Прощай самодостаточность

Экономика и финансы
Москва, 04.03.2002
«Эксперт Северо-Запад» №9 (70)
Калининградская область стала более дотационной

Бюджет Калининградской области впервые за последние годы был принят вовремя и без особых скандалов. Немного поспорив для вида с финансистами обладминистрации, калининградские законодатели одолели три чтения за два с небольшим месяца и пришли к консенсусу практически полным составом.

С одной стороны, это, конечно, радует - наконец-то региональная властная элита вроде бы научилась решать проблемы за столом переговоров. Вместе с тем отсутствие жестких бюджетных баталий несколько удивило. Бюджет региона на 2002 год установил рекорд последних лет по величине дефицита - 14,8% от объема собственных доходов, или 378 млн рублей в абсолютных показателях. И это при вполне ощутимом росте доходной части и учитывая прогнозы стабильного и даже поступательного движения региональной экономики в текущем году.

Без баланса

Поначалу депутаты были действительно смущены размером бюджетного дефицита. По итогам заседаний двух ключевых профильных комитетов Думы - по бюджету и финансам и по экономической политике - предложенному обладминистрацией законопроекту было вынесено отрицательное резюме. Он был отправлен на доработку в согласительную комиссию. Как отметил, ознакомившись с документом, председатель комитета по бюджету и финансам, вице-спикер Областной думы Валерий Фролов, величина дефицита огромна, а источники его покрытия довольно призрачны. Прохладно воспринял законопроект и первый глава калининградской администрации, а ныне председатель думского комитета по экономической политике Юрий Маточкин. По его словам, "в подготовленном областной администрацией документе не объясняются причины значительного, по сравнению с текущим годом, дефицита бюджета". Несмотря на то что основным источником покрытия дефицита называются "государственные ценные бумаги субъекта РФ", по его мнению, "источник этот слишком ненадежный, учитывая, какую осторожную позицию занял Минфин по данной эмиссии".

Минувшей весной администрация области уже пыталась разместить облигационный заем на сумму 160 млн рублей и даже договорилась с генеральным агентом - ЗАО "Инвестиционная компания АВК". Однако в итоге "добро" от Министерства финансов так и не было получено по причине, как говорится в аналитической записке председателя комитета по бюджету и финансам администрации Леонида Сергеева, "неурегулированности просроченных долговых обязательств" региона. В нынешнем же году обладминистрация планирует подать заявку в Минфин на еще большую сумму - 400 млн рублей. Однако уверенности, что Минфин неожиданно станет благосклонным, похоже, не испытывает никто.

Тем не менее, несмотря на первоначальную настороженность, депутаты бюджет приняли довольно быстро. Причем параметры финансового документа по прошествии трех чтений остались практически неизменными с момента поступления законопроекта в парламент. По словам разработчиков, бюджет должен решить двуединую задачу - увеличить поступление доходов и эффективно распорядиться расходной частью.

Неумеренный оптимизм

Согласно новому закону, доходы бюджета области в 2002 году должны составить 3,84 млрд рублей (из них собственные доходы - 2,593 млрд рублей), расходы - 4,22 млрд рублей, дефицит - 378 млн рублей, или 9% от расходов. Рост доходной части бюджета по сравнению с прошлым годом составил 33%, расходной - 39%, рост дефицита - более 4%, или 233 млн рублей.

Прогнозируемый рост доходов, по мнению разработчиков, обусловлен положительной динамикой последних лет сбора налогов. Сокращение налоговых льгот предприятиям региона должно принести в казну дополнительно 50 млн рублей. Правда, как сказал корреспонденту "Эксперта С-З" Валерий Фролов, в список "урезанных" не попадут предприятия, которым предоставлены льготы законами Калининградской области для реализации инвестиционных проектов (около 40 компаний).

По информации первого зампредседателя комитета экономического развития и торговли администрации области Валентина Захарова, в текущем году инвестиции в основной капитал возрастут на 20%, объем промышленной продукции - на 7%, оборот розничной торговли - на 5%, а прибыль предприятий должна увеличиться на 14,8%. В целом, по мнению Валентина Захарова, валовый региональный продукт прогнозируется на уровне 37,6 млрд рублей и в сопоставимых ценах увеличится на 5,5%-6% за счет роста производства товаров и услуг в ведущих отраслях экономики.

Рост региональной экономики, а также увеличение на 2% доли областного бюджета (в соответствии с федеральным налоговым законодательством) в налоге на прибыль должно дать 22%-ное увеличение поступлений в областной бюджет отчислений упомянутого налога. Они запланированы в размере 947,3 млн рублей, или 53,3% от общего объема налоговых доходов. Однако наиболее впечатляющий рост ожидается от бюджетных поступлений по статье "Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы" - в нынешнем году он должен составить 77%, а общая сумма доходов по этому пункту бюджета превысит отметку 370 млн рублей.

