Сильнее, умнее, хитрее

У основной массы российских болельщиков итоги нынешней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити вызвали разочарование - национальной гордости великороссов вновь был нанесен удар. С детства мы верили, что наша страна самая великая, а наши спортсмены лучше всех. Теперь же Россия уже не такая великая мировая держава - не только на политической и экономической, но и на спортивной арене. Конечно, можно было бы все свалить на необъективное судейство, но честнее все же признать, что при нынешней организации подготовки спортсменов рассчитывать на выдающиеся достижения, конечно, можно, но ожидать, что нам удастся сохранить первое место в неофициальной олимпийской табели о рангах, - бессмысленно.

Большинство отечественных средств массовой информации уже возвели Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити в ранг самой скандальной за всю историю олимпийского движения. Действительно, нынешние Игры беспрецедентны по количеству всевозможных разбирательств, обвинений в нечестности и судейских махинациях. Начавшись со скандала о коррупции в Международном олимпийском комитете, связанного с выбором места проведения соревнований, они закончились лишением двух олимпийских чемпионов медалей за употребление допинга.

Принцип, определенный в 1896 году основателем современных игр Пьером де Кубертэном, что "самое важное в Олимпийских играх - не победа, а участие, так же как в жизни самое главное - не триумф, а борьба", изменился с тех пор до неузнаваемости. Нынешние "олимпийцы", от спортсменов и тренеров до спортивных чиновников, скорее руководствуются другим принципом: "Для победы все средства хороши". Сейчас спорт - это большие деньги, большой бизнес и большая политика. И кубертэновский примирительный слоган "не победа, а участие" служит малым утешением слабым.

Философия сбалансированного развития тела и разума, основанная на уважении к основным этическим принципам, которую закладывал основоположник современного олимпийского движения, имеет мало общего с философией, которой руководствуются люди, считающие себя его последователями. Да и наивно было бы ожидать от спортсмена, когда на карту поставлены большие деньги, затраченное на тренировках здоровье, престиж страны, что он будет руководствоваться словами клятвы: "От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд". Точно так же как от судей и организаторов соревнований, что они будут следовать другой заповеди олимпийцев: "От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в подлинно спортивном духе".

То, что теперь Олимпийские игры в меньшей степени отвечают принципам fair play, не самое серьезное из изменений, которые произошли. Даже античные олимпиады, дух которых возрождал француз Кубертэн, тоже не всегда отличались чистотой. Можно хотя бы вспомнить победу римского императора Нерона в гонках колесниц, когда он даже не добрался до финиша. Но если игры древних были соревнованиями спортсменов, то нынешние стали соревнованиями стран. И мы тоже приложили к этому руки. Советский Союз активно пользовался спортом как инструментом в больших политических играх. Именно с нашей подачи в обиход мирового олимпийского движения вошел неофициальный командный рейтинг.

Поскольку Олимпийские игры стали соревнованиями стран, то естественно, что в их организацию все чаще вмешивается политика. Во время проведения глобальных первенств, когда речь идет о сотых долях секунды или субъективном отношении судей, роль этой составляющей резко повышается. Мы уже вполне осознали, что на мировых рынках необходима государственная поддержка отечественных товаропроизводителей. Но точно так же необходима и государственная поддержка собственных спортсменов, выступающих на соревнованиях.

С тем, что наших спортсменов "засуживают", страна уже сталкивалась не раз - у всех на памяти пенальти в отборочной игре чемпионата мира по футболу, назначенный английским судьей. Однако, несмотря ни на что, спортивные российские функционеры так и не смогли выработать эффективный сценарий поведения. В конце концов истерика, которую демонстрировали главы Олимпийского национального комитета и Госкомспорта Леонид Тягачев и Павел Рожков, когда российскую лыжную сборную сняли с дистанции, не красит ни их самих, ни страну, интересы которой они должны были отстаивать.

Престиж страны и ее позиции в мире необходимо восстанавливать. Но вспоминать об этом надо не тогда, когда уже запахло жареным. Нельзя жить от одной Олимпиады до другой, нужно выстраивать идеологию работы на перспективу. Олимпийский комитет России в специальном обращении призвал Международный олимпийский комитет серьезно проанализировать случаи необъективного судейства и неоправданной дискриминации спортсменов и принять меры к тому, чтобы олимпийское движение неуклонно следовало своему изначальному призванию - объединять и сближать народы. Мне кажется, нет никакой надежды, что к этому "гласу вопиющих" прислушаются люди, принимающие решение в мировом спорте. Так что придется все-таки учиться отстаивать свои интересы. Силе, если у тебя нет такой же силы, можно противопоставлять только ум и хитрость.