Шлюпку научили летать

26 ноября 2001, 00:00
  Северо-Запад

Акционерное общество "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" успешно провело испытания спасательной шлюпки принципиально новой конструкции.

Это спасательное средство рассчитано на свободное падение с борта терпящего бедствие корабля. Собственно, проведенные испытания и имитировали этот процесс на реальной шлюпке.

Ранее российские транспортные суда в основном комплектовались отечественными шлюпками тросового спуска (в том числе и сделанными на "Пелле"). Судостроительный завод решил сделать ставку на импортозамещающее производство. Несколько месяцев назад был спущен построенный по голландской технологии портовый буксир, и вот теперь - шлюпка.

В момент катастрофы судно получает крен. Поэтому невозможно спустить шлюпку с одного из бортов, а если крен развивается очень быстро, то последствия могут быть трагическими. Поэтому при комплектации судна шлюпками тросового спуска необходимо иметь их две. А вот шлюпки свободного падения достаточно одной, крепится она с кормы, откуда и отстреливается, подобно катапульте, с уже работающим двигателем, отвозя команду от воронки. Таким образом, без ущерба для безопасности, применяя новую шлюпку вместо двух морально устаревших, удастся уменьшить затраты примерно на 40%, а также более рационально использовать корабельное пространство.

Шлюпка - чисто российский проект. Она была создана дочерним предприятием ЛСЗ "Пелла" - ЗАО "Пелла - Фиорд" в рекордно короткий срок, за восемь месяцев. Проект выполнило петербургское проектно-конструкторское бюро "Спецсудопроект". В работы завод вложил 150 тыс. долларов собственных средств. Продажная цена составит 45 тыс. долларов. На заводе утверждают, что рентабельность продаж составит 15%. Причем стоимость импортных аналогов выше как минимум на 20%. Пока шлюпка будет комплектоваться датским дизелем фирмы "Бук", но в дальнейшем, возможно, он будет заменен отечественным аналогом.

Технически шлюпка рассчитана на применение на транспортных судах типа "река-море". Вмещает команду 18 человек и может сбрасываться с высоты до 15,6 м. Безопасность экипажа при ударе о воду обеспечивает специальная конструкция кресел-ложементов. При любом угле входа в воду и волнении шлюпка выправляется сама, как "ванька-встанька".

Как отметил директор ЗАО "Пелла - Фиорд" Евгений Цветков, предприятие может выпускать до 30 шлюпок в год. Но столько новых судов в стране пока не строится. Поэтому основные надежду на предприятии возлагают на модернизацию судов.

Среди потенциальных покупателей называются "Беломоро-Онежское пароходство", "Волжская судоходная компания", "Красное Сормово", "Окская судоверфь", "Волгатанкер" и мурманская фирма "Маска". Если реализация этого проекта пойдет успешно, то на заводе займутся производством спасательных шлюпок свободного падения для крупных морских судов.

Санкт-Петербург