Политологи уже довольно давно предрекали вторжение зеленого знамени ислама в "большую политику", и все же к тому, чем это вторжение обернулось, никто не был готов. К сожалению, именно с исламом многие связывают вызов основным ценностям цивилизации. Основной набор устоявшихся клише: религиозный фанатизм в сочетании с многовековой военной историей, средневековая нетерпимость к чужому образу жизни, а главное - страх перед проникновением чужой идеологии, иными словами, отсутствие свободы выбора. Сейчас, когда мусульмане празднуют рамадан, приглядимся немного внимательнее к исламу, ведь без понимания диалог культур невозможен. Наш собеседник - руководитель исламоведческого семинара, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН Станислав Прозоров.
- Станислав Михайлович, как соотносится религиозная доктрина классического ислама с христианским вероучением и иудаизмом, иначе говоря, в чем основное отличие веры в Аллаха от веры в Саваофа или Яхве?
- Общая концепция ислама такова: единый бог (разные народы называют его по-разному) существовал всегда. В свое время божественный Закон через пророков был ниспослан иудеям, но они нарушили его, поклоняясь золотому тельцу, и исказили идею единобожия. Тогда бог послал очередного пророка, Христа, с тем же посланием к народам. Но и христиане исказили его закон, обожествив Христа, что несовместимо с идеей единобожия (ухищрения с божественной Троицей не спасают положения). Поэтому бог отвернулся и от христиан и послал, уже к арабам, последнего пророка ("печать пророков"), Мухаммада, с Кораном - божественным Законом. Именно через Мухаммада послание бога, на этот раз на арабском языке, должно прийти ко всем народам. До него было послано множество пророков, многие из них упомянуты в Коране, но именно Мухаммада мусульмане считают последним пророком. Если и на этот раз люди не внемлют божественному Закону, грядет вечное наказание, то есть конец света.
- Как мы знаем, христианская церковь довольно скоро распалась на две ветви, кстати, в основном из-за догм, связанных с этой запутанной богословской концепцией Троицы. А как развивался ислам после Мухаммада? Мухаммад - это личность историческая?
- Абсолютно историческая, и тому много письменных свидетельств, в том числе в Коране. Да, был такой человек, известно, как он жил, одевался, питался, общался с людьми и т. д. В сорокалетнем возрасте (около 610 г.) к нему пришли первые откровения, но в течение долгих лет знатные роды его родного города Мекки не признавали в нем пророка, надсмехались над ним (это отражено и в Коране). И тогда в 622 г. Мухаммад тайком перебрался в город, впоследствии названный ал-Мадина ("город Пророка", совр. Медина), где и основал первую мусульманскую общину. С момента этого переселения (по-арабски - хиджра) мусульмане ведут отсчет новой эры - мусульманское летосчисление. Со временем образ Мухаммада оброс легендами, его культ занял исключительное место в истории ислама, как в нашей недавней истории случилось с Лениным. Мухаммад заложил основы мусульманской общины, определив духовные ориентиры для будущего мусульманского государства. Он единолично решал все вопросы, касающиеся новой веры, организации общины, раздела военной добычи, быта, семейной этики и т. д.
- Становление ислама с самого начала складывалось в рамках государственности?
- Община в Медине могла выстоять только как сильное военизированное образование. Мухаммад был не только страстный проповедник, но и тонкий политик, военачальник, третейский судья.
- В Коране прославляется удача в захвате торгового каравана как знак благосклонности Аллаха к избранному Пророком пути. Военная экспансия - неотъемлемая черта ислама?
- Надо учесть, что Мухаммад проповедовал среди бедуинов, испокон веков промышлявших военными набегами и захватом добычи. Их и привлекала возможность завоеваний. Едва ли они пошли бы за вероучителем, который не предлагал бы им такой возможности.
- Какие течения развивались в исламе?
- После смерти Мухаммада общиной последовательно управляли так называемые праведные халифы - "заместители", избранные из наиболее уважаемых и близких к Мухаммаду людей. Это - Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Али был двоюродным братом и зятем Мухаммада, с его именем связано зарождение шиитского движения в исламе. Пока был жив Мухаммад, обладавший высшим религиозным авторитетом, все вопросы веры и жизнедеятельности общины решал он сам, но после его смерти перед новым государственным образованием - Халифатом, в состав которого включались огромные территории с разными народами, возникали практические вопросы, на которые Коран, единственный источник вероучения, не давал однозначного ответа.
