Литва последней из стран Балтии ввела с 1 марта обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Нововведение исполнено таким образом, что "поставило на уши" всех соседей.
Согласно новым правилам, приобретать страховые полисы должны и дальнобойщики из других стран, проезжающие через Литву. Подобная практика есть в Латвии, где обязательная страховка гражданской ответственности введена с 1997 года. Однако в отличие от латышей, правила которых учитывают реальные потребности водителей (полис можно купить на один день и более), литовский минфин установил минимальный срок действия полиса - 15 дней. Соответственно, стоит это удовольствие недешево: для легковых автомобилей - около 20 долларов, для грузовых - 24, а для прицепа грузовика - 17. Латыши подсчитали, что эти поборы обойдутся их водителям примерно в миллион долларов в год. Причем объехать Литву проблематично: во-первых, через Белоруссию путь длиннее. Во-вторых, когда кончаются польские "дозволы" (разрешения на транзит, число которых ограничено), Клайпедская международная паромная переправа остается единственным приемлемым для транспорта способом попасть в Германию.
Абсурдность решения минфина Литвы столь очевидна, что его устыдилась даже Литовская ассоциация перевозчиков Linava, которая сделала в минфин запрос. Латвийская же ассоциация перевозчиков потребовала вмешательства своего МИДа, который направил ноту литовскому дипломатическому ведомству. В ней, в частности, указывается на то, что Литва нарушила свои обязательства: в соответствии с соглашением стран Балтии о безвизовом режиме она должна была предупредить Латвию о предстоящих изменениях не позднее, чем за 30 дней до вступления в силу нового порядка. Правда, 28 февраля во время встречи в Паланге со своим коллегой Андрисом Берзиньшем литовский премьер Альгирдас Бразаускас пообещал 50%-ную льготу тем, кто имеет "зеленые карты" международного страхования. Именно так поступили в свое время латыши, которые применяли скидку в течение годового "переходного периода".
Вильнюс