Вместе с тем федеральные налоговые новшества привели и к потерям областного бюджета. По оценкам Леонида Сергеева, в абсолютном значении уменьшение в 2002 году налога на прибыль, зачисляемого в консолидированный бюджет области, в связи с изменением ставок налога оценивается в 300 млн рублей, а снижение доходов консолидированного бюджета от изменения системы налогообложения недропользования - в 250 млн рублей.

Что касается неналоговых доходов, то их доля в новом бюджете по-прежнему весьма скромна - немногим более 3% от общего объема доходов, однако в отличие от двух предыдущих лет на сей раз их рост ожидается чуть ли не в геометрической прогрессии - 407% от уточненного плана на 2001 год. В частности, в обладминистрации искренне желают пересмотреть политику в отношении государственных унитарных предприятий, усовершенствовать механизм управления госсобственностью и ликвидировать областные ГУПы, работающие с убытком. Сегодня, как признаются финансисты, доходов от деятельности ГУПов практически нет. По словам Валерия Фролова, из 45 областных государственных унитарных предприятий лишь 14 работают с прибылью, а за 9 месяцев минувшего года общая сумма убытков областных ГУПов составила более 70 млн рублей.

На зарплату и ТЭЦ

Расходы областного бюджета в нынешнем году увеличатся почти на 40%. Среди факторов, вызвавших увеличение, в первую очередь следует отметить повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. В целом же в приоритетный блок бюджетного финансирования в нынешнем году вошли образование (171,6 млн рублей), здравоохранение и физическая культура (363,5 млн рублей), социальная политика (424 млн рублей). Кроме того, как отметил в своем выступлении на заседании Областной думы вице-губернатор Владимир Пирогов, социальный характер носят расходы, связанные с созданием регионального продовольственного фонда (66,9 млн рублей), понижение тарифов на электроэнергию для сельских потребителей, целевые региональные социальные программы (связанные с лечением сахарного диабета, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и другие).

На поддержание местных товаропроизводителей, прежде всего на сельское хозяйство, выделено почти 200 млн рублей. Однако на соответствующую отдачу от регионального АПК надежды нет - в настоящее время, согласно статистике, калининградские сельхозпроизводители возвращают бюджету лишь четвертую часть полученных средств.

Значительно выросла по сравнению с предыдущими годами (в 2,5 раза) областная инвестиционная программа, в рамках которой будет финансироваться наиболее масштабный калининградский проект последних лет - строительство ТЭЦ-2. На нее запланировано направить из областного бюджета 48,3 млн рублей. Еще 300 млн рублей будет выделено из федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) развития Калининградской области. В нынешнем году впервые произошла увязка областной инвестиционной программы с ФЦП, благодаря которой калининградский бюджет в текущем году ждет пополнение в размере 800 млн рублей. Кроме ТЭЦ-2 федеральные средства в этом году поступят также на автомобильный обход Багратионовска на российско-польской границе (60 млн рублей), автодорогу "Южный обход Калининграда" (60 млн рублей), развитие производства и переработку янтаря на ГУП "Калининградский янтарный комбинат" (10 млн рублей), строительство в Калининграде радиотелевизионной передающей станции (20 млн рублей), реконструкцию действующего газопровода (30 млн рублей), техническое перевооружение сельского хозяйства (50 млн рублей), развитие инфраструктуры и зоны отдыха городов-курортов федерального значения Светлогорска и Зеленоградска (28 млн рублей) и на ряд других объектов.

Общий размер помощи федерального бюджета в нынешнем году, увеличившись по сравнению с 2000 годом почти в полтора раза, составит 1184 млн рублей, из которых наиболее существенным будет трансферт из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации - более 85%. Доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета возросла по сравнению с 2000 годом на 7% и составила в новом бюджете более 30%.

Последний из доноров

До последнего времени Калининград был единственным муниципальным образованием в регионе, не получавшим дотации из областного бюджета. Однако в текущем году с самодостаточностью пришлось проститься и областному центру, который, согласно новому закону о бюджете, должен получить более 74 млн областных средств. Снижение ставки налога на прибыль с 32% до 24% особенно сильно ударило именно по Калининграду, так как именно там сосредоточено почти 80% экономического потенциала области. По словам вице-мэра Калининграда Юрия Беденко, "отмена льгот в части освобождения от налогообложения прибыли отдельных категорий плательщиков, используемой на определенные цели, не компенсирует выпадающие доходы бюджетов, связанные со снижением ставки налога на прибыль".

Городские власти еще с момента поступления законопроекта бюджета на рассмотрение в Областную думу стали выражать свое недовольство готовящимся законом. Особенно раздражали мэрию завышенные, с их точки зрения, доходы областного бюджета, а также неравномерность распределения между муниципальными образованиями области поступлений от подоходного налога (в нынешнем году Калининград получит 80% подоходного налога, в то время как остальные города и районы региона 100%). Тем не менее добиться пересмотра условий мэру Калининграда Юрию Савенко не удалось. В то же время руководители сельских районов области полностью поддержали бюджет. Что и неудивительно: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из областного бюджета приграничному Багратионовскому району составили 446% по отношению к уточненному плану прошлого года, Полесскому - 484%, поселку Янтарный - 641%, а Гвардейскому району - и вовсе 1862%.

