Не залечить бы

Промедление с приватизацией государственных аптек приведет только к потере доходов города от их неизбежной продажи

Бизнес на торговле лекарствами расцвел в Петербурге еще до кризиса 1998 года. Этому виду торговли (который обслуживает чрезвычайно важный в социальном смысле сектор потребительского рынка) присуща высокая норма прибыльности и существенные финансовые потоки. Вне зависимости от курса доллара, экономического роста или спада в стране люди болеют и покупают лекарства.

Однако в отличие от стремительно развивающегося частного сектора рентабельность и экономическая эффективность государственных аптек, как признают чиновники администрации Петербурга, "имеет устойчивую тенденцию к снижению". По данным КУГИ, с 1997 года количество государственных аптек сократилось с 230 до 185. Чтобы изменить ситуацию, комитет по здравоохранению разработал "Концепцию реформирования государственных аптечных предприятий Санкт-Петербурга" (находится в стадии обсуждения - правительством города еще не рассматривалась).

Документ был неоднозначно воспринят специалистами, однако в одном они едины: любая форма реформирования городских аптек существенно изменит картину рынка и скорее всего приведет к его концентрации и укрупнению бизнеса.

Диспозиция на рынке

Сохранившийся с советских времен государственный аптечный сектор включает 185 аптек, а также 102 принадлежащих им аптечных пункта и 59 аптечных киосков (данные комитета по здравоохранению). На их долю, по оценкам экспертов, приходится 35%-40% рынка. В силу своей особой социальной значимости предприятия фармации (наряду с поликлиниками, школами и т.п.) не были включены в государственную программу приватизации (как утверждают фармацевты, только 11 питерских аптек в обход законов все же были приватизированы). Таким образом практически все 300 существующих сегодня в Петербурге частных аптек, а также около 500 киосков и пунктов (на долю частников приходится сегодня более 60% рынка) начинали свое дело с нуля.

К настоящему времени, по оценке генерального директора ЗАО "Первая помощь"Виталия Власова, в частном секторе петербургского рынка выделяются две крупнейшие сетевые компании: " Фармакор", контролирующая примерно 25% рынка, и "Первая помощь", занимающая около 15%-20%. Менее крупные аптечные сети - "Доктор", "Невис", "Натур Продукт", "Фиалка" - по мнению генерального директора ГП "Александр Фармацевтика"Александра Статовского, делят оставшийся рынок со средним и мелким бизнесом, у которого основной способ выживания - это "оптимизация" налогооблагаемой базы "на грани фола" (здесь и укрывание доходов, и торговля "левыми" лекарствами, и т.п.).

Более или менее точно оценить уровень рентабельности аптечного дела довольно сложно. На эту тему фармацевты предпочитают не распространяться. Как утверждает председатель правления Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада (объединяет около 270 государственных и частных предприятий региона) Татьяна Зайченко, фармацевтика не является высокодоходной: "Средняя наценка в государственных аптеках колеблется в пределах 23%-25%. Если учесть все затраты, то чистая прибыль невелика".

По мнению Виталия Власова, привлекательность розничного фармацевтического рынка снижается. Однако такие оценки справедливы лишь при сравнении с докризисным уровнем доходности или с положением дел в других сегментах розничной торговли. Правда, Власов все-таки признает, что "на текущий момент снижение привлекательности не достигло той критической точки, когда инвестиции в аптечный рынок будут резко сокращены".

Укрупнение неизбежно

Приближающееся насыщение рынка помимо снижения доходности обостряет конкурентную борьбу. "Рынок не резиновый и может вынести только определенное количество аптек. Для Петербурга это около 600 аптечных предприятий", - считает Виталий Власов. Ставки в этой борьбе весьма высоки: по оценке эксперта компании " Цитомед Маркетинг" Елены Трофимовой, только за прошлый год прирост розничной продажи лекарств в Петербурге составил 12,5%, а объем рынка достиг 135 млн долларов.

На таком фоне стремление нынешних игроков увеличить свою долю выглядит вполне логично. Чиновники комитета по здравоохранению утверждают, что аптечные сети с годовым оборотом в 6-10 млн долларов имеют краткосрочные конкурентные преимущества. Для стабильного развития необходимо довести этот показатель минимум до 20 млн долларов. Именно поэтому большинство участников рынка так уверенно говорят о неизбежности укрупнения аптечных сетей и дальнейшем усилении их позиций на рынке.

