Не к чему стремиться...

Верстая бюджет этого года, новгородские власти отказались от идеи стать бездотационным регионом

Главный финансовый документ области на 2002 год Областная дума приняла во втором, решающем, чтении в самый канун Нового года. Депутаты утвердили сумму расходов областного бюджета, которая составила 2 млрд 980 млн 630 тыс. рублей, а также доходную часть в 2 млрд 880 млн 524 тыс. В результате предельный размер дефицита областного бюджета составил 100 млн 106 тыс., или 8,9%. По мнению специалистов, главный финансовый документ области имеет ярко выраженный социальный характер - более 63% средств приходится на защищенные статьи.

С дырочкой в боку

Бюджет области рассчитывался, исходя из основных показателей развития экономики области на нынешний год, ожидаемой оценки поступления налоговых платежей в бюджет области в 2001 году и проекта Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2002 год".

На основе прогнозируемого объема собственных и закрепленных доходов запланировано получить 1 млрд 129 млн 559 тыс. рублей, сумма дотаций Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации запланирована в размере 337 млн 594 тыс. рублей, субсидий и субвенций из Фонда компенсаций - 213 млн 536 тыс., дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов - 423 млн 150 тыс. В новом финансовом документе запланировано также 6 млн 500 тыс. рублей, передаваемых бюджетам других уровней для осуществления государственных программ, а субсидий из Фонда регионального развития - 30 млн. Сумма дотаций на погашение задолженности федерального бюджета перед бюджетами области по ранее принятым в муниципальную собственность ведомственному жилью и объектам соцкультбыта равна 117 млн 123 тыс. Из целевых бюджетных фондов в областную копилку направится 623 млн 62 тыс. рублей.

После первого чтения областного бюджета был принят ряд поправок, основной из которых стало увеличение доходной части на 67,7 млн рублей за счет роста земельного налога, арендной платы за землю и поступлений от штрафных санкций.

По оценкам вице-губернатора Новгородской области Михаила Скибаря, принятый бюджет вполне реалистичен, хотя задекларированный дефицит великоват - перекрыть возможно будет не более 4%.

По одежке протягивай ножки

Некоторых специалистов не удовлетворяет тот куцый бюджет развития области, который принят на 2002 год. Его размер многие называют просто смешным. "Мне даже стыдно за такой бюджет, - восклицает председатель комитета финансов области Елена Солдатова. - Любая сфера должна развиваться, плюс неминуемый естественный износ основных фондов, а у нас на эти цели всего 46 миллионов". Если учесть, что из этих 46 млн рублей - 20 запланировано на покупку автобусов для внутрирайонных линий, а остальные пойдут на окончание долгостроя объектов социального назначения, можно считать, что на развитие в бюджете денег вовсе не предусмотрено.

В частности, у главы Новгородского района и председателя комиссии по экономике и бюджету Областной думы Александра Филиппова нет уверенности, что в нынешнем году сохранятся прежние объемы строительства, а это гарантирует голодный паек строительным организациям. "У меня бюджет вызывает чувство неудовлетворения. Я недоволен тем, как сформирована доходная часть и соответственно как мы вынуждены были распределить расходную, - считает Александр Филиппов. - Усиление федеральными структурами централизации, при понятной необходимости укрепления вертикали власти, имеет и нехорошую обратную тенденцию - уничтожается инициатива на местах и мотивация зарабатывать деньги, развивать производство, увеличивать число новых предприятий".

Опасения руководителя района связаны и с тем, что в области практикуется другой подход - губернатор старался отдавать полномочия и деньги вниз. Но новые реалии меняют эту схему. А соответственно все это скажется на социально-экономической ситуации в районах.

По мнению Александра Филиппова, под гарантии если не области, то государства можно найти инвестиции и капиталовложения в сельское хозяйство. Пока же, при всей своей "аграрности", на развитие сельского хозяйства в 2002 году в областном бюджете предусмотрено только 36 млн рублей, хотя это в три раза больше, чем в прошлом. Александр Филиппов считает, что наметившиеся в сельскохозяйственном производстве позитивные тенденции не могут быть сохранены без резкого увеличения финансовой помощи селу. Но средств, как всегда, недостаточно. Поэтому областные власти решили в нынешнем бюджете предусмотреть лизинговый фонд для сельскохозяйственных предприятий в размере 14 млн. Эти средства должны стать оборотными, и с их помощью аграрии сделают первый взнос для покупки новой техники.

