Удочка вместо рыбы

Москва, 11.02.2002
«Эксперт Северо-Запад» №6 (67)

Недавно президент Путин назвал "здоровье нации" одним из новых приоритетов своей политики. Однако если практика расходования казенных средств в этой сфере не изменится, рассчитывать, что государство сыграет сколько-нибудь значительную роль в улучшении нашего здоровья, будет трудно.

Президент подчеркнул, что сейчас спортом занимается очень незначительное число граждан России. В деньгах ли дело? Ведь на спорт вообще власти тратят очень приличные средства, и их вполне могло бы хватить на то, чтобы большая часть россиян действительно оздоровлялась, чего, повторюсь, не происходит. Судя по всему, главная проблема в том, на что эти средства расходуются. За примерами далеко ходить не надо: десятки миллионов долларов были привлечены администрацией Петербурга на строительство Ледового дворца. Стали ли петербуржцы здоровее? Увы, ответ будет отрицательный. А ведь на эти деньги можно было бы построить десятки (если не сотни) спортивных клубов, в которых бы с удовольствием занимались (и, кстати, платили бы за это какие-то деньги) тысячи и тысячи горожан.

Впрочем, не одним бюджетом живет человек. За последние годы и городские, и федеральные чиновники нашли множество средств, чтобы убедить крупные корпорации спонсировать различные спортивные федерации и проводимые ими чемпионаты, в том числе международные. Опять же, в большинстве своем эти федерации к "здоровью нации" имеют отношение самое косвенное: они либо поддерживают спортсменов-профессионалов (которые не являются для россиян объектами для подражания, да и образцами настоящего здоровья тоже), либо весьма неэффективно управляют некоммерческими клубами, в которых ничего не изменилось с советских времен. Если бы исполнительная власть с таким же энтузиазмом "убеждала" корпорации развивать спортивные клубы хотя бы для своих сотрудников - пользы для здоровья нации несомненно было бы больше.

"У нас и раньше были программы на этот счет, а теперь мы их еще углубим", - мгновенно откликнулся один из губернаторов на призыв президента. "Надо сделать спорт массовым, - рассуждал он далее. - Надо пропагандировать его через это... радио и телевидение". Но СМИ, в первую очередь негосударственные, и так пропагандируют спорт - ненавязчиво и эффективно. Так, коммерческий канал MTV сделал для пропаганды спорта среди молодежи на порядок больше, чем любая из государственных телерадиокомпаний. Потому что MTV показывает привлекательность спорта как образа жизни, а близкий к властным структурам канал "ОРТ" делает спорту антирекламу, показывая "лыжников" Матвиенко и Жириновского. Государственные каналы ни к селу ни к городу прокрутили несколько сюжетов про "ворошиловские" ДОСААФ и ОСОАВИАХИМ, перепутав, видимо, здоровье нации с подготовкой к отражению потенциального агрессора.

Чиновники социальной сферы действуют привычными для них, то есть советскими, методами, полагая, что если приказать, заставить, обязать, то спорт сразу станет массовым. Отсюда и их ностальгия по советским спортивным парадам, массовым забегам, заплывам и т.д. Но этот метод не действовал и "во времена исторического материализма". Что уж говорить о временах нынешних, когда лишь редкие пенсионеры (по старой памяти) да подневольные школьники и солдаты срочной службы участвуют в организуемых властями лыжных забегах и районных спартакиадах.

Большинство же людей, как и раньше, заботятся о своем здоровье самостоятельно, и сейчас для этого появилось много новых возможностей. Не только в Петербурге, но и в других городах Северо-Западного региона открывается все больше комфортабельных коммерческих спортклубов, частных теннисных кортов, хорошо оборудованных горно-лыжных склонов.

Клубов таких, конечно же, еще недостаточно - спортивный менеджмент довольно труден, непривычен, а бизнес не столь рентабелен, как торговля, "пищевка" или экспорт сырья. И все-таки это уже не эксклюзивная услуга для мифических "новых русских", а массовый бизнес, который приносит прибыль. Такой спортивный досуг с каждым годом становится все доступней для среднего жителя если еще и не всей страны, то по крайней мере крупных городов. И таким клубам не нужны многомиллионные государственные дотации, они сами способны продвигать себя. Ну, может, только чуть ослабить административные барьеры, где-то пойти навстречу предпринимателям, например, предоставляя подобным компаниям пустующие помещения бывших спортзалов и спортивных баз, - и индустрия здоровья расцветет.

И, разумеется, если уж государство считает необходимым пропагандировать спорт, то делать это надо через новых героев. Очень немногие профессиональные спортсмены, и уж тем более не чиновники (кроме, пожалуй, самого президента), являются кумирами масс, способными зажечь у молодежи интерес к спорту, создать в стране культ здорового образа жизни. А вот успешные в бизнесе люди для многих являются примером для подражания.

Новости партнеров

    Реклама