При всем трепетном отношении к Корану немало было и несогласных с редакцией Корана, выполненной по приказу третьего халифа - Усмана. Сторонники Али считали, что составители Корана утаили те места из откровений, в которых было указание на Али как на преемника Мухаммада. Противостояние привело к убийству халифа Усмана и расколу общины. Это и есть начало шиитского движения в исламе. Слово ши'а употреблялось в значении "сторонники", "партия", исторически же закрепилось за приверженцами Али.
- А сторонники Усмана были суннитами?
- Это название появились позже. Оно происходит от арабского слова сунна ("путь", "образ жизни"), конкретно - образ жизни Мухаммада как образец для подражания и руководства в повседневной жизни. Шел длительный процесс собирания рассказов-воспоминаний о Пророке - его поступках, высказываниях и т. д. Совокупность этих преданий, письменно зафиксированных в сборниках, и составила "сунну Пророка", ставшую вторым источником (после Корана) исламского вероучения и права. Однако среди самих суннитов издавна существовали расхождения разного уровня.
- Шииты и сунниты - две главные ветви ислама?
- Это так, однако сами эти ветви подразделяются на различные течения и богословско-правовые школы, между которыми исторически сложились расхождения в вопросах веры и права, в том числе и права на власть. Одна из особенностей ислама заключается в том, что религия и политика в нем неразделимы, вопросы власти связаны с верой, отсюда "политизированность" мусульман, для которых следование "законному" правителю - религиозная обязанность. Но поскольку в исламе отсутствует единый духовный глава и нет соответствующего института, который узаконивал бы однозначное толкование религиозных догм, нет и объективных критериев для определения "истинной" веры, то отсюда и неизбежные разногласия между различными школами. Принцип "богу богово, кесарю кесарево" для мусульман неприемлем. В исламских государствах доминирует религиозное право, основанное на божественном Законе - шари'ате.
Ислам представляет собой самодостаточную идеологическую систему, в основе которой лежат религиозные догматы (признание единобожия, пророчества, божественной справедливости, потустороннего мира, верховной власти) и религиозные обязанности (пятикратная ежедневная молитва, пост, паломничество и т. д.). Это признают все мусульмане, в этом смысле мусульманский мир един. Другое дело - истолкование этих религиозных догматов и практика исполнения религиозных предписаний. Это и порождало расхождения между последователями разных богословско-правовых школ. Наиболее принципиальные различия между суннитами и шиитами касаются проблемы власти. Шииты исходят из божественной природы власти, законными носителями которой являются имамы из богом избранного рода Али. Духовные авторитеты шиитских общин (в частности в Иране) не считают себя носителями истинного знания, претендуя лишь на посредничество между паствой и "скрытым имамом", прямым потомком Али.
В основе суннитской доктрины власти лежало представление о том, что глава государства должен избираться из рода Хашима, то есть рода, к которому принадлежал и Мухаммад. Нынешние королевства Иордании и Марокко также возводят свой род к хашимитам. На практике эта власть становилась наследственной. Формы правления в исламско-суннитских государствах, особенно в новое время, были более разнообразны. Суннитский ислам подразделяется на четыре богословско-правовые школы, которые сложились еще в VIII-IX веках и которые ныне теоретически равноправны. Шире других распространена школа ханафитов - от Боснии до Индонезии, включая мусульман бывшего Советского Союза. Ханафиты наиболее широко используют нормы обычного права, включая местные обычаи и традиции. Наиболее ревностными последователями "истинного" ислама провозглашают себя ханбалиты, требующие абсолютного следования "сунне Пророка". Развитие ханбалитских принципов в их крайнем выражении получило в учении Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба (отсюда название ваххабиты), возглавившего в середине XVIII века в Аравии религиозно-политическое движение за "очищение" ислама от разного рода "новшеств". Именно отходом от норм "первоначального" ислама они объясняли беды мусульман. Социальная активность ханбалитов и их идейных последователей способствовала тому, что сложилось представление о "воинственности" ислама в целом.