Их дело - стратегия

По оценке главного творца нового бюджета - областного комитета финансов, документ составлен исходя из реальных возможностей казны и мало отличается от принимавшихся ранее. По словам председателя комитета Елены Солдатовой, бюджетная система должна строиться таким образом, чтобы, наоборот, избежать больших отличий по годам в статьях как расходов, так и доходов. Средства, на которые может рассчитывать и рассчитывает область в последние годы, примерно одинаковы.

Основное увеличение расходной части бюджета этого года связано с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы (определяемым рядом федеральных и областных законов), а также инфляционной индексацией (для расчета бюджета индекс инфляции 2002 года был принят в размере 11%). По мнению финансистов, расходы, которые одномоментно спускаются сверху, не позволяют делать долговременное планирование. "Уже нынешний бюджет мог быть у нас бездефицитным, - считает Елена Солдатова, - но что-то постоянно происходит буквально в последний момент, и расходы увеличиваются. Указ о повышении зарплаты не согласовывался с регионами. Почему в 1,89 раза? Например, в полтора раза мы выдержали бы, и бюджет был бы бездефицитным".

Если первый увеличенный декабрьский платеж прошел для области относительно безболезненно - из центра была получена безвозвратная финансовая помощь в размере 23 млн рублей, то уже в январе возможны сложности с исполнением бюджетных обязательств. Нужны 40 млн дополнительных средств, а многие предприятия области не будут работать добрую половину первого месяца года. Сейчас областные эмиссары обивают пороги Министерства финансов, чтобы выпросить ссуду под январскую повышенную зарплату.

"У государства все больше обязательств перед своими гражданами, перед перегруженной социальной сферой, и это, конечно, отражается на любом бюджете, - считает Елена Солдатова. - Только на предоставление льгот по федеральным законам в 2002 году из областной казны предстоит выделить 454 млн, то есть 6% бюджета. А количество льгот продолжает расти как снежный ком". При этом, по оценке новгородского комитета финансов, компенсация федерального центра полностью покрывает только детские пособия и на 80% закон "Об инвалидах". А, например, самый финансовоемкий закон "О ветеранах", на реализацию которого необходим 191 млн рублей, ложится на плечи местного бюджета. Вдобавок в I полугодии областной казне предстоит возмещение льгот военнослужащим, работникам УВД, таможни и налоговой полиции на коммунальные услуги и оплату телефона.

Доходы не те

Структура доходов областной казны, согласно принятому бюджету, претерпела существенные изменения - сказалось перераспределение средств в пользу федерального бюджета, куда теперь поступает весь собранный в регионе налог на добавленную стоимость, и снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителя. Согласно новому Налоговому кодексу, местный бюджет теряет налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. А это 450 млн рублей доходов области. Областные финансисты не отрицают, что налоговые реформы - дальновидная политика, работающая на перспективу. Но отдача произойдет только в перспективе, а потери область несет уже сейчас.

Основным кормильцем регионального бюджета остается подоходный налог с физических лиц. Доля единого налога на вмененный доход в консолидированном бюджете области должна составить 5,5%. Новые правила сбора акцизов дали возможность стабильно прогнозировать акцизные поступления, независимо от работы и сбыта главного областного винно-водочного гиганта - ОАО "Алкон".

Неналоговые доходы, как и в прошлые годы, будут составлять минимум около 4% бюджетных поступлений. В основном эти средства формируются за счет арендной платы за использование муниципального и областного имущества и штрафов за административные правонарушения. По мнению чиновников администрации, рост доли этих доходов в бюджете области маловероятен. Ежегодно сумма возрастает только на процент инфляции. В то же время только июньское постановление администрации области "О проведении государственного технического осмотра транспортных средств в области", согласно которому доходы от этого вида деятельности и за услуги других подразделений управления ГИБДД сразу идут в областной бюджет, принесло дополнительно 20 млн рублей.

Не планируется в этом году и привлечение заимствований. Областные власти, наученные горьким опытом предыдущих лет, когда из-за роста инфляции бюджет понес потери по облигациям жилищного займа, а областной инвестиционный заем на 30 млн рублей 1998 года разделил судьбу ГКО, к вопросам долгов относятся теперь более осторожно. Тем более что за областью так и остается часть непогашенных долгов прошлых лет. По централизованным кредитам, которые выдавались еще в 1992 году, регион должен только Министерству финансов 150 млн. Есть еще кредиты, взятые у Всемирного банка реконструкции и развития на программу общественного транспорта в областном центре и строительство микрорайона на Псковской улице. Кредит на покупку автобусов был оформлен в 1996 году. После девальвации 1998 года этот валютный долг вырос в шесть раз, составив 400 млн рублей. Сегодня область погасила лишь его четвертую часть. Такая же ситуация и со вторым кредитом на жилье - долг по нему составляет около 450 млн рублей.

