Ленобласть соблазняет автовладельцев

26 ноября 2001, 00:00
  Северо-Запад

В разгар работы над бюджетом северной столицы на 2002 год депутаты ЗакСа приняли закон "О внесении дополнений и изменений в законы Санкт-Петербурга, регулирующие вопросы налогообложения".

Утверждение этого бюджетообразующего закона в редакции, представленной администрацией города, должно было дополнительно принести в казну 317,5 млн руб. Основными "дойными коровами" избрали владельцев транспортных средств (как физических, так и юридических лиц) и хозяев игорного бизнеса. Но парламентарии заметно нарушили эти планы.

Основная борьба развернулась вокруг налогообложения игорных заведений, с которых финансисты Смольного предполагали получить дополнительно 275,9 млн руб., увеличив вдвое ставки на все виды игорного бизнеса. Однако лидеры "яблочников" Игорь Артемьев и Михаил Амосов, возглавившие борьбу, угрожали перспективой задушить "курицу, несущую хоть какие-то яйца". Ссылаясь на опыт Москвы, "зарабатывающей играючи", лоббисты игорного бизнеса попытались даже установить более низкие ставки, чем в первопрестольной. В итоге за каждый игорный стол придется платить всего 325 МРОТ в месяц вместо 440, как предлагала администрация (московским же казино это удовольствие обходится в 435 МРОТ), а содержание игровых автоматов обойдется не в 41,5 МРОТ, а в 36,5. Компенсировать эти послабления будут не очень распространенные в Петербурге букмекерские конторы и тотализаторы - им придется платить по максимуму (соответственно, по 400 и 500 МРОТ ежемесячно).

Вопрос о налоге на автовладельцев изначально был переведен в политическую плоскость. Как отмечал зам. председателя Комитета финансов Сергей Демин, в случае повышения ставок налога с владельцев транспортных средств (всех, кроме маломощных легковушек до 100 л. с.) в бюджет могло дополнительно поступить 41,6 млн руб. Увеличение налога на 10% Смольный обосновывал исключительно ростом инфляции.

Депутаты ЗакСа, соревнуясь в декларациях о защите интересов среднего класса, провалили губернаторские предложения. Более того, приняли поправку Юрия Гладкова (фракция СПС), согласно которой в Петербурге ставки налога приравнивались к областным. Депутат доказывал, что нужно "руководствовать соображениями высшей математики, а не простой арифметики": снижение налогового бремени позволит бюджету Петербурга увеличить сборы, сейчас же многие владельцы транспортных средств предпочитают регистрироваться в Ленобласти. Для автомобилей мощностью до 100 л. с. предлагалось установить налог в размере 4,25 руб. (вместо нынешних 9,6 руб.), до 150 л. с. - 14,65 руб. (соответственно, 16,6 руб.), свыше 150 л. с. - 31 руб. (17,34 руб.). Г-н Гладков популярно объяснял коллегам, что заставлять владельцев автомобилей мощностью 100-150 л. с. (класс "Волги") платить налог в размере 100 долларов - значит "обдирать средний класс", который многие хотят видеть своим электоратом.

Парламентарии выступили и против повышения налога на грузовые автомобили, предрекая рост цен на товары широкого потребления. Как выразился Михаил Бродский, "налог будут платить все, кто ест хлеб". Неожиданно их союзником оказался председатель Комитета по транспорту Алексей Чумак, опасающийся бегства в Ленобласть и автоперевозчиков. Тем не менее в ходе третьего чтения законодатели, прислушавшись к заявлениям представителей Комитета финансов (снижение ставок лишит бюджет 278 млн руб.), отменили революционную поправку г-на Гладкова и просто законсервировали налоги на уровне прошлого года.

Санкт-Петербург