Со спорта, а не с политики начинались выпуски новостей телеканалов в конце февраля. Спортивные события и скандалы обсуждались повсюду, переживания за российскую сборную стали практически личными для десятков миллионов болельщиков. Состоявшиеся в январе (и, кажется, вне прямой связи с Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити) заседания Госcовета и правительства РФ показали, что чиновники высшего ранга обеспокоены проблемой возрождения физкультуры и спорта, которые, с их точки зрения, вновь должны стать частью национальной идеи. (Заметим, что тогда чиновники еще не знали, что для них Олимпиада обернется очередным фиаско - или, вернее, ими же будет так обыгрываться; впечатляющий спортивный успех российской сборной как повод для национальной гордости остается где-то за кадром, а вот обида на всех и вся укоренится еще глубже и, возможно, действительно превратится в часть национальной идеи.)
Вопрос состоит в том, какую часть спорта имели в виду функционеры - если речь идет о профессиональном спорте, то к здоровью нации он имеет самое косвенное отношение. Если же речь идет о спорте массовом, то, в отличие от олимпийского, вовсе не очевидно, что спасет его пристальная забота российского государства и его чиновников: как показали десятилетия всеохватной и оттого не менее формальной сдачи норм ГТО, топорные усилия государства тут вряд ли эффективны. В футбол или теннис люди будут играть только ради интереса и здоровья, заставить здесь никого не получится. Задача российского государства на новом этапе его развития состоит не только и не столько в том, чтобы спонсировать непосредственно спортивные мероприятия, но в том, чтобы сделать здоровый образ жизни модным и помочь тем, кто ставит массовый спортивный бизнес на прочную, то есть коммерческую, основу (например, в виде тех или иных налоговых льгот). Грубо говоря, физкультура станет массовой, когда массы согласятся заплатить за это и, что немаловажно, у них появится такая возможность.
Разумеется, лукавая советско-российская статистика показывает, что число физкультурников (то есть, следуя строгому определению, людей, уделяющих внимание физическим упражнениям не менее шести часов в неделю) в пореформенные годы в нашей стране значительно сократилось. И верно, на фоне обмеления казенных бюджетов 90-х годов массовый спорт, казалось, должен был исчезнуть. Но нет - занятия спортом приобретают новые формы и понемногу занимают все более заметное место в жизни общества, становясь в один сложный понятийный ряд современной российской бытовой культуры наряду с модой, здоровым образом жизни, привлекательной внешностью, успехом в бизнесе, способностью противостоять агрессивной внешней среде. Таким образом, становится очевидно, что проблема спорта и физической культуры имеет выраженную идеологическую, или, скорее, философскую, составляющую.
С ростом платежеспособности в последние годы наметилась тенденция повышения интереса россиян к спортивному образу жизни. Если в 1995 году физкультурой и спортом в стране занимались 10,5 млн человек (то есть 7% населения), то теперь - около 13 млн (8,6%). В Петербурге в середине 90-х было 310 тысяч занимающихся, теперь - около 390 тысяч. Симптоматично, что рост этот возник не на пустом месте и вопреки разрушенной спортивной "системе".
Формально советская массовая физкультура и спорт 70-х - 80-х были идеологически мощными, финансово обеспеченными и самодостаточными системами. Миллионы граждан под руководством многочисленных подразделений Госкомспорта СССР и профсоюзов бегали на лыжах, занимались производственной гимнастикой и устраивали межотраслевые спартакиады. На каждые пятьсот работников предприятий приходился спортинструктор. Профсоюзы получали 0,15% годового дохода предприятий и финансировали тысячи детских спортшкол и добровольно-спортивных обществ. "Спартак", например, финансировался Потребкооперацией, "Водник" - предприятиями флота, "Урожай" - аграриями, "Зенит" - оборонкой, и т.д. Если же посмотреть неформально, то существовала система подготовки профессиональных спортсменов, которая к здоровому образу жизни конкретного человека имела только одно отношение - в области рекрутинга, так сказать. Система эта, разумеется, была заинтересована в максимально широком отборе способных детей - отсюда сеть спортшкол. Все остальное - система массовых спортивных кружков, секций, клубов и т.д. и т.п. - оставалось, скорее, как наследство от красивого гуманистического замысла социальной революции начала ХХ века. Эта система, или подсистема, никогда не была богата и в приснопамятные советские времена в значительной степени существовала за счет неподдельного энтузиазма ее работников.
