До недавнего времени отношения между Калининградом и "большой Россией" складывались, мягко говоря, неоднозначно. Калининградцы отмечали, что не видят от России, имея в виду Москву, "ничего, кроме неприятностей", и были по-своему правы. Федеральный центр вспоминал о своем эксклаве только в тех случаях, когда хотел пополнить российскую казну за счет отмены льгот калининградской Особой экономической зоны.
Год назад ситуация изменилась: Москва заявила о сохранении Особой зоны на долгосрочную перспективу, стала вникать в проблемы эксклава, и в целом Калининградская область стала особо примечаемым властью регионом. Как это повлияло на развитие калининградского бизнеса? На вопросы "Эксперта С-З" отвечает председатель Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области, генеральный директор целлюлозно-бумажного концерна "Цепрусс" Борис Овчинников.
- Борис Алексеевич, участие федерального центра в жизни Калининграда ограничивается знаками внимания или можно назвать конкретные шаги Москвы, которые помогли региональной экономике?
- Само по себе внимание к нашему региону - уже движение вперед. В Калининграде стали часто бывать высокопоставленные представители федерального правительства, Государственной думы - есть перед кем ставить вопросы, с кем договариваться. Среди конкретных шагов можно назвать утверждение российским Кабинетом министров Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года. Правда, этот документ вызывает много вопросов. Бюджет программы, то есть сумма, необходимая для ее реализации, составляет 90 млрд рублей, - все здравомыслящие люди понимают, что изыскать такие средства вряд ли удастся. На мой взгляд, неправильно, что центральный объект программы - строительство дорогостоящей ТЭЦ-2. Осуществление таких проектов - дело коммерческих структур, в данном случае - РАО ЕЭС и "Газпрома", а известно, что эти компании относятся к строительству ТЭЦ скептически. Иными словами, она скорее всего построена не будет. За рамками программы остались механизмы развития малых и средних предприятий, а именно они сегодня определяют лицо областной экономики. В общем, принятый на федеральном уровне документ никак, на мой взгляд, не повлияет на жизнь регионального бизнеса и Калининградской области в целом.
Пожалуй, единственный по-настоящему полезный шаг, сделанный в последнее время, - снижение тарифов за транзит грузов из Калининграда через территорию Литвы, о котором удалось договориться российскому правительству.
- Каких еще "полезных", по вашему выражению, мер ждут калининградские промышленники от Федерации?
- Основные решения надо принимать не на федеральном, а на региональном уровне - необходимо создать в Калининграде нормальные условия для работы бизнеса.
- Вроде бы такие условия создаются - к примеру, ваша Дума подготовила первый в стране антикоррупционный закон...
- Коррупция - не главная проблема, которая волнует региональный бизнес. Гораздо больше беспокоит то обстоятельство, что при реализации любого бизнес-проекта чиновники гоняют нас по инстанциям как минимум шесть месяцев. Должна появиться цивилизованная система сопровождения бизнес-проектов. Мы предлагали перенять опыт Новгородской и, наверное, Ленинградской областей, где создано прогрессивное законодательство, способствующее реализации инвестиционных проектов.
- Условия ведения бизнеса, о которых вы сказали, в значительной степени определяются системой отношений между сообществом предпринимателей и региональной властью. В этом плане, кажется, дела в Калининградской области обстоят неблагополучно. Говорят, после выборов губернатора Владимира Егорова бизнес и областная администрация заключили некое соглашение, которое впоследствии администрация нарушила. В результате сегодня калининградский бизнес и власть живут в состоянии конфликта...
- Во-первых, только планировалось заключить соглашение, но оно так и не было подписано. Во-вторых, я не сказал бы, что у нас есть конфликт с властью. Дела обстоят печальнее - у нас нет вообще никакого диалога. Мы предлагали перенести в регион ту систему отношений, которая сложилась на федеральном уровне. Президент Путин периодически собирает круглые столы с участием ведущих представителей бизнеса. Именно по результатам этих совещаний правительство вносило в Думу предложения о корректировке Налогового кодекса. Президент ввел во все совещательные органы представителей Российского союза промышленников и предпринимателей... В Калининградской области ничего подобного не происходит. Дело доходит до анекдотических ситуаций: экономические форумы в регионе проходят без участия предпринимателей - там присутствуют только чиновники.
- На конференции "Калининградская область как пилотный регион", стратегическим партнером которой выступил ваш Союз, председатель совета калининградского Агентства регионального развития Григорий Бунатян сказал: "Рано, наверное, заносить областную администрацию в черный список - она не столь безнадежна...". Вы согласны с его оценкой?
- Мы участвовали в этой конференции во многом именно для того, чтобы публично высказать свое мнение власти. Очень надеюсь, что она нас услышала.