Деньги - не главное

Спецвыпуск
Москва, 25.03.2002
«Эксперт Северо-Запад» №12 (73)
На первых порах основным источником инвестиций служат внутренние ресурсы, а уж затем можно говорить и о привлечении внешних источников финансирования

Северо-Западный регион Российской Федерации является одним из лидеров по объемам капитальных вложений на душу населения. По крайней мере в семи субъектах Федерации, располагающихся на его территории, этот показатель превышает среднероссийский уровень.

Если в 1997 году инвестиции в основной капитал на Северо-Западе составляли 34 млрд рублей, то за 9 месяцев прошлого года они достигли 110 млрд рублей (11% от общероссийского показателя). Значительно вырос на Северо-Западе и объем накопленных прямых иностранных инвестиций: c 577 млн долларов на конец 1997 года до 1,3 млрд к 10-му месяцу 2001 года.

Рост инвестиционной активности экономисты в первую очередь связывают с общей макроэкономической ситуацией в стране, политической стабилизацией, а также значительным улучшением законодательной среды, в том числе и на региональном уровне. Сработал и мультипликативный эффект, когда оживление, а затем и обновление производственных мощностей в одних отраслях стимулировало рост, а затем и модернизацию производства в других. Увеличение строительства жилья благоприятно отразилось на выпуске строительных материалов, а те, в свою очередь, повысили спрос на нерудные материалы. Чтобы удовлетворить потребности растущего рынка, предприниматели были вынуждены расширять мощности и модернизировать производство по всей связанной цепочке. Развитие пивных компаний стимулировало появление инвестиционных проектов в стекольной и полиграфической отраслях.

Они такие разные

Если поинтересоваться, куда предприятия инвестируют деньги, то складывается довольно противоречивая картина. Кто-то вкладывает в энергосбережение, кто-то - в собственный автопарк, кто-то решает таким образом проблемы качества или производительности труда, а кто-то покупает новые производства. Понятно, что бизнес, так же как и политика, - искусство возможного. Денег на все обычно не хватает, а потому приходится выбирать, где они могут быть использованы наиболее эффективно. И выбор этот бесконечен. Каждый из вариантов влечет за собой совершенно разные инвестиционные решения, главное, чтобы он соответствовал логике развития бизнеса.

Одним из основных направлений развития для"Пивоваренной компании "Балтика"", являющейся лидером российского рынка пива, ее руководство определило региональную экспансию. Недавно президент "Балтики" Таймураз Боллоев объявил, что компания пока не намерена далее расширять мощности петербургского предприятия и сосредоточится на развитии своих производств и системы дистрибьюции в других регионах. "Десять лет назад мы начали с того, что вкладывали деньги в улучшение качества процесса пивоварения. Последующие годы инвестировали в развитие мощностей в Питере, потом - в Ростове и Туле. А сейчас мы строим несколько заводов в Самаре и на Дальнем Востоке. Кроме того, делаем ставку на развитие собственной дистрибьюции, инвестировав только в сбытовую сеть по России около 20 млн долларов", - рассказал нам вице-президент "Балтики" Адам Тлехурай.

Развитие пивоваренного завода "Вена" началось несколько позже его конкурента "Балтики", а потому предприятие активно наверстывает время, упущенное на старте. С конца 1994 года оно постоянно находится в процессе реконструкции. До 1997-го акционеры инвестировали более 35 млн долларов, на эти деньги была установлена новая станция подготовки воды, линия розлива в кеги и банки и т.д. Однако, несмотря на интенсивные вложения, к 1997 году завод достиг предела своих мощностей. В связи с чем акционерами было принято решение о новом расширении предприятия. С 1998 года в развитие было дополнительно инвестировано более 70 млн долларов. Тем не менее завод продолжает работать на пределе своих возможностей. "Вена" даже была вынуждена разместить часть объемов по розливу пива на "Браво Интернешнл". Очередная инвестиционная программа завода (общим объемом 27 млн долларов) связана с наращиванием производственных мощностей в два раза - до 24 млн дал в год.