"Скорее всего тенденция к увеличению доли крупных частных аптечных сетей сохранится", - считает Александр Статовский. По мнению аналитиков "Фармакора", к 2005 году крупные аптечные сети займут до 80% рынка, а самостоятельные частные аптеки не выдержат жесткой конкуренции. Шанс сохранить свои позиции есть максимум у 20-30 выгодно расположенных, не входящих в сети частных аптек и 15-20 государственных (выполняющих особые функции, например отпуск сильнодействующих и наркотических препаратов).

Впрочем, существенные коррективы в расклад сил на рынке может внести грядущая реформа государственной аптечной сети. Характер ее проведения может серьезно повлиять на планы нынешних участников рынка.

Согласия нет

Решение о реформировании государственного аптечного сектора Петербурга было принято в начале 2001 года, когда чиновники наконец-то пришли к очевидному выводу: "Численность государственных унитарных аптечных предприятий существенно превышает их оптимальное количество и не соответствует возможностям города по управлению и контролю ими". Исходя из этого, в конце прошлого года специалисты комитета по здравоохранению (КЗ) разработали соответствующую концепцию.

По словам начальника управления фармацевтическими учреждениями и предприятиями комитета по здравоохранению Татьяны Богдановой, идеология "Концепции..." была выстроена с учетом нынешних реалий (то есть преобладания частного сектора) и на основе экономического анализа, результаты которого выявили явные преимущества объединения аптек в крупные сети. "Концепция..." предусматривает, что около 140 государственных фармацевтических предприятий будут объединены в четыре аптечные сети в виде ГУПов, по 35-40 участников в каждом. Остальные подлежат приватизации. Что же касается дальнейшей судьбы сетевых ГУПов, то здесь мнения КЗ и КУГИ расходятся. Последний настаивает на приватизации всех без исключения государственных аптек, а в КЗ предпочли бы ограничиться объединением основной их части. При этом каждая сторона приводит свои аргументы.

КЗ считает, что тотальная приватизация может значительно ухудшить обеспечение лекарствами. В частности, малоподвижных и пожилых горожан, проживающих на территориях, где аптечный бизнес по разным причинам нерентабелен (из-за малой плотности населения, значительной удаленности от баз, в местах компактного проживания граждан с низкими доходами). Приватизация, по мнению КЗ, угрожает также обеспечению населения узкоспециализированными и незамещаемыми лекарствами.

У руководства Фармацевтической ассоциации наибольшую озабоченность вызывает судьба производственных отделов фармацевтических предприятий. "Начиная с 1990 года ни одна частная аптека не открыла производственно-рецептурный отдел. Изготовлением лекарств занимаются только государственные аптеки, потому что это невыгодно с экономической точки зрения. В результате самые уязвимые группы потребителей могут остаться без лекарств", - уверена Зайченко.

По ее мнению, следует пересмотреть основные положения "Концепции..." в духе рекомендаций Фармацевтической ассоциации, которая еще в прошлом году разработала целый ряд предложений по реформированию государственного сектора (тогда же они были доведены до сведения губернатора и депутатов питерского ЗакСа). В частности, Ассоциация предлагает оставить в государственной собственности на 5-10 лет часть крупных финансово устойчивых аптек с собственной производственной базой, а остальные - акционировать по отдельности (а не в составе сетей), причем в пользу трудовых коллективов.

Приватизировать можно

Специалисты КУГИ опровергают тезис о принципиальной нерентабельности собственного производства в аптеках. По их словам, проведенное в прошлом году специальное изучение этого вопроса показало, что при правильной организации дела производственно-рецептурные отделы вполне могут приносить доход. Этому способствует льгота по арендной плате (понижающий коэффициент 0,1), с июля 1998 года установленная для аптек, располагающих рецептурно-производственные отделы на принадлежащих городу площадях. К тому же, как показало исследование, такие отделы значительно увеличивают привлекательность самих аптек - люди чаще пользуются производственными аптеками и при покупке обычных лекарств (разумеется, при наличии богатого ассортимента и приемлемых цен).

Последнее обстоятельство настолько существенно, что производство, как утверждают специалисты КУГИ, может быть рентабельно даже без льготы по аренде. Именно этим они объясняют существование производственно-рецептурных отделов в частных фирмах. Вопреки утверждению Татьяны Зайченко, КУГИ обнаружил, что 10% производственных аптек - частные.

