Счетовод области

Экономика и финансы
Москва, 08.04.2002
«Эксперт Северо-Запад» №14 (75)
Если федеральный центр концентрирует финансовые ресурсы, то он должен брать на себя ответственность за исполнение федеральных законов, считает Александр Яковлев

В конце 2001 года Ленинградская область была переведена Министерством финансов РФ из категории дотационных регионов в бюджетные доноры. С одной стороны, это событие можно считать знаком признания той экономической политики, которую проводит руководство области. С другой стороны, нерешенность целого ряда проблем бюджетной сферы пока не позволяет говорить о том, что область превратилась в финансово самодостаточный регион. Об областной бюджетной политике корреспондент "Эксперта С-З" беседует с председателем комитета финансов Ленинградской области, вице-губернатором Александром Яковлевым, одним из основных идеологов тех экономических преобразований, которые позволили этому субъекту Федерации пополнить ряды лидеров по общему объему привлеченных инвестиций.

- На страницах нашего издания мы опубликовали несколько материалов о бюджетном процессе в регионах Северо-Запада. Меня поразило отсутствие хоть каких-то свежих мыслей или идей, которыми руководствовались бы авторы бюджетов. Что доходы, что расходы - все от достигнутого. На ваш взгляд, с чем это связано?

- Ваше впечатление не совсем верное. Действительно, когда формируется доходная часть, то применяется индекс-дефлятор, на который умножается доходная часть предыдущего года, но при этом принимается в расчет и потенциал доходов. Учитывается многое. Во-первых, динамика регионального валового продукта. Во-вторых, имеются ли вообще льготы по предприятиям и каковы потери от них. Я должен сказать, что Министерство финансов, рассчитывая потенциал субъекта Федерации, не обращает внимания на то, что субъект дал льготы.

На мой взгляд, эта методика неправильна. Ведь если мы даем льготы, то только по своим региональным налогам, а налоги в федеральный бюджет все равно поступают в полном объеме. Получается, что мы за свой счет стимулируем инвестиционный процесс, а федеральный бюджет получает основные доходы. Так что если говорить о формировании доходной части бюджета, то мы учитываем не только индекс-дефлятор, но и целый ряд других факторов.

- Это по доходам. А по расходам? Единственный, называемый всеми приоритет - социальная направленность. Что, других нет?

- Расходы формируются исходя из возможностей. Есть 12 млн рублей доходов, и только их мы можем расписать по расходным статьям. Конечно, есть варианты: можно сделать бюджет бездефицитным, а можно сделать бюджет и с дефицитом. Сегодня бюджетный кодекс разрешает иметь дефицит в пределах 15%. Но в любом случае его надо чем-то покрывать. Мое мнение: надо жить по средствам. Естественно, необходимы приоритеты. Действительно, основная доля расходов имеет социальную направленность. Можно спорить об обоснованности ее размера, но я думаю, вряд ли кто согласится, чтобы этот процент был снижен, поскольку там высока доля заработной платы. А без нее, сами понимаете, никто и ничто работать не будет.

- Какова роль комитета финансов в содержательном наполнении бюджета? Кто вы: счетоводы или экономисты?

- Больше счетоводы. По формированию доходной части есть соответствующий орган, который этим занимается. Мы тоже участвуем в работе по ее формированию, но все же основная нагрузка лежит на них. Расходная часть формируется на основании заявок, подаваемых профильными комитетами. Наша задача состоит в том, чтобы умерить их аппетит до реальной возможности бюджета. Когда формировался бюджет 2001 года, мы как бы дали волю всем: давайте пишите заявки, что вам надо. И получили: доходная часть областного бюджета составляла порядка 5 млрд, а заявок дали на пятнадцать. Естественно, такого не бывает.

- Ленинградская область, видимо не без основания, считается одним из самых инвестиционно привлекательных регионов. Основа этой привлекательности - льготы, которые вы предоставляете инвесторам. Но федеральное законодательство сейчас значительно урезало эти возможности. Как теперь будете жить?

- С моей точки зрения, на федеральном уровне поступили не очень правильно. Может быть, и надо было немножко ограничить свободу регионов, но совсем... Наша практика показала, что с 1997 года, когда мы приняли закон об инвестиционной деятельности, за пять лет за счет инвесторов мы подняли свой потенциал доходов в три раза. И это несмотря на то, что большинство льгот продолжает действовать. Федеральный бюджет тоже не остался в обиде.

Теперь приходится изобретать обходные пути. Но ведь наше законодательство вполне позволяет это делать! Да, сегодня мы не предоставляем льготы на прибыль. Но вновь пришедшим инвесторам мы оказываем помощь из бюджета, это не запрещено законом. Для тех, кто получил льготы до принятия ограничений налогового кодекса, сохраняется старый порядок. Закон ведь обратной силы не имеет.

- А как происходит централизация финансов?

- В 2000 и 2001 годах произошла концентрация налоговых поступлений на федеральном уровне. Здесь у нас позиция такая: мы не против, но если уж федеральный центр концентрирует финансовые ресурсы, то тогда он должен брать на себя ответственность за исполнение федеральных законов. А получается так, что доходы-то забрать забрали, а выполнение федеральных законов переложили на плечи субъектов. Естественно, нас это не устраивает. Если это федеральные полномочия, то и средства под их исполнение должна давать федерация. То же самое касается и уровня область - муниципальные образования (МО). Главная задача - четко разграничить полномочия, какие из них выполняются на областном уровне, а какие - на муниципальном. Отсюда и должно идти распределение ресурсов.

