Русский Polytex

Российский капитал приходит в Эстонию охотнее, чем западный

Ассоциация крупных предпринимателей Эстонии, объединяющая бизнесменов, чьи личные состояния исчисляются миллионами долларов, настоятельно рекомендует правительству больше внимания уделять развитию экономических связей с Россией. За этой настойчивостью нет никакой политики - только трезвый расчет.

По имеющейся информации, со следующего лета в Нарве начнет действовать новое текстильное производство, создаваемое при прямом участии российского капитала (объем инвестиций - около 8 млн долларов, а ожидаемый годовой оборот - порядка 46 млн долларов). Причем в Нарве уже работает текстильный гигант - холдинг "Кренгольмская мануфактура", имеющая почти полуторавековую историю, с годовым оборотом сегодня около 63 млн долларов.

Просто конвертор

Создатель будущей фабрики Игорь Полещук пока возглавляет АО GBS Ltd., расположенное наряду с прочими фирмами в трехэтажном особняке на тихой улочке с немного грустным названием Ластекоду (Детдомовская), поблизости от делового центра Таллина.

Рискнувший открыть текстильное предприятие в непосредственной близости от " Кренгольма" - лидера отрасли, располагающего мощной производственной базой, опытнейшими кадрами, колоссальными партнерскими связями по всему миру, - Игорь Полещук не новичок в этом бизнесе. С тем же "Кренгольмом" он связан более пятнадцати лет: здесь начинал в 1980 году инженером отделочной фабрики, а ушел в 1996-м с должности коммерческого директора холдинга - уже при новых владельцах в лице шведского концерна " Борос Вэфвери". По его словам, ему пришлось заниматься становлением всего кренгольмского экспорта в западном направлении - после того, как из-за неплатежей потребителей был потерян российский рынок.

На первом этапе самостоятельного "плавания" АО GBS Ltd. Игорь Полещук занимался, по сути, тем же, чем и на "Кренгольме". С одной только разницей - он размещал заказы на других предприятиях, а затем продавал приобретенную им продукцию третьим лицам. На первый взгляд, такую деятельность можно назвать посреднической. Однако в отличие от "чистого" посредника, который ничего сам не производит и существует лишь за счет "накруток" на цену товара, получаемого им от поставщика, фирма GBS вкладывала свои деньги в закупку изделий, в определенной степени рискуя собственным капиталом - конъюнктура рынка изменчива, и пользующийся еще вчера спросом товар завтра мог остаться невостребованным. Сам Полещук называет такую деятельность "конверторной".

Из опыта работы в отделе маркетинга "Кренгольма" Полещук знал, какие изделия, производимые в России, пользуются спросом на Западе, а главное - способны выдержать там конкуренцию. В числе его российских партнеров того периода - " Вышневолоцкий текстильщик" и " Тверская мануфактура", Ярцевский и Чебоксарский хлопчатобумажные комбинаты. Производимые на этих предприятиях кухонные и махровые полотенца, ткани для постельного белья успешно реализуются в странах Европы и в США.

В бытность "конвертором" он выступал и в роли работодателя, обеспечивая работой до ста человек: целое швейное предприятие на острове Хийумаа в три смены шило подгузники на экспорт из российского сырья. Однако "Кренгольм" в конце концов подмял "излишне шустрого" конкурента и сумел перехватить этот заказ.

Преимущество в технологии

Отчасти этот случай, но в большей степени общая конъюнктура навели на мысль о необходимости открыть собственное отделочное производство. Значительную роль при этом сыграло намерение главного партнера AO GBS Ltd. - фирмы " ТЕСКО", одного из крупнейших в России продавцов хлопка, - сделать большие инвестиции в подобное предприятие. Полещуку удалось убедить владельцев "ТЕСКО", что, вместо того чтобы вкладывать средства в старое производство, гораздо выгоднее создать новое, и не в России, а в Эстонии, конкретно - в Нарве, где сильны традиции и имеются квалифицированные кадры.

Создаваемое предприятие получило название "Polytex.ee". В этом наименовании содержится отраслевая характеристика (poly - много, tex - текстильное, в итоге - многопрофильное текстильное производство), а также прямое указание на географическое расположение и одновременно - на соответствие новейшим техническим требованиям (расширение ". ее" используется в электронной почте как обозначение Эстонии).

На территории бывшего кожзавода в Нарве под нужды новой фирмы арендуется помещение площадью 7000 кв. м, куда сегодня завозится самое современное в отрасли оборудование. Буквально накануне нашей встречи с Игорем Полещуком он получил сообщение из Голландии, что в адрес Polytex. ee отгружена первая универсальная отделочная линия для отбеливания и окраски ткани.

