Предпроектная подготовка

Предстоящее расширение ЕС стимулирует стратегическое планирование в российских регионах

На минувшей неделе в Царском Cеле прошел семинар по программе приграничного сотрудничества России и Финляндии. Внимание наблюдателей к этому, казалось бы, рядовому событию было привлечено неожиданно широким и "высоким" представительством.

Ближе к Европе

Хотя формально в соглашении о сотрудничестве сопредельных регионов, заключенном в начале 1992 года, принимают участие только четыре региона Северо-Запада России - Мурманская область, Республика Карелия, Петербург и Ленинградская область, во дворец Кочубея съехались более 200 участников из 14 стран, в том числе весьма отдаленных от российско-финской границы, а также высокопоставленные чиновники Евросоюза.

Это объясняется тем, что на семинаре обсуждались не столько итоги названной программы, сколько согласование позиций по вопросам приграничного сотрудничества Европейского союза с сопредельными территориями в связи с предстоящим расширением ЕС.

"Два года - очень маленький срок, - говорит комиссар по горизонтальным связям Европейской комиссии Алистер МакДоналд. - В настоящий момент единственная сухопутная граница между Россией и ЕС - это граница с Финляндией. После того как в ЕС будут приняты нынешние кандидаты, протяженность этой границы существенно возрастет. На практике это означает, что через два года каждая из стран - нынешних кандидатов, граничащих с Россией (страны Балтии, Польша. - "Эксперт С-З"), в вопросах приграничного сотрудничества станет оперировать не только национальными интересами и ресурсами, но и ресурсами и интересами всего Евросоюза".

В этом году отчет ТАСИС по приграничному сотрудничеству, опубликованный счетной палатой ЕС, вызвал бурную критику в Еврокомиссии. "Еврочиновники" сошлись во мнении, что на эти цели необходимо выделять больше средств. Это послужило толчком к вовлечению России в программу Интеррег, финансируемую структурными фондами ЕС. В рамках этой программы Еврокомиссия финансирует проекты, инициированные не менее чем двумя странами (членом ЕС и его соседом), в равных долях с инициаторами. Правила работы в рамках этой программы и послужили главной темой пушкинского семинара.

В ходе бурного двухдневного обсуждения представители регионов учредили национальный комитет для обмена информацией о сотрудничестве в рамках Интеррег. Руководить этим органом станут два сопредседателя, сменяемые ежегодно на основе ротации регионов (первыми сопредседателями стали представители от Петербурга и Ленинградской области, располагающие наибольшим опытом международного сотрудничества). В будущем году комитет возглавят Карелия и Архангельская область, потом Псковская и Новгородская области.

Интересно, что в соответствии с процедурами Еврокомиссии комитет, учрежденный в Пушкине, станет полноценным представителем РФ в программе Интеррег. В этой связи возникает вопрос: насколько адекватно сможет представлять этот орган национальные интересы России?

Нужна стратегия

Как бы ни были активны представители субъектов федерации, нельзя просто собрать проектные инициативы Мурманской области, Карелии, Санкт-Петербурга и т. д. В этом случае мы не получим полноценного плана развития, отражающего и общероссийские интересы, и интересы Северо-Запада как макрорегиона.

"Мы должны вернуться к принципам пространственного стратегического планирования с общегосударственных позиций, - говорит министр внешних связей Республики Карелия Валерий Шлямин. - Мы не можем, например, просто следовать в фарватере программы "Северное измерение" ЕС, России давно пора иметь собственную стратегию развития на севере Европы. То же можно сказать и о программах развития регионов Балтийского и Баренцева морей. Все это принесет реальную пользу в масштабах государства, только если федеральный центр возглавит эту работу".

Однако до сих пор все попытки привлечь федеральный центр к программам приграничного сотрудничества не приводили к успеху просто потому, что у нас слишком много регионов со своими специфическими проблемами (45 приграничных регионов по периметру) и Москве не хватает человеческого ресурса, чтобы курировать эти вопросы. Сегодня региональные власти, кровно заинтересованные в сотрудничестве с сопредельными территориями, берут инициативу в свои руки. Помимо прочего работа по согласованию позиций позволит регионалам наконец установить нормальные рабочие контакты и с Минэкономразвития, и с аппаратом Полномочного представителя Президента в федеральном округе и с Министерством иностранных дел.

В настоящее время в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) идет подготовка стратегического плана развития. При этом, по мнению ряда экспертов, принимавших участие в обсуждении документа, в стратегии, разрабатываемой сейчас, внешнеэкономический раздел практически отсутствует. Логично предположить, что комитет возьмет разработку этой части на себя. Этот вопрос решено вынести на обсуждение экспертного совета при Полномочном представителе Президента в СЗФО, являющегося заказчиком стратегического плана.

Еще один аспект, вызывающий недоумение, - это источники финансирования самого комитета. На содержание его секретариата первоначально выделены средства из самого Интеррег, но долго так продолжаться не может, ведь национальный орган, представляющий интересы страны в программе Евросоюза, не может существовать на западные деньги.

Наконец, главная проблема, с которой, вероятно, столкнется новое начинание (как и многие предшествовавшие программы международного сотрудничества в России), - распространение информации о нем внутри регионов. Практика показывает, что, когда речь идет об источниках финансирования, российские чиновники не спешат делиться доверенным им знанием.

С другой стороны, обнадеживает конструктивная позиция наших европейских партнеров. "Интеррег не очень бюрократизирован, - говорит генеральный директор Леонтьевского центра Ирина Карелина. - Управляющий комитет, конечно, состоит из чиновников, но они, как правило, хорошо знают предмет и весьма заинтересованы в том, что делают. Возможно, в этом сказывается влияние скандинавского менталитета. Но нам повезло, что мы находимся именно в этом регионе: у нас очень конструктивные соседи".

Санкт-Петербург