Сегодня структура распределения доходов области сложилась в пользу муниципальных образований: 52% поступлений идет в МО, 48% остается на областном уровне. Естественно, что все хотят иметь больше. Представители муниципальных образований задают вопрос, почему - 52% и 48%, а не 70% и 30%? Оставляйте нам 70%. Я им всегда отвечаю, что в принципе мы готовы рассматривать эту ситуацию. Например, есть проблема с областным долгом. Практически весь кредит в 50 млн долларов пошел на решение проблем муниципальных образований. Теперь его надо гасить. Когда его вернем, тогда и будем готовы изменить ситуацию в их пользу.

- Кстати о долге. Насколько я знаю, в бюджете этого года прописаны суммы меньшие, чем требуется отдать. Как будет решаться эта проблема?

- В целом государственный долг области составляет сегодня 2 млрд 400 млн рублей. Это чуть меньше 20% совокупного областного бюджета. Если брать только областной бюджет, то долг составит 28%. Конечно, это довольно много. Но есть прямой долг, а есть косвенный. Прямой - это когда субъект РФ, в данном случае Ленинградская область, получила деньги непосредственно себе. Косвенный - это долг области по предоставленной гарантии. Мы надеялись, что хозяйствующий субъект, который брал кредит, гарантированный областью, возвратит его самостоятельно и у нас расходов не возникнет. К сожалению, в прошлые годы получалось так, что гарантии давали направо и налево. После 1998 года многие предприятия самостоятельно не смогли вернуть деньги, и нам пришлось возвращать эти кредиты за них. Сегодня прямой долг у нас - это синдицированный кредит и облигационный заем. Однако есть еще косвенный долг, который мы тоже обязаны учитывать. Но мы надеемся, что его вернут сами предприятия.

- С тех, за кого вам уже пришлось отдуваться по кредитам, вы деньги взыскиваете?

- Во многих случаях это сделать сложно. Вот предприятие "Невская Дубровка" должно 3,5 млн рублей. Оно обанкротилось. С нас списали, а с него что возьмешь? Куда мы только ни обращались - и в прокуратуру, и в ОБЭП, но предприятия-то нет. У нас спрашивают: зачем вы давали гарантию безо всякого залога?

- Вернемся к проблеме госдолга. Насколько соотносятся цифры, которые надо погасить, и те, которые запланированы в бюджете?

- В бюджете предусмотрены деньги только на обслуживание государственного долга области. Погашение же основного тела долга будет осуществляться за счет превышения доходов над расходами.

- Что это за такой бюджет, в котором заранее закладываются дырки?

- Так построена бюджетная система - как на федеральном уровне, так и на региональном. В расходной части нет такой статьи, как возврат кредитов. Возврат должен осуществляться только за счет превышения запланированных доходов.

- А если не превысили, тогда долг и возвращать не надо?

- Если не превысили, путь один - занимать деньги. Тут, конечно, есть вопрос: как же так, а если не будет перевыполнения по доходам, как вы вернете долг? Так ведь можно прийти к круговому долгу - у одного занял, отдал предыдущему. У нас такая ситуация уже была, когда мы были много должны, и мне приходилось в этой ситуации ходить по банкам с протянутой рукой. И хочется сказать коллегам из банков спасибо за то, что они меня поняли.

- На недавно прошедшей пресс-конференции было объявлено, что Ленобласть расплатилась по венгерскому кредиту. Между тем представители компании Mehib, страховавшей заем, оспаривают это заявление.

- Гарантом перед консорциумом венгерских банков по кредиту на поставку автобусов для Леоблпассажиравтотранса выступал банк "Российский кредит", перед которым поручителем выступала Ленобласть. Венгерские банки застраховали кредит в Mehib. С ней мы вели переговоры о реструктуризации. Но Mehib, даже не проинформировав нас, подписала мировое соглашение с представителями "Российского кредита". В результате банк по этой сделке стал кредитором области. Мы перечислили средства по обязательствам перед "Российским кредитом" в размере 12 млн долларов. Теперь же страховая компания пытается получить деньги и с банка, и с нас. Но так не бывает. Они сами захотели работать с банком, вот с ним пусть и разбираются.

- Еще о бюджете. Я не слышал, чтобы бюджеты исполнялись ноль в ноль. Что, никому не нужен реальный бюджет?

- Не понятна вся ситуация в целом. В прошлом году мы начали подготовку бюджета в марте. Потом раз - и принимается закон о снижении ставки налога на прибыль. И мы начинаем перекраивать то, что формировали. Просим, чтобы нам установили четкие нормативы на ближайшие три года - что мы должны получать. И муниципалы нам говорят то же самое: вы меняете каждый год нормативы, как нам вообще тогда формировать перспективы? Мы приступаем к формированию бюджета 2003 года, а сами не знаем, что будет с точки зрения налогов. Сегодня есть предположение, что будет отменен налог на пользователей дорог. А будет ли? Чем его заменят? Если ничем, то откуда будут поступать деньги для дорожного хозяйства? Сейчас правительство выносит целый пакет новых документов по законодательству. Что будет, как примут - неизвестно. Конечно, не хочется работать на корзину, если все равно все придется менять.

- Ленобласть уже обжигалась на привлечении заимствованных средств. Но сейчас вы снова начали привлекать. А какова вообще политика Ленобласти в этом вопросе?

- Довольно осторожная. Коли берешь, то должен отдать. Нельзя повторять ситуацию 1997 года: давай займем, а как отдавать - там видно будет. Сейчас мы вышли с облигационным займом. Долго к нему готовились, просчитывали, как будем отдавать эти 400 млн через три года. Ну и, конечно, главный вопрос, куда эти деньги будем использовать. Не на затыкание текущих расходов, а именно на те направления, которые смогут вернуть деньги с дельтой. Таким направлением для области является ее газификация. Перевод отопления на газ позволит нам экономить значительные средства.

Новости партнеров

    Реклама