Поставщики оборудования находятся в Голландии, Италии, Австрии и Германии. До середины декабря планировалось завершить этап подписания контрактов на станки и линии, необходимые для пуска первой очереди предприятия - всего на 4,2 млн долларов. К 1 мая текстильщики намерены получить первые метры готовой продукции. В течение 2002-го и частично 2003 годов будет освоена еще примерно такая же сумма инвестиций, с тем чтобы можно было считать завершенным первый этап нового отделочного производства, способного обеспечить все виды отделки практически всех видов текстиля (хлопок и хлопко-полиэстерное сырье) - как тканого, так и трикотажного.

Для этого в Нарве будет создано примерно 100-120 новых рабочих мест при работе в три смены. Персонал невелик благодаря применению высокотехнологичного компьютеризированного оборудования новейшего поколения. Для работы на нем требуются специально подготовленные рабочие, которых планируется обучать на месте, и частично эта работа уже начата.

В принципе, не исключена и вероятность открытия специального учебного заведения на базе нового производства. И хотя на первых порах здесь собираются обойтись силами специалистов управленческого звена, перешедших с "Кренгольма", недавно состоялась встреча с руководством Петербургской текстильной академии легкой промышленности, где оговаривались возможности прохождения практики ее студентами, а в дальнейшем - и работы выпускников на фирме Polytex. ee. Тут, конечно, многое зависит от того, насколько решаемыми будут вопросы с визами для россиян.

Polytex изначально имеет признаки транснациональной компании: параллельно с основным производством в Нарве создаются две маркетинговых организации - в Таллине (Polytex. ee marketing) и в Москве (Polytex. ru marketing). Их задача - изучать рынки сбыта продукции головного предприятия как в странах ЕС, так и на территории бывшего СССР. Согласно проекту, 70% изделий планируется экспортировать в Скандинавию и Западную Европу, 20% - в Россию и другие страны СНГ и 10% - в США.

Почему в Нарве?

Интересно, что первоначально фирмы "ТЕСКО" твердо намеревалась строить предприятие именно в России, где примерно вдвое дешевле электроэнергия, остальные коммуникации, рабочая сила. Однако Полещук доказал: единственное место, где имеет смысл открывать новое производство - не просто в Эстонии, а именно в Нарве. Во-первых, Эстония уже с 1989 года является ассоциированным членом ЕС и благодаря этому имеет определенные льготы. А именно: если не менее 50% добавочной стоимости продукта производится на ее территории, то такую продукцию в страны Сообщества можно поставлять без каких бы то ни было квот и дополнительных налогов. Та же самая продукция, произведенная, допустим, в Пакистане или в России, облагается при поставке в Европу налогом на импорт, что делает ее на 9-14% дороже.

Вторым аргументом, убедившим руководителей "ТЕСКО", была свобода передвижения, что особенно важно для менеджеров, чья служебная деятельность связана с необходимостью частых заграничных поездок. Имея эстонский паспорт, человек без всяких виз может ездить практически в любую европейскую страну и в большинство стран Америки. То же самое относится и к подданным этих стран, которым необходимо приезжать в Эстонию. Учитывая, что сегодня Эстония является четвертой страной в мире по такому показателю, как экономическая свобода (данные World Heritage Foundation) - после Гонконга, Сингапура и Новой Зеландии и наряду с Ирландией, США, Люксембургом и Нидерландами, - этот фактор становится очень важным с точки зрения возможностей привлечения новых инвесторов. Россия же в этом рейтинге занимает 131-е место.

Третья причина выбора места в пользу именно Нарвы - наличие здесь своеобразного менталитета в подходах как к текстильному производству конкретно (соседство того же "Кренгольма" с его вековыми традициями), так и к требованиям культуры производства вообще (особенности местного национального характера).

И, наконец, четвертое соображение: Нарва находится прямо на границе Эстонии и России, которая вот-вот станет границей между ЕС и СНГ. Далеко возить продукцию не надо. Да и сегодняшняя относительная дешевизна энергоносителей и рабочей силы в России - преимущество явно временное.

Правда, что касается "западного" соседства, то здесь не так все гладко. Игорь Полещук рассказывал, как он обивал пороги эстонских банков в стремлении получить кредит под свой проект. Сами финансовые "киты", такие, как " Hansapank" (Ганзейский банк), " Ьhispank" (Объединенный банк) и финский " Sampopank", с готовностью откликались на предложение о сотрудничестве. Но нынешние владельцы всех эстонских финансовых структур - шведские и финские банки - видимо, очень не любят рисковать своими деньгами. Как только дело доходило до кредитных комитетов этих учреждений в Стокгольме или Хельсинки, следовал вежливый и даже сочувственный, но отказ. Да, говорили там, проект очень хорош, да и бизнес-план не вызывает никаких претензий. Но... Вы поработайте год на собственных ресурсах, а там посмотрим.

Российский партнер оказался более готовым к риску - он даже пошел на инвестирование собственных средств, что, понятно, гораздо выгоднее для фабрики, чем кредиты. Впрочем, риск для россиян не так уж велик. При годовом обороте от продаж хлопка в размере 70 млн долларов, который имеет "ТЕСКО", найти относительно свободные четыре с половиной миллиона для первого этапа - не так уж сложно.

Таллин