Стратегию модернизации Балтийского завода определяет сегодня не только необходимость удержаться на рынке строительства военного флота, но и желание руководства предприятия закрепиться в нише коммерческого судостроения. Как считает генеральный директор ОАО "Балтийский завод"Олег Шуляковский, развитие этого направления, хотя и не решит проблемы с загрузкой основных мощностей, но обеспечит финансовую устойчивость предприятия. Перспектива модернизации Балтийского завода оценивается в 400 млн долларов. Ежегодные инвестиции в завод достигают 17-20 млн долларов. Программа реконструкции и модернизации предусматривает четыре этапа. По словам Олега Шуляковского, "70 млн долларов вложено в новый цех обработки металлов и сварки. Следующим этапом станет модернизация сборочно-сварочного производства. А в дальнейшем планируется вложить 100 млн долларов в строительство блока цехов сборки кораблей".

Сокращение издержек - одно из основных инвестиционных направлений многих отечественных компаний. В частности, применительно к "Балтике" об этом говорит Адам Тлехурай: "Мы нашли дыры, куда уходили наши деньги, и сейчас последовательно занимаемся их ликвидацией". В частности, "Балтика" в ближайшее время запустит собственную ТЭЦ, в которую вложено около 10 млн долларов. Современная ТЭЦ не только позволит значительно снизить издержки (собственное тепло будет дешевле по сравнению с действующим тарифам монополиста на 19%), но и обеспечит предприятию энергетическую безопасность. Кроме того, "Балтика" занимается расширением автопарка и рассматривает возможность создания операторской компании с собственным парком железнодорожных вагонов, что также должно снизить издержки бизнес-процессов.

В 2001 году "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) только из-за несовершенных технологий одного из сталеплавильных участков корпорации фактически потеряли заказ на выплавку 150 тысяч тонн стали. Себестоимость металла выходила на 25% больше, чем соглашался платить клиент. После модернизации сталеплавильной печи затраты сократились на 12%. Расширяя экспортные возможности этого направления, ОМЗ намерены теперь инвестировать в новую технологию выплавки стали около 20 млн долларов, сообщил корреспонденту "Эксперта С-З" полномочный представитель ОМЗ по Северо-Западу Виктор Казаков.

Еще одним направлением инвестиций является автоматизация предприятий в самом широком ее смысле. Завод турбинных лопаток (ЗТЛ), наряду с ЛМЗ и " Электросилой" входящий в концерн "Силовые машины", на котором в 1996 году принят стратегический план перевооружения, когда-то выпускал турбинные лопатки поточным способом, а теперь, модернизировав технологию и внедрив автоматизированную систему проектирования, работает по индивидуальным заказам. "Мы стали более гибким производством. Раньше лопатки изготавливали 1,5 года, а теперь - полгода", - говорит директор Завода турбинных лопаток Александр Балашов.

Балтийский завод стал пионером внедрения в отечественном судостроении так называемых CALS-технологий (Continious Acquisition and Life-cycle Support), непрерывной информационной поддержки жизненного цикла изделия. По прогнозам зарубежных специалистов, после 2005 года на внешнем рынке невозможно будет продать судостроительную продукцию без документации, соответствующей международным CALS-стандартам.

Однако автоматизация важна не только с точки зрения внедрения компьютерных систем проектирования и автоматизации технологических процессов, но и для управления бизнесом. "Некоторые предприятия не выполняют своевременно и качественно заказ только из-за отсутствия автоматизации процесса взаимодействия покупателя и поставщика. Последствия - отток недовольных клиентов", - отмечают специалисты петербургской компании " КОРУС Консалтинг". Понимая всю важность этого направления, на заводах, входящих в концерн "Силовые машины", сейчас занимаются внедрением АСУ класса R3.