Новгородский буксир

Проблемы неравномерности экономического развития субъектов, конечно, есть и в Новгородской области. Как считают областные чиновники, в рамках регионального бюджета реально выравнивать только бюджетное обеспечение населения. Это достигается за счет применения различных коэффициентов при расчете территориальных дотаций. По мнению новгородских властей, развитие самих территорий должно обеспечиваться за счет инициативы на местах, а привлечение инвесторов должно инициироваться на уровне районов. Областной центр же создает только общий инвестиционный климат.

Сегодня в области существует три района-донора - Боровичский, Чудовский и Старорусский. Плюс Великий Новгород. Есть ряд середнячков и территории с так называемым депрессивным развитием - Маревский, Поддорский, Холмский и Волотовский районы, где доля собственных средств в бюджетах не превышает 20%.

Уже несколько лет в ряде депрессивных районов существуют зоны экономического благоприятствования, где действуют областные налоговые льготы. Однако отдача от их деятельности пока невелика. Опыт работы областных налоговых оазисов показывает, что они позволяют развиваться в первую очередь небольшим лесоперерабатывающим предприятиям, которые не способны обеспечить должный импульс развития территориям.

Областные власти серьезно обеспокоены тем, что в ближайшее время к четырем депрессивным районам могут присоединиться еще несколько. "Мы сделали все, что было в наших силах, чтобы создать благоприятные условия для развития бизнеса, но ощутимых результатов нет, - сожалеет вице-губернатор Новгородской области Михаил Скибарь. - Объем фактического освобождения от налогов составляет всего четыре-пять миллионов, а это - ничто". Сейчас же, по мнению вице-губернатора, из-за налоговых перераспределений в пользу Федерации привлекательность этих регионов для бизнеса вообще свелась к нулю.

Выход видится единственный - еще активнее стучаться в федеральные двери, чтобы центр принял отдельную программу для слаборазвитых районов. "Есть же программа по развитию малых городов России, а почему не сделать для малых районов? - продолжает Скибарь. - Сегодня мы говорим о помощи народам Крайнего Севера, да в нашей глубинке люди живут не лучше, но этого старательно не замечают". Сегодня власти не в шутку опасаются, что общие неплохие показатели области могут оказать этим территориям медвежью услугу - внешне благополучной Новгородчине помощь центра достанется в последнюю очередь.

Новгородские руководители считают вмешательство федеральной власти в региональную экономическую политику деструктивным элементом. Если раньше по налогу на прибыль область имела право льготировать всю сумму, зачисляемую в местный бюджет, то теперь только 4% от ставки (в региональный бюджет зачисляется 16,5%). Привлекательность этой льготы сразу сократилась в несколько раз, а значит, во столько же придется увеличивать срок окупаемости проектов. Проекты, которые были приняты до 1 июля 2001 года, сохраняют прежние льготы, и это единственное, что смогли сделать областные власти в новых условиях, чтобы не потерять лицо. У таких фабрик, как Cadbery или Dirol, льготный период составляет шесть лет. Уже в этом году Cadbery должна начать платить по полной программе. "С завершением сроков окупаемости у предприятий будут расти платежи, - считает Елена Солдатова. - И хотя, например, Cadbery пока является убыточным предприятием и не планирует в ближайшее время прибыль, по другим налогам - а это налог на имущество, выплаты в территориальный дорожный фонд и земельный налог - будут достаточные поступления".

Областные власти признают, что, предоставляя льготы иностранным предприятиям, область теряет в доходной части бюджета около 300 млн, но при этом, считают они, наращивается потенциал и будущая налогооблагаемая база. Показателен следующий расчет: Cadbery до 1 января 2002 года получила льгот в размере 108 млн рублей, а уплатила налогов 283 млн.

За несколько лет Новгородчина путем немалых усилий практически стала бездотационной. Новгород и Псков всегда равняли и сравнивали. В 1994 году обе области получали из федерального центра одинаково - 1,5 млрд рублей дотаций, что составляло примерно 60% бюджетов. Но нынче Новгород получает 337 млн, а Псков все те же 1,5 млрд. То есть федеральный центр не вдается в подробности, кто и как работает, и не принимает в расчет то, что Новгородская область сократила дотации. Хотя сэкономленные средства могли бы пойти на поддержку социально-экономического развития территории. Получается с точностью до наоборот: кто не работает, тот ест, а значит, и эффект получается соответствующий. Новгородские власти дают понять, что к бездотационному бюджету в ближайшие годы стремиться не будут.

Великий Новгород