В новое время
От советской спортивной инфраструктуры осталось немногое. На смену Госкомспорту РСФСР явился Комитет по физкультуре, спорту и туризму РФ, который потерял почти все значимые спортивные объекты. Его финансирование на 2002 год - 2,2 млрд рублей, или 0,2% госбюджета. Изменения в системе произошли из-за сокращения финансовых вливаний и оттого, что спорт перестал считаться приоритетом федеральной политики. "Теперь спорткомитеты зависимы только от положения дел в краевой экономике. Если экономика эффективна - хорошо. Если у региона - проблемы, спорт не финансируется", - свидетельствует Леонид Шиянов, председатель физкультурно-спортивного общества профсоюзов Петербурга и области "Россия".
Судьба спортивных сооружений - самый драматичный момент во всей постсоветской истории спорта. В середине 90-х предприятия передали спорткомплексы на баланс муниципалитетов (то есть тому же государству!), тем самым обрекая их на разрушение. Сегодня лишь немногие регионы могут похвастать созданием новых спортплощадок. В столице Карелии, например, в прошлом году открыли новый аквапарк, в этом году откроется спорткомплекс в Гатчине. На деньги из петербургского и федерального бюджетов к чемпионату мира по хоккею 2000 года был построен Ледовый дворец, ставший, правда, главным образом эстрадной площадкой.
Зато те, кто продолжает содержать объекты (хотя бы на пару с местными администрациями), теперь имеют возможность привлекать к спорту сотрудников и даже получать доход от различных секций. Например, ОАО "Ижорские заводы" год назад передало на баланс города свой спорткомплекс. Тем не менее, по словам заместителя генерального директора "Ижорских заводов" Леонида Карлюкова, предприятие частично финансирует разные направления работы спортсооружения: в 2001 году выделено 3 млн рублей. Весьма значителен и "спортивный" бюджет крупнейшего регионального холдинга - ОАО "Северсталь".
Отдельную проблему представляет содержание преподавательско-тренерского состава. По официальным данным, за 12 лет в Петербурге он сократился с 1776 до 1572 человек. И поэтому во многом массовый спорт сегодня (как и в довоенный период) держится на энтузиастах - таких, как, например, тренер футбольной команды "Энергия" киришской ГРЭС-19 Владимир Жаров - он работает в транспортном цехе, а в свободное время тренирует команду футболистов, которая пять лет удерживает призовые места на областном первенстве по футболу.
Резервы есть
Специалисты, рассуждающие по старинке, уверены, что развитие массового спорта в масштабах страны будет опираться на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Сети ДЮСШ и школ олимпийского резерва (ДЮШОР) в целом сохранились (из 105 в Петербурге осталось 98). Петербургские ДЮШОР, в которых занимаются 800 человек, в прошлом году получили из казны 40 млн рублей, в этом году - 65 млн. Спортшколы всегда готовили кадры для спорта высших достижений, попутно принося пользу тысячам детей: чтобы воспитать одного мастера спорта международного класса, через спортшколу за год нужно "пропустить" 100 подростков.
Секрет пусть и скромного, но все же выживания школ заключается в нескольких источниках финансирования: из бюджетов города, спортивных обществ; часто помогают родители. Появились еще два ресурса - средства спонсоров и плата за "коммерческие" занятия спортом в секциях единоборств, арендующих залы, тренажерных залах, на теннисных кортах и в бассейнах. Поэтому, прогнозируют специалисты, именно детский спорт в силу массовости может стать привлекательным для инвестиций, поскольку будет базироваться на стремлении нормальных родителей не жалеть денег на физическое развитие ребенка, которое обеспечит ему успех в жизни.
Смена вех
Будущее массового спорта связано с появлением новых его видов и самых невообразимых спортивных форм. Любители спорта отказываются от архаических легкой атлетики или метания молота, но сохраняют любовь к футболу и волейболу. Вошли в массовый обиход шейпинг, аэробика, появилось больше возможностей для дорогих видов вроде горно-лыжного спорта, гольфа, боулинга и сквоша. Как считают специалисты, уже предопределено быстрое развитие парусного спорта и мини-футбола.
