и русская музыка, от Утесова до Апиной и Овсиенко. Именно поэтому впервые в регионе была создана информационная служба, которая смогла каждый час, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ, знакомить с местными новостями. Слушатель заинтересовался, появился рекламодатель, который, как известно, голосует "рекламными бюджетами" только за СМИ, имеющие стабильные аудитории, ну а конкуренты, издеваясь, окрестили "Балтик Плюс" "радио для таксистов". Усмешки стихли после опубликования первых исследований аудитории СМИ. У радиостанции оказалась первая строчка. А конкуренты... Единственный патриарх местного эфира, сохранившийся с той поры - радио БАС, - по результатам последних социологических опросов занимает "почетное" 7-ое место по величине аудитории. По экспертным оценкам на долю "Балтик Плюс" приходится свыше четверти совокупного рекламного бюджета всех радиостанций региона.

По данным Калининградского социологического центра 32% респондентов, имеющих высшее и неоконченное высшее образование, 27% респондентов - руководителей высшего и среднего звена, 57% тех респондентов, чей доход (на члена семьи) превышал 3 тыс. рублей в месяц, слушали передачи "Балтик Плюс". Передачи любящего своего радиослушателя вещателя, взявшего для работы в эфире красноречивый девиз "Балтик Плюс" - ВАШЕ РАДИО. Кстати, лучших результатов в Калининграде нет ни у кого. Пока нет?

Игорь Алексеев.