На развилке

Экономика и финансы
Москва, 01.04.2002
«Эксперт Северо-Запад» №13 (74)

За последние годы прибыль в банковском секторе неуклонно снижалась и сегодня несоизмерима с прибылью, которую можно получить, вложив средства в реальный сектор.

Отвечая на вопрос, почему собственники не продают свой банковский бизнес, несмотря на снизившуюся норму прибыли, можно выделить четыре функции банка, приносящие косвенные доходы, которые во много раз превышают прибыль от традиционной банковской деятельности. Это информационная функция, функция перераспределения собственности, функция управления финансовыми потоками предприятий группы, ядром которой является банк; а также функция подготовки и перераспределения кадров. Однако все они могут быть использованы только в крупных холдинговых компаниях и финансово-промышленных группах.

Информационная функция подразумевает возможность банков раньше других узнавать о новых направлениях бизнеса, изменениях ситуации в отрасли или на конкретном предприятии. По сути, банк изначально представляет собой информационно-аналитический центр, так как этого требует даже стандартный набор его функций. Например, анализируя кредитную заявку, банк изучает ее, как правило, не только на микроэкономическом, но и на макроуровне.

Знание реальной ситуации на предприятии, работа в тесном контакте с его менеджментом, а также возможность аккумулировать в короткий период времени необходимый денежный ресурс позволяет банку реализовать вторую из перечисленных функций - перераспределение собственности. Понятно, что собственный капитал у банков не беспределен, однако его потенциал заключен прежде всего в клиентском пассиве и может быть реализован через механизм кредитования. Известный американский экономист и публицист Питер Бернстайн пишет: "...при выкупе контрольного пакета акций с использованием кредита задолженность служит для того, чтобы сделать компанию частной и выкупить ее у собственников. Покупатель полагается на потоки денежных средств для обслуживания увеличившейся задолженности и на предполагаемую продажу активов для ее сокращения". Эта функция позволяет банку решать целый ряд вопросов: размещение средств, увеличение объема контролируемого капитала, обеспечение гарантированного возврата кредитов, завоевание клиентов для расчетно-кассового обслуживания, диверсификация деятельности. Сегодня у российских банков сложная ситуация с размещением пассивов, поэтому инвестирование в покупку предприятия через кредитную форму является очень привлекательным.

Управление финансовыми потоками предприятий дает возможность использовать банк в качестве глобального казначейства для группы компаний, объединенных через отношения собственности. Такое "казначейство" позволяет: управлять ликвидностью всех входящих в группу фирм, в том числе за счет оборотных средств партнеров, вести единый управленческий учет. Оно позволяет аккумулировать совокупные остатки денежных средств на счетах этих предприятий, производя тем самым новый оборотный (или инвестиционный) финансовый ресурс. Манипулировать совместными залогами для получения стороннего финансирования. Вести "игру" совокупными процентными ставками активных и пассивных операций. При этом если в корпорациях с вертикальной структурой управления банк выполняет в основном роль расчетного центра, то при горизонтальной системе управления он может реализовать весь вышеперечисленный потенциал банковской функции, а ее результат в денежной форме аккумулируется в банке.

В холдингах растет количество деловых проектов, создаются новые бизнесы, а найти руководителей - первых лиц для них становится все труднее. Переманивание из других структур - дело не слишком перспективное, да и мотивация найденного таким путем работника может быть уже деформирована. Более разумный путь - подготовка руководителей в рамках предприятий группы. Они должны быть воспитаны в рамках единой корпоративной этики, ощущать себя неотъемлемой частью группы и видеть перспективу собственного роста в масштабах всего холдинга. "Золотым" кадровым фондом может и должен стать персонал банка. Лучшие банковские менеджеры имеют именно тот набор качеств, который необходим для успешной работы современному руководителю. Предоставляя своим служащим возможности не только банковской карьеры, но и перехода в другие сферы бизнеса, банк приобретает новую функцию: подготовки и перераспределения кадров внутри холдинговой структуры.

Подводя итоги, можно заметить, что сейчас все российские банки стоят перед нелегким выбором, по какому пути им идти. Развиваться как универсальные банки с классическим набором банковских технологий или сосредоточить свои усилия на освоении новых функций, рассмотренных выше, или, наконец, пытаться соединить в себе оба этих направления. Наверное, последний вариант развития является наиболее сбалансированным и по прибыли, и по ликвидности, и по предоставляемым для клиентов услугам.

У партнеров

    Реклама