Пилотный регион без пилота

Разработать стратегию развития Калининградской области пока никому не по силам

Калининградская область - регион, чью размеренную жизнь нарушили планы Западной Европы. В ближайшее время Евросоюз примет в свои ряды Литву и Польшу, граничащие с Калининградом, и тогда российский эксклав окажется в центре единого европейского пространства. Чтобы обсудить перспективы региона в свете происходящих внешних по отношению к нему изменений "Эксперт С-З" совместно с Институтом "Восток - Запад", калининградским Агентством регионального развития, Балтийским деловым клубом, Союзом промышленников и предпринимателей Калининградской области провели в курортном Светлогорске международную конференцию "Калининградская область как пилотный регион: инкубатор новых правил игры".

Как неоднократно отмечал наш журнал, расширение Евросоюза на восток ставит перед российским эксклавом целый ряд новых проблем. Во-первых, Калининградской области предстоит расстаться со своим теневым сектором, который сейчас занимает, по экспертным оценкам, около 60% его экономики. Во-вторых, надо будет приспосабливаться к западным управленческим, финансовым, производственным и прочим стандартам, что непросто. Наконец, региону придется набрать такие темпы роста, которые приблизят его по уровню развития экономики к европейским государствам.

Хотя эти проблемы обсуждаются уже более года, внятной стратегии, которая наметит их решение, так никто и не предложил. Концептуальные усилия калининградских и российских властей свелись к утверждению Федеральной программы развития Калининградской области до 2010 года. О стратегии там сказано несколько общих слов: необходимо совершенствовать режим Особой экономической зоны, действующей в регионе с середины 1990-х годов; целесообразно ориентировать местную промышленность на экспорт; надо внедрять механизмы либерального, ускоренного развития экономики. В основном же документ содержит перечень инфраструктурных проектов, которые вряд ли обеспечат быстрый рост региона, поскольку их экономическая целесообразность вызывает вопросы. Группа российских и западных экспертов, оценив центральный проект Федеральной программы - строительство ТЭЦ-2, пришла к выводу: только в том случае, если в течение ближайших десяти с лишним лет уровень цен на газ сохранится на сегодняшнем уровне и если инфляция не будет превышать 8% годовых, вложения в объект смогут окупиться через 14 лет. Таким образом, самый оптимистический сценарий оказывается весьма пессимистичным. В целом, как отмечают эксперты в кулуарных беседах, "Федеральная программа - несовершенный инструмент, который в обозримом будущем должен быть полностью изменен".

В свою очередь, Евросоюз не предлагает идей относительно развития региона. "Мы наблюдаем крайне пассивное отношение ЕС к проблемам Калининграда", - говорит представитель МИД России в Калининграде Артур Кузнецов. Эта пассивность связана как раз с тем, что Европа безуспешно ждет ориентиров с российской стороны. Как объяснил корреспонденту "Эксперта С-З" директор программ Института проблем мира (Германия) Кристиан Вельман: "Мы не можем решать судьбу чужой территории. ЕС мог бы даже профинансировать часть калининградских проектов, но для этого он должен получить четкие предложения, чего не происходит". Образно развил этот тезис на конференции советник ТАСИС Стивен Дюар: "У региона, чтобы Европа могла с ним конструктивно работать, должен быть пилот, который знает карты и представляет, по какому курсу двигаться. В Калининграде такого пилота пока нет".

Конференция, прошедшая в Светлогорске, только подтвердила факт отсутствия "пилота". К выработке единой стратегии собравшееся экспертное сообщество не приблизилось - высказывались только некоторые разрозненные мысли. Так, вице-президент Института "Восток - Запад" Кристоф Кордонье сказал, что "иностранные инвесторы подобны овцам - движутся вслед за вожаком. Приманите в свой регион одну-две крупные западные компании, и вслед за ними подтянутся другие - таким образом, будет обеспечен рост Калининграда". Совет хорош, но как приманить "овец" - остается непонятным. Сходное по сути, но более оригинальное предложение сформулировал председатель совета калининградского Агентства регионального развития Григорий Бунатян. По его мнению, федеральный центр должен дать "высшему российскому олигархату заказ на реализацию в Калининграде серии крупных, на сотни миллионов долларов каждый, проектов". Как считает г-н Бунатян, "власть должна сказать: мы хотим, чтобы вы, крупные предприниматели, зарыли в Калининграде несколько миллиардов долларов". Эти проекты могут стартовать в любой отрасли промышленности, будь то сырьевой комплекс или интеллектуальные производства, но в любом случае осуществляться с применением новейших технологий. Помимо политической воли сформулировать такой заказ - от власти требуется предоставить государственные гарантии под намеченные олигархами проекты.

В этой идее смущает то, что крупных предпринимателей предполагается "сгонять" в Калининград по "свистку" сверху. Было бы гораздо естественнее создать в регионе условия для успешного развития бизнеса, и тогда капитал подтянется сам, без дополнительных приглашений. Пока такие условия не сложились: в Калининграде неважно обстоят дела с тем, что председатель совета директоров ОАО "Автотор" Владимир Щербаков назвал "микроклиматом" - уровнем бюрократизации экономики. Как он отметил, предприятие "Автотор" за пять лет работы 69 раз закрывали для проведения всевозможных проверок, арестовывали его счета. Такого рода примеров предприниматели называли немало, и с трибун конференции неоднократно звучала фраза "конфликт между бизнесом и властью". Как сказал корреспонденту "Эксперта С-З" член совета директоров Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Александр Шамшиев, "у бизнеса есть идеи как по созданию условий для развития предпринимательства, так и по интеграции с Европой, но их некому излагать - региональная администрация нас не слышит. Даже Федеральная программа разрабатывалась без участия бизнеса". В ходе форума промелькнуло предложение создать "черный список" представителей региональной власти, негативно относящихся к бизнесу. Причем предполагалось, что в этот список должны были бы войти первые лица областной администрации.

Возвращаясь к теме конференции, можно констатировать: в первую очередь региону предстоит решить свои внутренние проблемы - договориться о правилах игры в отношениях между бизнесом, властью, экспертным сообществом. Пока согласия в региональном обществе нет - нет и базы для рождения "пилотной" стратегии. Интервью участников конференции, приведенные далее, только подтверждают этот тезис.

Санкт-Петербург - Калининград