Полноправным элементом инвестиционной политики на развивающихся предприятиях стали вложения в персонал. "В России потеряно целое поколение рабочих. Думая о завтрашнем дне, нужно тратить деньги на обучение", - считают директора передовых предприятий. В планах руководителей "Балтики" - создание российской школы пивоварения, где смогут учиться пивовары даже конкурирующих компаний. А на ЗТЛ хотят организовать школу подготовки рабочих как для своих нужд, так и для других предприятий. "Инвестиции в персонал, - считает Виктор Казаков, - это самые быстро окупаемые инвестиции".

Судья - тоже участник

На реализацию инвестиционных планов предприятий влияет масса факторов. Например, таможенная политика государства. "Хотя в целом инвестиционный климат улучшился, сдерживает процессы обновления основных фондов неопределенность таможенных пошлин на ввоз импортного оборудования", - отмечает Олег Шуляковский. В прошлом году "Ижорские заводы" по программе модернизации должны были заменить старое сварочное оборудование на новое западное и купить комплектующие для горной техники. Однако, как рассказывают на заводе, из-за высоких таможенных пошлин купили только часть. Так что политика властей играет в инвестиционных планах предприятий далеко не последнюю роль. Придание в 2000 году "Ижорским заводам" статуса экономической зоны позволило предприятию не платить местный налог на имущество в размере 80 млн рублей в год. Часть из этой суммы как раз и направляется теперь на модернизацию. Зато для Балтийского завода решить аналогичную проблему могут только федеральные власти. "Мы хотим провести через Думу закон о поддержке судостроения. Предлагаем в нем отменить налог на имущество. У нас на стапеле стоит атомный ледокол, который не достраивается не по нашей вине. А мы за эту незавершенку платим. Кроме того, нас угнетает НДС, который привязан к отрицательной и положительной курсовой разнице, а ведь мы занимаемся экспортом судов", - говорит Олег Шуляковский.

О необходимости государственной поддержки говорят и энергомашиностроители. "Мы не выиграли тендер по "Трем ущельям" в Китае только потому, что не смогли получить гарантии государства для привлечения 100 млн долларов на модернизацию производства. Иностранные же конкуренты получили преференции", - отмечает Александр Балашов.

Если российские предприниматели уже как будто свыклись с российской действительностью и чувствуют себя в такой обстановке довольно уверенно, то для иностранцев предсказуемость правил игры - важнейший фактор, определяющий инвестиционные решения. "Намерение правительства России перевести пиво в категорию алкогольного напитка приведет к увеличению акцизных платежей, что наряду с увеличением таможенных пошлин на алюминиевые банки может повлечь за собой сокращение объемов инвестиций", - считает генеральный директор "Вены" Бэрри Маршалл. По его словам, когда в 2001 году ввели обязательную маркировку банок слабоалкогольных напитков, многие компании были вынуждены искать средства на установку специального оборудования, а соответственно и менять свою инвестиционную стратегию. Конечно, такие вещи едва ли позитивно влияют на экономику предприятий.

Где берут деньги?

"Чтобы удержать рынки, нужна беспрерывная модернизация. И даже если такого российского оборудования нет, нужно покупать втридорога на Западе. Но с учетом технологий завтрашнего дня", - говорит Александр Балашов. Естественно, встает вопрос, где взять ресурсы для развития. Большинство предприятий, учитывая неразвитость финансовых рынков страны, вынуждено вести реконструкцию и модернизацию, как говорится, на свои, используя на эти цели заработанную прибыль и амортизационные отчисления. О расширенном воспроизводстве в таких условиях говорить очень сложно. Не случайно генеральный директор Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ) Виктор Шевченко напрямую связывает рост объемов инвестиций с ростом объемов продаж: "В 2001 году мы вложили в модернизацию 15 млн долларов, а в этом вложим еще 20 млн".

Тем не менее и в России становится все больше предприятий, которые обновляют производство за счет привлечения финансовых ресурсов со стороны. Статистика по Северо-Западу показывает, что в структуре инвестиций в основной капитал предприятий растет доля привлеченных средств. Если в 1999 году, по данным Петербургкомстата, собственные средства предприятий достигали 64%, то в 2000-м они сократились до 54,3%, в прошлом году этот показатель был равен 49%.

