На Западе фондовый рынок является для компаний механизмом привлечения денег инвесторов. Европейские и американские эксперты не устают подчеркивать, что развитые рынки ценных бумаг стимулируют промышленный рост и занятость населения. В России - все иначе. "Наш фондовый рынок - чисто спекулятивный, - подчеркивает заместитель управляющего Санкт-Петербургской валютной биржи Юрий Михайлов. - Никто на нем денег не привлекает". Разрозненные попытки привлечения денег наверняка предпринимались и у нас, но масштаб явления был настолько мизерным, что говорить о том, что фондовый рынок стал в России, а уж тем более на Северо-Западе, серьезным механизмом получения инвестиций, конечно же, нельзя. Тем не менее, сейчас в очередной раз пытаются использовать инвестиционный потенциал отечественного рынка ценных бумаг.
Полезные "междусобойчики"
С начала российских реформ шли разговоры о том, что предприятия могут привлекать деньги для развития, выпуская свои облигации. Реализация этой идеи началась около года назад - на рынке стали появляться бонды (жаргонное название облигаций) крупнейших российских компаний - таких, как Газпром, Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания (Сибур), Магнитогорский металлургический комбинат ( ММК), Российская инновационная топливно-энергетическая компания ( РИТЭК), АЛРОСА, Объединенные машиностроительные заводы, и других. Всего к данному моменту примерно 30 эмитентов выпустили корпоративные облигации, и в последнее время в России осуществляется по два-три (а порой и больше) новых размещения ежемесячно.
Скромную лепту в общероссийский бум внес и Северо-Запад: в этом году рынок корпоративных облигаций пополнился бумагами Международного банка Санкт-Петербурга на сумму 99 млн рублей, компании " Пекарь" (25 млн рублей), Мурманского морского пароходства (14 млн рублей). Отношение к Северо-Западным эмиссиям неоднозначно: в деловых кругах их нередко называют "междусобойчиками". Под этим подразумевается, что выпущенные бумаги не предназначены для широкого хождения на рынке: они распределяются между несколькими инвесторами, с которыми достигнуты предварительные договоренности о выкупе бумаг. Во многом это мнение справедливо: например, облигации Мурманского пароходства, как сообщили представители Промышленно-строительного банка (ПСБ) - партнера пароходства по выпуску займа, действительно были распространены в "узком кругу". Собственно, небольшие займы ("нормальным" по размерам считается выпуск облигаций на сумму 200 и более млн рублей) обречены на такую практику - широкий рынок не посчитает их ликвидными, и без предварительных договоренностей бумаги останутся нераскупленными. Однако, как говорят эксперты, даже "междусобойчик" по-своему полезен - причем не только предприятию, но и рынку в целом. Корпоративные облигации попали, что называется, в нужное место в нужный момент: они решают целый ряд накопившихся проблем.
Воспитательная функция
Для предприятия выпуск облигаций, будь он маленьким или большим, является, по словам представителей инвестиционных компаний, хорошей альтернативой банковскому кредиту. Выдавая кредит, банкиры требуют адекватного по стоимости залога. "А с залогами, - говорит директор компании " Сбербанк - Капитал" Ирина Веселова, - у многих компаний возникают проблемы: основные фонды, оборудование устарели; оцениваются дешево, что, соответственно, снижает суммы предоставляемых ссуд. Выпуская облигации, предприятия расширяют возможности привлечения: увязывают объем заимствования не со стоимостью оборудования, а с товарным выпуском продукции".
Более того, облигационный заем позволяет компании, условно говоря, получить кредит не одного банка, а целого банковского пула. При этом, как отмечает директор финансовой группы Web-invest Александр Винокуров, корпоративные облигации играют своего рода воспитательную роль: не позволяют банкирам переоценивать свою значимость. "В Петербурге есть предприятия, которые в несколько раз крупнее многих из присутствующих здесь банков, - продолжает директор группы. - И вот представители этих солидных компаний вынуждены посещать банковские кредитные отделы, вести нудный процесс оформления ссуды. Если же предприятие намерено выпустить облигации, то его партнер по выпуску - как правило, это инвестиционная компания - рассылает все необходимые данные в целый ряд банков. Таким образом, компания освобождается от унизительной во многом необходимости обивать пороги кредитных структур".
