В конце февраля все деловые издания сообщили о смене руководства на ОАО "Ростерминалуголь" (РТУ) - компании, которая строит угольный терминал на территории нового порта в Усть-Лужской губе Финского залива. Совет директоров компании, где 51% акций принадлежит Мингосимуществу, снял с должности генерального директора Андрея Симонова, выступавшего на стороне кузбасского холдинга "Соколовская", которому принадлежит 45% акций компании. Эта история стала очередным этапом многомесячного конфликта вокруг терминала, в котором сошлись интересы двух частных компаний, а также чиновников местного, регионального и государственного уровня.
"Эксперт С-З" уже рассказывал об истории строительства первой очереди угольного терминала. Оно велось на федеральные средства (около 232 млн рублей на судоходный канал и причальную стенку) и вложения холдинга "Соколовская", занимающегося добычей угля в Кузбассе и заинтересованного в собственной портовой инфраструктуре.
Соседская вражда
Первая очередь терминала стоимостью 560 млн рублей была официально открыта 27 декабря в один день с нефтеналивным портом на другом берегу залива в Приморске. Однако это была лишь показательная церемония. Порт пока не достроен, и коммерчески выгодная его эксплуатация начнется только после строительства второй очереди стоимостью 600-800 млн рублей. Предполагалось, что финансировать закупку оборудования для нее будет шахта "Соколовская", президент которой Александр Драничников подписал и оплатил соответствующий контракт с немецкой компанией Man Takraft. В обмен на инвестиции холдинг ожидал увеличения своего пакета акций РТУ до 68% и в течение многих месяцев настаивал на проведении дополнительной эмиссии, которая зафиксировала бы вложения всех участников. Шахтеров поддерживала администрация Кингиссепского района, которая инвестировала в строительство 98 млн рублей, полученных из фонда реструктуризации угольной отрасли на организацию рабочих мест в районе.
Однако чиновники более высокого уровня придерживались иного мнения. Пресс-служба Минтранса заявила, что не видит причин увеличивать долю "Соколовской", поскольку часть ее вложений, по подсчетам ведомства, оценивается лишь в 23%. Заместитель министра транспорта и председатель совета директоров РТУ Владимир Якунин высказывался против допэмиссии и за приватизацию госпакета посредством аукциона. Эта позиция стала камнем преткновения между чиновниками и руководством "Соколовской". Холдинг и поддерживающий его генеральный директор "Ростерминалугля" Андрей Симонов (теперь уже бывший) сделали все, чтобы не допустить принятия решения о продаже пакета и чтобы на терминал не пришел другой частный инвестор, заранее подозревая его в недружественности. Главным образом шахтеры опасались, что таким инвестором станет ближайший сосед РТУ - ОАО "Морской порт Усть-Луга", с которым у руководства "Соколовской" отношения крайне напряженные. ("Усть-Луга" - на 78% частная фирма, контрольный пакет принадлежит четырем офшорным кампаниям. Она же является генеральным застройщиком всего Усть-Лужского порта и получает госфинансирование для организации строительства объектов федеральной собственности в порту.)
Воркута вместо Кузбасса
Совещания по вопросу о способе привлечения инвестиций в развитие терминала назначались на самом высоком уровне (в том числе у вице-премьера Виктора Христенко), однако решение о допэмиссии многократно откладывалось. Можно предположить, что ключевую роль в этой ситуации играла позиция губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова. Мнения других участников были определены несколько месяцев назад, и теоретически решение о судьбе РТУ можно было принять еще тогда. Позиция же области несколько раз менялась. Между тем вражда АО "Усть-Луга" и "Соколовской" достигла этапа открытой конфронтации. Стороны делали громкие заявления и обвиняли друг друга в недобросовестности. Холдинг устроил демарш, приостановив финансирование работ на терминале. Однако акция шахтеров стала козырем в руках их противников: 20 февраля совет директоров компании снял с должности Андрея Симонова, назначив на его место Леонида Краснера, бывшего коллегу Валерия Сердюкова и руководителя шахты "Воргашорская" из объединения "Воркутауголь".
"Соколовская" пока не отказалась от борьбы: ее пресс-служба распространила официальное сообщение о том, что не признает решения совета директоров, проведенного с нарушением процедуры, и подает в суд, чтобы обжаловать отставку Симонова.
Но и чиновники заняли твердую позицию. В комментариях stranа.ru Владимир Якунин заявил, что государство стремится "раз и навсегда решить вопрос о собственности на портовые сооружения, а если "Соколовскую" это не устраивает, то завершать строительство будут другие инвесторы, благо интерес к терминалу колоссальный". Вице-губернатор Ленобласти Александр Брахно говорил о продаже части госпакета как о деле вполне решенном, а Валерий Сердюков заявил "что, возможно, и другие компании кроме "Соколовской" будут принимать участие в проекте".
Кого имели в виду чиновники, пока не ясно. Возможно, речь на самом деле идет о владельцах АО "Усть-Луга", публичными выразителями интересов которых, по их собственным словам, являются Альфред Кох (назначенный теперь представителем Ленобласти в Совете Федерации) и Валерий Израйлит. Однако появление на "Ростерминалугле" Леонида Краснера может быть связано с приходом в состав акционеров порта воркутинских шахтеров, которые традиционно конкурируют с кузбасскими. Очередное совещание по поводу РТУ назначено на 10 марта.
Впрочем, судьба всего портового комплекса, где помимо угольного должно быть построено еще с десяток терминалов, пока тоже остается под вопросом. Новый министр путей сообщения Геннадий Фадеев раскритиковал нынешнюю схему застройки Лужской губы и отказался финансировать строительство железнодорожной инфраструктуры (без которой терминалы на смогут нормально функционировать) до разработки генеральной схемы всего порта.
Санкт-Петербург