Новый Микрокосмос

Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica представил в Институте Про Арте новый проект "В Микрокосмосе". Популярный фортепианный цикл Белы Бартока "Микрокосмос" прозвучал в свободном переложении для средневековых инструментов - портативного органа, колесной лиры, мандолины, дарбукки, лютни, аль-уда, ребаба, бузуки, фидлов, флейт и двух голосов. В результате сочинению Бартока был придан характер условного фольклорного текста, пригодного для самых неожиданных орнаментальных трансформаций.

В "Микрокосмосе" генезис бартоковского авангарда ощутим наглядно, как нигде. Внимательно вслушиваясь в старое-вечное, бережно фиксируя тактильный пианизм, автор этой странной, полной резкостей, неудобств и полифонических ребусов школы для начинающих музыкантов составил словарь, в котором различимо все, что мы находим в самых его великих партитурах. И одновременно указал путь: строгое, схематичное, формульное - как основа свободного и богато-импровизационного. То есть новой музыки. Эту стратегию взял на вооружение и ансамбль Laterna Magica, сочинив свой "новый Микрокосмос". Для этого "черно-белый" бартоковский текст был переодет в разноцветный тембровый костюм весьма причудливого стилевого покроя. Переполнившая зал публика различала в нем - в зависимости от пристрастий - приемы аутентичного исторического исполнительства, этноджаз и этнорок, неофольклоризм академической школы или даже "музыкально-терапевтическую" медитативность. Не венгерские, не русские, не старые и не новые узоры выткали по скромной бартоковской канве инструменталисты и певцы, очертили звуковой "космос" - удивительно гостеприимный, многоообразный и привлекательный, где каждый слушатель обживается легко и непринужденно.