Лицом к Востоку

Русский бизнес
Москва, 25.02.2002
«Эксперт Северо-Запад» №8 (69)
Эстонские портовики считают, что без работы не останутся

Поскольку морские перевозки по-прежнему являются одной из основных отраслей экономики Эстонии, понятно, почему сразу несколько общереспубликанских изданий подробно комментируют обнародованный в конце января пресс-службой акционерного общества Tallinna Sadam (Таллинский порт) инвестиционный план фирмы - уже третий его вариант. Одновременно были опубликованы итоги работы порта за прошлый год.

Практически по всем направлениям деятельности порта планируется наращивание объемов. И это прежде всего обращает на себя внимание. Характерно высказывание председателя правления АО Tallinna Sadam Рихо Расманна: "Экономика России растет очень быстрыми темпами, и в ближайшие 4-5 лет российские порты не смогут справиться с увеличением грузовых потоков". На этот срок руководство фирмы прогнозирует увеличение объема перевозок на 11 млн тонн.

Несмотря на отдельные недостатки...

Оборот реализации в прошлом году составил в Tallinna Sadam 888,5 млн эстонских крон (около 50 млн долларов), из них чистая прибыль компании - 434,3 млн крон. Абсолютные цифры 2001 года выглядят следующим образом: грузооборот - 32,3 млн тонн, доставленных и вывезенных на 3827 судах; пассажирооборот - 5,7 млн человек (при численности населения Эстонии в 1,3 млн), которые прибывали в Таллин и уезжали из него на 6689 рейсовых и 175 круизных пассажирских судах.

Из-за перевода части грузовых потоков в российские порты резко сократились перевозки через Tallinna Sadam металла, зерна и древесины, однако одновременно увеличились потоки нефтепродуктов, твердого топлива, химикалиев и удобрений. Общий прирост грузооборота составил 16% (третий показатель среди портов Балтики - после 27%-ного прироста у Петербургского и 18%-ного - у Вентспилсского портов). При этом объем экспорта сохранился на уровне 2000 года, а роста показателей удалось достигнуть за счет увеличения импорта (от 2,9 до 3,1 млн тонн) и транзита (на 15%). На фоне среднего роста рынка грузоперевозок на Балтике (в пределах 6%) полученные эстонскими портовиками цифры выглядят очень даже неплохо. И это при том, что Tallinna Sadam входит в число 25 крупнейших портов Северного побережья Европы и Балтийского моря (по объему регулярных пассажирских перевозок - 5-е место в Европе).

Второе дыхание закрытого порта

Наиболее оживленно комментируется специалистами намерение руководства фирмы вложить львиную долю инвестиций - 43% от всех объемов - в развитие Южного порта в городе Палдиски (это бывшая база и учебный центр советских атомных субмарин), хотя доля его в общем грузообороте Tallinna Sadam не превышает 4%. Вокруг этого решения разворачиваются нешуточные споры. Южный порт Палдиски был длительное время абсолютно заброшенным и привлек внимание сравнительно недавно, когда в 1998 году открылась паромная линия, связавшая Эстонию со шведским портом Капельскер. До этого через прибалтийский порт переваливались, да и то в незначительных количествах, в основном только уголь и древесина.

Возможно, объяснение такому пристальному интересу к некогда закрытому порту содержится в высказывании на страницах еженедельника "Деловые ведомости" бывшего мэра Таллина - крупного предпринимателя и совладельца ряда операторских фирм Роберта Лепиксона, который вот уже много месяцев судится с Tallinna Sadam за право владения земельными участками в Палдиски. Он считает, что инвестиции в этот перспективный порт оправданны, а их назначение - строительство крупного терминала для судов типа "ро-ро" - свидетельствует, что Tallinna Sadam "резервирует это место за собой, так как обслуживание пассажирских перевозок эта компания никому не отдаст".

Из запланированных фирмой на 2002 год инвестиций на общую сумму в 526,5 млн крон 227,3 млн уйдет в Палдиски. Из них для терминала "ро-ро" предназначается 90 млн, на углубление акватории порта - еще 100 млн, остальные будут вложены в строительство новых и реконструкцию имеющихся причалов, а также в терминалы нефти, насыпных грузов и так называемых генеральных грузов.

"Русские возвращаются!"

Наибольшее удивление у экспертов и раздражение у традиционных партнеров акционерного общества Tallinna Sadam вызывает тот факт, что для столь масштабных инвестиций в Палдиски за основу были приняты гарантии роста грузооборота, данные "молодыми" операторскими фирмами Loktran (черные металлы), Estma (торф) и EM Trans (складское хозяйство), названия которых мало что говорят фирмам-операторам со стажем.

Так, директор по развитию Tallinna Sadam Эрик Сакков объявил, что "старые" операторы, преимущественно работающие в порту Мууга (одном из подразделений Tallinna Sadam), отказались в полной мере гарантировать рост грузооборота, а "неофиты" из Палдиски дают твердые гарантии, что делает инвестирование в Южный порт более предпочтительным. По мнению специалистов, за фирмами Loktran, EM Trans и Estma стоит российский капитал. Поэтому некоторые обозреватели не без иронии комментируют сложившуюся ситуацию как "возвращение русских в порт, основанный еще Петром Первым".

Причем председатель Союза операторов Tallinna Sadam Эрик Лайдвеэ отмечает, что "он не слышал, чтобы порт проводил конкурсы среди операторов на подряд в Палдиски. Союзу непонятен выбор фирм и неясно, каким образом эти малоизвестные компании могли гарантировать окупаемость многомиллионных инвестиций порта".

По мнению руководителей Muuga CT, Refetra и других фирм, входящих в холдинг Transiidikeskus ("Транзитный центр"), который обслуживает контейнерные и другие перевозки в порту Мууга, задуманные руководством Tallinna Sadam капиталовложения трудно назвать оправданными. Из-за этого, в частности, отложено строительство двух новых причалов в Мууга. Однако в ответ на эти претензии Эрик Сакков подчеркивает: "Tallinna Sadam - государственное предприятие и должно заботиться о выгодах страны, а не операторов". По его словам, строительство причалов, о которых радеют лидеры Transiidikeskus, обойдется порту в 350-400 млн крон и его компания, несмотря ни на что, хотела бы иметь гарантии, что операторы с помощью этих причалов существенно увеличат грузооборот.

Однако Владимир Волохонский, владелец фирмы DBT, оперирующей в порту Мууга терминалом минеральных удобрений, возражает, что он не только давал порту гарантии по увеличению товарооборота, но и выполнил их, а теперь вынужден судиться со "старшим партнером" из-за не выполненных самим портом обязательств. По словам Волохонского, "он не может судить о планах Tallinna Sadam в Палдиски, но его беспокоят ошибки в развитии порта Мууга".

Таллин

Новости партнеров

    Реклама