- Виктор, у вас не складывается впечатление, что развитие электронной коммерции в России опережает развитие потенциальных пользователей - их готовность адекватно воспринимать электронную коммерцию?
- Я уверен, что есть многочисленное ядро людей, которые все прекрасно понимают и с удовольствием будут электронной коммерцией пользоваться. Мне сложно говорить обо всей России, но Москва и Петербург, ряд других крупных городов вполне созрели для услуг интернет-коммерции. К сожалению, сама электронная коммерция по ряду ключевых параметров не готова полностью удовлетворить потребности пользователя.
- Вы имеете в виду проблему инфраструктуры?
- Да, и не только. Очевидно, что во многих интернет-магазинах нет адекватной структуры доставки. Задержка с доставкой убивает в корне одно из главных преимуществ электронной коммерции "время - деньги".
Но дело не только в инфраструктуре. У многих интернет-магазинов нет четкой бизнес-модели или даже бизнес-идеи. Ключевой вопрос: человек может пойти в обычный магазин и человек может пойти в интернет-магазин. Почему он должен пойти в интернет-магазин, проигнорировав магазин на углу? Ответ для многих отсутствует. Причем часто отсутствует у самих бизнесменов от интернета.
В то же время у меня есть ощущение, что жизнь в нашей сфере становится все более активной, разумной и интересной. Несмотря ни на что интернет-коммерция развивается. Например, число маленьких интернет-магазинов резко увеличивается - предприниматели охотнее идут в Сеть, и уже не только из-за престижа или моды.
- Нет ли здесь извечного противопоставления количества и качества?
- Если растет число игроков, значит, растет конкуренция - значит, грядут качественные изменения. К тому же мелкие игроки часто более продуманно себя ведут. Для них электронная коммерция - способ заработать, а не дань времени. Вообще в электронной коммерции много парадоксов. Например, за прошедший год в России практически не появилось новых заметных интернет-магазинов, масштаба "Озона" или "Болеро", но зато появляется все больше и больше платежных систем. Парадокс: число крупных интернет-магазинов стабильно, а число платежных систем растет.
- Это же ваши конкуренты. Вы их опасаетесь?
- Не очень. С кем-то мы не пересекаемся по сегменту, что позволяет строить партнерские отношения с коллегами. Мы только сейчас, через два года активной работы, собираемся выйти на масштаб общероссийской интернет-аудитории. Самое ценное, наработанное нами, - это понимание того, как можно делать деньги на платежных системах и как их продвигать. Вопросы, на которые платежная система должна дать ответ, - очень простые и очевидные: где делать деньги, если оборот российской е-коммерции составляет миллионы в месяц? Чем электронные платежи лучше платежей по доставке, через которые проходит около 80% продаж? Чтобы вернуть вложенный миллион при комиссии в 1%, нужно прогнать через систему 100 миллионов, где эти обороты взять? И так далее ...
- Есть ли ответы у вас?
- Хочется верить, что есть, хотя довольно неожиданные и парадоксальные. Мы сейчас мыслим в предельно конкретных терминах: стоимость привлечения пользователя, период его окупаемости в различных сегментах, соотношения оборота и остатков на счетах, усредненная модель платежей пользователя, его поведения в целом. Эффективность партнерства или рекламы хорошо просчитывается. Кроме того, нас многому научила история интернет-бизнеса в других странах, особенно в США. Понятно, куда мы будем вкладывать деньги в 2002 году и какой они дадут результат.
- Маркетинговая политика требует четкого объяснения преимуществ продвигаемого продукта. В чем главное преимущество PayCash?
- Я уверен, что PayCash - на данный момент самая эффективная технологически, с точки зрения быстродействия и безопасности, электронная платежная система не только в России, но и в мире. Далее, PayCash - очень приватная и безопасная платежная система. Каждому дается ровно столько информации, сколько нужно знать для защиты своих интересов.
- Сейчас есть тенденция ограничения приватности в связи с прецедентами отмывания денег.
- Я бы привел два утверждения. Первое - приватность платежной системы не имеет отношения к отмыванию денег. Платежная система - это информационные потоки, и в местах их конвертации в реальные наличные и безналичные деньги можно и нужно установить разумную степень контроля. Что мы, собственно, и делаем в рамках законодательства.
Второе - приватность является технологическим свойством эффективной платежной системы. Любая платежная система, основанная на установлении личности клиента, особенно дистанционном, неизбежно становится уязвимым объектом для мошенничества. Эффективная система может быть построена не на идентификации личности клиента, а на доказательстве его права распоряжаться данной ограниченной суммой денег. Далее при необходимости может вводиться внешний контроль, например при выводе денег, но это уже не внутреннее свойство системы.
Петр Биргер