Буквально заполонили рынок разного рода единоборства, что, впрочем, вполне объяснимо. Во-первых, сказался запрет на их свободное преподавание в СССР. Во-вторых, выбирая единоборства, россияне, руководствуются не столько соображениями здоровья, сколько желанием самозащиты. Так, только в Петербурге за 10 лет в занятия новыми видами восточных единоборств, по неофициальным данным, было вовлечено около десяти тысяч человек. Петербург даже стали называть центром боевых искусств: в городе открылись сотни платных секций и множество объединяющих их федераций (например, карате будокай, водарю, аяма-карате, карате-до, тхэквондо, дзюдзюцу, кекюшинкай, айкидо, рукопашный бой и т.д.). Мощный толчок в развитии получило дзюдо - спорт, которым в свое время занимался Владимир Путин. По примерным подсчетам, за последние годы число дзюдоистов в городе и области выросло на несколько сотен человек.
Новая формация
"Бюджет Петербурга в прошлом году выделил на спорт около 150 млн рублей, в этом году - около 300 млн рублей. Но вопросы спорта можно решать, только если на эти цели будет отведено 5% доходной части бюджета (около 800 млн рублей)", - сетует депутат питерского ЗакСа Олег Нилов (недавно ЗакС принял новую редакцию закона "О физкультуре и спорте"). Однако у тех, кто считает, что спорт возродят бюджетные ассигнования, есть оппоненты. Рациональной представляется следующая точка зрения: спорт и физкультура - это услуга для человека, которая может быть востребована, только когда есть потребительский спрос, и это дело надо оставить на откуп частному бизнесу. Предприниматели сами профинансируют строительство спортивных сооружениий, если смогут продать тренировки (причем в самых разных ценовых нишах).
И судя по растущему числу фитнесс-залов, кортов, горно-лыжных склонов и спортивных магазинов, формирование спроса идет довольно активно. Занятия спортом становятся частью образа жизни среднего класса и элементом моды. Индустрия спортивной одежды, оборудования и аксессуаров живет по законам других отраслей, построенных на продаже имиджа (как индустрия модной одежды) или здоровья (как фармацевтический бизнес по продаже витаминов). Дорогие глянцевые журналы, посвященные исключительно мускулам и здоровому питанию, уже появились. "Man's Heaths" или "Fit for Fan" живут на доходы от рекламы и PR от спортивных продуктов и уже сами по себе стали хорошим бизнесом.
На смену монументальным сооружениям приходят недорогие мини-спортцентры частных компаний. За 10 лет в городе появилось около 1000 миниатюрных тренажерных залов, роликодромов и теннисных кортов. Частный бизнес инвестирует в модные и престижные виды физкультуры (или спортивных развлечений) - теннисные корты, фитнесс-центры и боулинг-клубы.
Вместе с новыми формами спорта и инфраструктурой появилась и иная идеология. Из "принудиловки" физкультура понемногу перерастает в приятное и общепринятое развлечение, становясь, например, частью корпоративного стиля. Именно в этом направлении наряду с детским спортом, считают эксперты, и нужно искать резерв для вовлечения "в здоровый образ жизни" населения.
Если для предприятий СССР почетное место в первенстве было показателем в соцсоревновании, сегодня компании нацелены на прибыль, которую создают только здоровые люди. По определению Национального института профессиональной безопасности и здоровья США, здоровая организация - это компания с низким уровнем заболеваемости сотрудников. По мнению российских медиков, "спортивные" сотрудники работают на 15%-20% лучше тех, кто обходит физкультурный зал стороной. Все это прекрасно понимают на предприятиях и в фирмах. На "Ижорских заводах" суммировали потенциальное "больничное" время работников, и вышло, что потери равнозначны остановке завода на 18 суток. "Один рабочий день приносит нам 1 млн рублей прибыли. Поэтому на оздоровление персонала в этом году мы в 2,5 раза увеличим расходы. До 14 млн рублей", - пояснил Леонид Карлюков.
В принципе, чтобы массы увлеклись спортом, а его лучшие представители собирали чемпионские титулы, вовсе не обязательно делать из него национальную идею. Важно, чтобы было, где и на что. Это вопрос, напрямую связанный с уровнем жизни населения. Впрочем, государственная пропаганда здорового образа жизни, создание условий для капитала и бюджетная поддержка спортсменов тоже не помешают. Но пока условия не выполнены, массовая физкультура будет оставаться личным делом продвинутых представителей нарождающегося среднего класса.
Санкт-Петербург