Последние годы "Электросила" осуществляла модернизацию производства за счет собственных средств. В этом году на предприятии намерены привлечь на свою программу модернизации 15 млн долларов кредитных ресурсов. Сейчас руководство "Электросилы" ведет соответствующие переговоры с рядом финансовых структур. "Мы гарантируем банку возврат средств объемами производства и прогнозируемой прибылью", - отмечает главный инженер Николай Пинчук.

Если для российских компаний привлечение кредитов на модернизацию является еще пока довольно экзотической вещью, то фирмы, принадлежащие зарубежным акционерам, опираясь на их авторитет в международных финансовых кругах, активно привлекают инвестиционные кредиты западных банков. "Мы финансируем модернизацию за счет кредита ЕБРР, что позволяет нам сразу же поставлять нужное западное оборудование", - говорит Бэрри Маршалл. На "Балтике" из вложенных в прошлом году в развитие 150 млн долларов 40 млн были получены в кредит от ЕБРР.

Тем не менее, несмотря на то, что российские банки более активно готовы сотрудничать с реальным сектором экономики, их ресурсов явно не хватает для проведения широкомасштабной модернизации российской экономики. Пока банковский кредит в основном используется предприятиями для пополнения оборотных средств. Основным внешним источником ресурсов являются средства акционеров.

ЗТЛ, чтобы удержаться на рынке, последние несколько лет ежегодно инвестирует по 5-6 млн долларов собственных средств в западное оборудование. Но первые инвестиции были получены в середине 90-х через продажу акций предприятия. Часть вырученных денег (около 1 млн долларов) была вложена в перевооружение литейного и механосборочных производств. Так же поступили в свое время и на ЛМЗ. "Мы продали, - рассказывает Виктор Шевченко, - за 30 млн долларов 10% акций завода концерну Siemens. Но потребность в средствах на модернизацию все равно огромна. Эти проблемы в том числе будут решаться и через эмиссии. Правда, привлечение средств на модернизацию через выпуск акций активизируется, когда экономика полностью оправится от кризиса".

Одним из перспективнейших инструментов привлечения инвестиционных ресурсов специалисты считают облигационные займы. Пока удачных примеров их использования не так много. В основном таким механизмом пользуются крупнейшие российские компании типа " Газпрома", " ЛУКойла" и т.п. Тем не менее недавний успешный опыт петербургского завода "Пекарь", который через облигации привлек 50 млн рублей (генеральным агентом размещения займа выступила инвестиционная компания АВК), говорит о том, что этот путь может быть перспективным и для относительно небольших российских компаний.

Как полагают специалисты, перспективным механизмом обновления основных фондов в ближайшем будущем может стать лизинг. Еще недавно промышленники считали его не особенно привлекательным. Но с начала года с принятием федерального закона "О лизинге" и введением 25-й главы Налогового кодекса лизинг может стать основным источником финансирования модернизации. Как отмечают эксперты, преимущество лизинга состоит в том, что он не требует больших первоначальных вложений. Лизинговая компания ООО "Петроконсалт"из Петербурга в прошлом году поставила на предприятия города оборудования на 200 млн рублей. По данным компании, разброс по отраслям чрезвычайно широк: от ГУП "Водоканал СПб"до транспортных фирм холдинга "Фаэтон" и ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов"".

Считается, что отсутствие денег - основное препятствие на пути модернизации отечественной экономики вообще и каждого конкретного предприятия в частности. Однако тот руководитель, кто действительно хочет найти ресурсы для развития своего предприятия, в конце концов их находит. Такой менеджер понимает главное: если нужны деньги, то последнее из того, что нужно делать, - это искать инвестора. Никто и никогда не даст денег тому, у кого дела идут плохо. Сначала нужно показать, что ты и твое предприятие сами чего-то стоят. Поэтому логика весьма проста: на первых порах основным источником инвестиций служат внутренние ресурсы и резервы, а уж затем можно говорить и о привлечении внешних источников финансирования.

Санкт-Петербург

Объем иностранных инвестиций по регионам Северо-Запада

У партнеров

    Реклама