На этом преимущества корпоративных облигаций не заканчиваются: одно из важнейших из них, по словам Ирины Веселовой, - создание публичной кредитной истории компании. Иными словами, после того как предприятие вышло на рынок с облигациями, добросовестно их обслужило, "ему будет намного легче и брать банковские ссуды, и прибегать к другим способам заимствования - к примеру, проводить публичные эмиссии акций".
В свою очередь, банкам корпоративные облигации не менее полезны. Как известно, российские кредитные структуры испытывают избыточную ликвидность - им надо куда-то размещать привлеченные средства, а возможности прямого кредитования ограничены, в частности, нормативами Центробанка, включая такой из них, как норма риска на одного заемщика. Выкупая корпоративные облигации нескольких компаний, банки, по сути, диверсифицируют свои кредитные риски.
Бонды компаний достойны доброго слова и в связи с проблемой дефицита инструментов фондового рынка. "ГКО - ОФЗ, ввиду их очень низкой доходности, уже не устраивают большую часть инвесторов, - комментирует Александр Винокуров. - Корпоративные облигации становятся, таким образом, вторым после облигаций субъектов РФ инструментом с фиксированной доходностью, который интересен рынку". Причем, подчеркивает эксперт, "выпусков этих бумаг может появиться в сто раз больше, чем субфедеральных займов".
Наконец, корпоративные бонды выполняют функцию, важную не только для рынка ценных бумаг, но для российского бизнеса в целом: они вынуждают компании становиться прозрачными. "Если бы информация об эмитентах предоставлялась на основе официальных балансов, - поясняет заместитель генерального директора Балтийского финансового агентства Леонид Моисеев, - то потенциальные инвесторы сделали бы вывод, что заемщик так себе. Известно, что в балансах с целью оптимизации налогов занижается прибыль, другие результаты бизнеса. Чтобы успешно разместить заем, компании вынуждены сообщать истинную и очень подробную информацию о себе".
В Москву!
Те несколько корпоративных выпусков, что появились на Северо-Западе, - только начало большого пути. Уже объявлено, например, что в следующем году свои облигации на сумму около 1 млрд рублей выпустит ОАО "Ленэнерго". Компания "АВК - ценные бумаги", ставшая в этом году генеральным агентом займа "Пекаря", готовит в данный момент несколько аналогичных проектов - имена эмитентов пока не разглашаются. Также и "Сбербанк - Капитал" совместно с партнерами и самостоятельно работает над программами выпуска облигаций ряда промышленных предприятий. "Эти программы предусматривают эмиссии на сумму от 5 до 30 млн долларов", - сообщила корреспонденту "Эксперта С-З" Ирина Веселова. ПСБ планирует в течение следующего года вывести на рынок займы трех-четырех региональных компаний; объемы выпусков составят от 100 до 300 млн рублей. Финансовая группа Web-invest помогает подготовить эмиссию бондов на сумму не менее 200 млн рублей одной из петербургских компаний, и этот список можно продолжать.
Представители практически всех инвестиционных фирм отмечают, что большая часть Северо-Западных корпоративных эмиссий будет размещаться не в Петербурге, а в Москве. "И презентации облигаций стоит проводить, по-видимому, там же", - говорит Ирина Веселова. По словам Александра Винокурова, "не бывает двух финансовых столиц - подавляющая доля российских денег по-прежнему сосредоточена в первопрестольной. Желание распределить облигации среди широкого круга инвесторов неизбежно приведет региональных эмитентов на Московскую межбанковскую валютную биржу". Это, наверное, и неплохо: посредством корпоративных облигаций Москва поделится финансами с Северо-Западом.
Если часть региональных компаний уже поручила партнерам - инвестиционным компаниям готовить эмиссии бондов, то еще больше тех, кто над этим серьезно размышляет, то есть даст такое поручение в ближайшем будущем. "Корпоративные облигации - инструмент с нарастающей популярностью", - констатирует Ирина Веселова, а Александр Винокуров выразился еще конкретнее: "На сегодня это самый модный и самый перспективный из всех инструментов фондового рынка".
Не доросли?
