Непростое украшенье

1 апреля 2002, 00:00
  Северо-Запад

Музей Пфорцахайма однажды уже привозил в Эрмитаж часть своей коллекции украшений ХХ века, охватив стилевые направления ар-нуво и ар-деко. Эта экспозиция представляет вторую половину прошлого века в работах австрийских, немецких, чешских, итальянских мастеров, для этого периода не особо показательных. Половину экспозиции заняла современная русская ювелирка. Выглядит она не хуже западной (даже если иметь в виду опоздание в несколько десятилетий).

Особой концепции у выставки нет. Кураторы робко пояснили, что желали создать некий "тотальный мифологический" контекст. Для этого в каждую витрину с современными изделиями помещено какое-нибудь впечатляющее украшение двух-трехтысячелетней давности, принадлежащее эрмитажному собранию. Например, бронзовая булавка: по форме и предназначению, несомненно, булавка, но размером с лопату. Бронзовые баранки, выглядящие каменными, - как бы ножные браслеты. Все эти диковинные штуки напоминают орудия пыток и призваны убедить зрителя, что человеку издавна присуще желание украсить себя чем-то символичным, необычным и во вред здоровью.

Ювелирного авангарда на выставке вообще-то нет. В передовой отряд армии драгоценностей сейчас входят кольца для пирсинга, а также украшения, которые носят вместо одежды, покрывая тело или прикрепляя к коже. Их полно в модных лондонских бутиках, зато на эрмитажной выставке нет и в помине. Марина Лопато, куратор выставки, хотела доказать невозможное: будто украшение может существовать отдельно, без человека, само по себе. В результате в экспозиции собраны по большей части просто предметы декоративно-прикладного искусства. Украшение как аксессуар всегда соответствует определенной одежде, вместе с ней подчиняется стилю и моде. Вещам, выложенным в Эрмитаже, выйти из моды не грозит - они в нее и не входили.