- Кто же тогда талибы?
- Арабское слово "талиб" (персидское мн. ч. - талибан) означает "ищущий" (религиозных знаний), "студент". Конечно, это не означает, что все талибы - "студенты". Речь идет о руководстве, идейных наставниках этого, в сущности, традиционного для суннитского ислама движения за "очищение" ислама от "недозволенных новшеств", за возрождение норм "первоначального ислама". Основная масса участников этого движения - пуштуны, наиболее многочисленное, преимущественно кочевническое объединение племен, у которых традиционно сложные отношения (этнические распри, территориальные споры) с другими народами Афганистана - такими как афгани, таджики, узбеки. Идеологически движение талибов находится в том же русле, что и ханбалиты, ваххабиты, фундаменталисты.
- Говорят, что пилотов, совершивших теракты в Америке, готовили в традициях ассасинов. Расскажите об этой секте.
- Община ассасинов (как одно из ответвлений шиитов-исмаилитов) сложилась в конце XI века (Сирия, Ливан, Иран) и известна в истории практикой религиозно-политического террора. Особое внимание уделялось подготовке молодых фидаев - фанатично преданных исламу юношей, готовых пожертвовать жизнью по приказу своего наставника. Их решимость подкреплялась верой в скорое вознаграждение в раю. Для ощущения "прелестей рая" использовали наркотики, после чего юноши бесстрашно выполняли смертельные задания.
- Вернемся к сегодняшним проблемам. Когда-то Петр Лавров сказал, что террористы-народовольцы были бы простыми мясниками, если бы не чувствовали тайной поддержки большинства русского народа. Если мусульмане ненавидят Америку и считают, что ее нужно уничтожать...
- Так считают, в первую очередь, радикально настроенные исламские идеологи. Для них Америка олицетворяет мировое зло, "сатанинское" дело, а безоговорочная поддержка ею Израиля в ближневосточном конфликте способствует распространению этого настроения и среди рядовых мусульман. Но все же ответственность за чудовищные действия террористов лежит на них самих.
- В России хватает своих проблем с исламом...
- К сожалению, невежество в отношении ислама вообще и российского в частности имеет прямо-таки тотальный характер, оно охватывает практически все слои общества и, как это ни парадоксально, касается обеих сторон - и немусульман, условно говоря - христиан, и самих мусульман. Россия - историческая Родина не только христиан, но и последователей других религий. Это полиэтническое и поликонфессиональное государство - словно лоскутное одеяло, из которого нельзя вырвать какую-то часть, чтобы не пострадали соседние. Вместе с тем на фоне укоренявшегося невежества - особенно в советское время, в период антирелигиозной пропаганды - складывались негативные стереотипы взаимного восприятия, тем более что политика властей давала много поводов для этого. Думаю, что к проблеме взаимоотношения христианского и мусульманского населения в России следует подходить с учетом логики возможного рассуждения российского мусульманина: вы нас завоевали, навязали нам свою власть, свой образ жизни, отвращали нас от нашего бога, мы же хотим жить на своей земле так, как жили наши отцы и деды, верить в того бога, в которого верили они. Таким образом, неизбежно приходим к выводу: поскольку Россия - наш общий дом, в котором все мы, равноправные жители, обречены жить вместе, то есть, образно говоря, так как нам не "разъехаться", соответственно, следует с учетом этого относиться к объективным и субъективным различиям между нами, учиться взаимопониманию, уважению к чужой вере и ее последователям.
- А на Западе невежества меньше? Население более цивилизовано в отношении ислама?
- Российские мусульмане давно инкорпорировались в государственные структуры, у них сложился российский менталитет. А для Запада ислам был объектом изучения, но не элементом собственной истории (исключая, пожалуй, Францию, столкнувшуюся с этой проблемой раньше других западных стран). Контакты с исламским миром на государственном уровне фактически не влияли на этно-конфессиональные отношения в этих странах, а оседавшие в них мусульмане оставались чужаками, - это была не их земля, не их историческая родина.
Санкт-Петербург