Выпуски корпоративных бондов - пожалуй, наиболее простой способ привлечения денег с фондового рынка. Более сложный путь - публичные размещения акций, называемые на Западе IPO. Российские компании, желающие проводить IPO, пока осуществляют это желание за пределами страны. К примеру, компания " Вымпелком" уже провела публичное размещение акций на Западе, а концерн "Калина" сейчас делает выбор, проводить ли IPO в Европе либо в США. При этом Россия в качестве возможной площадки для публичной эмиссии акций концерном даже не рассматривается. Наверное, такая ситуация является не вполне нормальной, и, чтобы изменить ее, по крайней мере на Северо-Западе, Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ) при содействии Франкфуртской биржи осуществляет проект "Рынок роста Санкт-Петербург". Его цель - вывести на рынок акции молодых быстрорастущих компаний Северо-Запада, прежде всего - инновационных.
Вся предварительная работа биржей уже сделана: разработаны и утверждены в ФКЦБ (Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг) правила допуска акций компаний на биржу и их обращения; созданы необходимые торговые и информационные системы; проведена серия семинаров для потенциальных эмитентов и инвесторов. Более того, биржа осуществила, как говорят ее представители, "разведку боем" - нашла в регионе около 40 динамичных средних и малых компаний, которые хотят привлечь инвестиции через размещение своих акций на СПВБ. Также найдено несколько десятков потенциальных инвесторов, проявивших интерес к проекту... Тем не менее ни один "молодой" эмитент пока не вышел на биржу.
Дело в том, что теоретического желания мало: чтобы провести публичную эмиссию акций, компании нужно приложить немало усилий - прежде всего, как выразился заместитель управляющего СПВБ Юрий Михайлов, "элементарно привести себя в порядок". Финансовые документы, структура управления иных инновационных фирм, продолжает он, находятся в таком состоянии, "что эти фирмы, прежде чем говорить об эмиссиях, надо просто ликвидировать и создать новые юридические лица. В противном случае никто не вложит в их бумаги ни копейки". Даже если дела обстоят не так плохо и ликвидация юридического лица не требуется, выход на публичный рынок остается хлопотным делом: нужно подготовить отчетность по западным стандартам, подтвердить ее заключением уважаемой аудиторской фирмы, составить грамотный проспект эмиссии, зарегистрировать его в Москве, и все перечисленное - только часть необходимых мероприятий. Предполагалось, что найдутся структуры, которые "подхватят" потенциальных эмитентов, помогут им осуществить указанную предпродажную подготовку. Также предполагалось, что роль этих помощников сыграют инвестиционные компании Петербурга. Однако представители последних в беседах с нами называли проект СПВБ "несвоевременным начинанием, на которое не стоит тратить ни времени, ни, тем более, денег". По словам Леонида Моисеева, "никто из наших клиентов не интересуется акциями российских венчурных компаний - скорее, люди готовы покупать зарубежные акции". Александр Винокуров отметил, что хорошо знаком с проектом СПВБ, и "мы даже думали над покупкой акций одной из инновационных фирм, но от этой идеи отказались".
Корень проблемы, как говорит Александр Винокуров, в том, что российское законодательство не защищает права инвесторов. "Допустим, я куплю на "Рынке роста" 40% акционерного капитала какой-либо фирмы, а потом директор станет управлять ею не так, как мы с ним договорились. - продолжает он. - В этом случае можно потерять свои деньги, вложенные в капитал компании, - получить же их обратно в России, по сути, нереально. Соответственно, приобретая бумаги, я должен назначать в фирму своего человека, который будет контролировать все финансовые потоки. Не очень хочется этим заниматься". В свою очередь, компании, по мнению эксперта, легче самой найти потенциального инвестора-совладельца, который ей по душе, чем получить его с открытого рынка - так сказать, из неизвестности. В общем, российские инвесторы не готовы нести предпринимательские риски, а эмитенты - риски потери контроля над своим бизнесом. Публичные размещения акций, в отличие от выпусков корпоративных облигаций, оказались для отечественного фондового рынка не в меру "продвинутой" формой работы.
Впрочем, СПВБ не теряет надежды: в данный момент она подготовила инвестиционные профили (подробная информация на нескольких десятках страниц) пяти растущих компаний, подписавших с биржей предварительные соглашения о размещении акций на "Рынке роста". Эта информация разослана 60 потенциальным инвесторам, заявлявшим ранее, что проект петербургской биржи им интересен. Возможно, получив конкретную информацию о бизнесе фирм, они перейдут к практическим шагам.
Санкт-Петербург