Налог с продаж не спасет

Главное, что ставили в вину разработчикам законопроекта бюджета на 2002 год его противники, - это "отсутствие реальной базы для заявленного 50%-ного роста доходов", а также раздутую величину дефицита. Обладминистрация между двумя чтениями законопроекта попыталась несколько разрядить атмосферу, внеся на рассмотрение в Думу проект закона Калининградской области "О налоге с продаж", устанавливающий пятипроцентную ставку налога примерно на 20% товаров. По первоначальной оценке финансистов областной администрации, совокупный финансовый эффект по консолидированному бюджету области от введения налога с продаж должен составить около 363 млн рублей, то есть почти покрыть величину дефицита. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что значительная часть потенциальных плательщиков налога (по области - не менее 12% предпринимателей) с апреля прошлого года работает по принятой региональным парламентом упрощенной системе налогообложения, а значит - в контингент плательщиков не попадает. В этой связи, считает Валерий Фролов, доходы от налога с продаж должны составить 130-140 млн рублей, и не больше.

Вместе с тем, по уверениям председателя комитета экономического развития и торговли обладминистрации Виталия Жданова, "налог с продаж вводить было необходимо вне зависимости от его экономической эффективности", поскольку в этом случае, если не задействовать все региональные источники формирования бюджета, мог "обидеться" Минфин и лишить Калининград финансовой поддержки федерального центра. Губернатор Калининградской области Владимир Егоров по поводу налога с продаж и вовсе был крайне лаконичен: "Пришла телеграмма из Минфина с просьбой до 1 декабря принять налог с продаж". В итоге, чтобы успокоить Минфин, Областная дума приняла налог с продаж подавляющим большинством голосов.

На крючке

Таким образом в бюджете Калининградской области слишком много явных дыр, и прежде всего связанных с обилием надежд, на которых базировались разработчики документа. Например, мечта об увеличении в текущем году собираемости налогов. О повышении фискальной дисциплины говорили всегда и много, однако успехи зачастую оставляли желать лучшего. Другая мечта - дальнейшее развитие региональной экономики. Как справедливо отметил в одном из интервью мэр Калининграда Юрий Савенко, "нет базы для заявленного 50%-ного роста доходов - за последний год я не подписывал документов по крупным землеотводам под строительство новых предприятий". Кроме того, Юрий Савенко подчеркнул, что в связи с падением мировых цен на нефть может уменьшиться налоговая отдача от главного налогоплательщика Калининградской области - компании "ЛУКойл-Калининградморнефть". Согласен с мэром и вице-спикер Думы Валерий Фролов, усматривающий в новом бюджете скрытый дефицит в связи с завышенной планкой налоговых поступлений.

В 2003 году Калининградскую область ожидает час расплаты по долговым обязательствам. В частности, через год наступит срок погашения налогового кредита, взятого в 1995 году, общая сумма которого благодаря процентам достигла уже 400 млн рублей. Кроме того, в феврале следующего года придется держать ответ перед "Дрезднер-банком" по печально известному валютному кредиту 1997 года, полученному на развитие калининградского птицеводства. Сумма долга немецкому банку вместе с процентами составляет около 15 млн долларов.

Между тем в бюджете на текущий год на обслуживание долговых обязательств региона (общая сумма госдолга на сегодня составляет 2314 млн рублей) предусмотрено всего 32 млн рублей. Причем, как отметил зампредседателя комитета по бюджету и финансам администрации области Виктор Порембский, "в этом году движения по вопросу кредита "Дрезднер-банка" скорее всего не будет". Каким образом будет погашаться общая задолженность региона, пока не ясно даже специалистам. Бытует мнение, что администрация области надеется, что долг по налоговому кредиту Минфин попросту спишет, однако эксперты в этом (вполне справедливо) сомневаются. Официально заявляется, что "администрация области продолжит работу по организации и совершенствованию учета государственных долговых обязательств Калининградской области, созданию аналитической базы для формирования и реализации политики в области управления государственным долгом". Еще один вывод, который позволяет сделать новый закон о бюджете, - рост дотационности региона. Сблизившись с Москвой, после провала "крепкого хозяйственника" Леонида Горбенко на губернаторских выборах в 2000 году, Калининград, похоже, надолго простился с мечтой о самодостаточности, о которой не уставал говорить прежний губернатор. Вместе с тем впервые по максимуму предметно, в виде принятия Федеральной целевой программы, Москва приняла участие в судьбе затерянного на западе эксклава.

Калининград

Таблицы по данным администрации Калининградской области

Расходы бюджета Калининградской области
Доходы бюджета Калининградской области

Новости партнеров

    Реклама