Специалисты комитета уверены, что в силу всех этих причин приватизация не уничтожит производственные отделы. Наоборот, они дадут преимущества бывшим госаптекам, ибо многие их конкуренты арендуют помещения в частном секторе (или пользуются собственными) и льготы по аренде не имеют.

Что касается обеспечения доступности лекарств (например, на малонаселенных территориях), то этой проблемой, по мнению КУГИ, следует заниматься специально - провести исследование, чтобы определить такие места в городе, и там на первое время сохранить госаптеки. А может, даже и создать новые - как утверждают специалисты, сейчас принцип доступности лекарств соблюдается в Петербурге вовсе не идеально.

Отраслевой комитет, по мнению КУГИ, вообще не слишком озабочен организацией рациональной работы госсектора - непонятно, по какому принципу конкретные аптеки включаются в тот или иной сетевой ГУП; не заметно, чтобы при принятии решений о приватизации и ликвидации аптек соблюдался принцип доступности лекарств (КЗ, как говорят в КУГИ, приватизирует просто "лежачие" или фактически уже не работающие фармацевтические предприятия).

Под угрозой краха

Между тем и у самих фармацевтов нет единой оценки концепции. "Есть основания полагать, что высказывания, озвучивавшие позицию ассоциации по поводу городской концепции, были личными инициативами Татьяны Зайченко. Кроме того, практически все они не выдерживают никакой критики", - утверждает генеральный директор ГП "Александр Фармацевтика" Александр Статовский. В частности, в вопросе о рецептурно-производственных отделах аптек он, скорее, склонен поддержать КУГИ.

По словам Статовского, идея укрупнения государственных аптек сработает только при условии немедленной приватизации сетевых ГУПов: "Для того чтобы эта реформа выполнила поставленные цели и государственные аптечные сети эффективно заработали, в них надо вкладывать деньги. А о какой инвестиционной привлекательности ГУПов, не подлежащих приватизации, можно говорить?"

Кроме того, многие фармацевты уверены, что эффективность ГУПов во многом будет зависеть от наличия квалифицированных менеджеров. "У администрации, в отличие от частного сектора, нет разработанной стратегии развития крупных аптечных сетей. Между тем это требует высокого профессионализма. Однако не секрет, что большая часть высококвалифицированных специалистов работают именно в частном секторе, где уровень зарплат выше. Так что при банальной централизации госаптекам придется очень тяжело. Вряд ли государство сможет лучше управлять бизнесом, чем коммерсанты", - считает Виталий Власов.

Несмотря на всю серьезность этих аргументов, городские власти все еще сомневаются в необходимости приватизации ГУПов даже в отдаленной перспективе. Так, на одном из последних заседаний комиссии по здравоохранению и экологии ЗакСа было высказано мнение, что приватизировать можно будет только два сетевых ГУПа из четырех. Возможно, здесь играет роль активное лоббирование директорами некоторых государственных аптек своего варианта реформирования через руководство Фармацевтической ассоциации.

Смутный объект желаний

Между тем дальнейшее затягивание решения этой проблемы может привести к тому, что потенциальные участники приватизации - частные аптечные сети - потеряют интерес к госсектору. "Если процесс продажи начнется в 2002 году, "Первая помощь", скорее всего, примет участие в приватизации. Если же реформирование затянется на 2003 год, то мы будем развиваться в другом направлении - расширять собственную сеть", - говорит Виталий Власов. По такому же пути скорее всего пойдет и ОАО "Фармакор", руководство которого публично заявило об инвестировании 10 млн долларов в развитие собственной розничной сети. В более подробных комментариях по теме данной статьи журналисту "Эксперта С-З" в компании отказали, причем в весьма грубой форме.

Нерешительность администрации в вопросе приватизации госсектора негативно сказывается на его инвестиционной привлекательности и в глазах сторонних инвесторов, для которых фармацевтическая отрасль - один из вариантов диверсификации основного бизнеса. Сейчас потенциальный покупатель государственных аптек автоматически приобретает входной билет на треть фармацевтического рынка, а через несколько лет, учитывая темпы сокращения доли госсектора, тот же инвестор сможет рассчитывать на существенно меньшую его часть.

Совершенно очевидно, что приватизацию государственных аптек необходимо проводить немедленно. В противном случае город потеряет реальную возможность не только избавиться от неэффективной собственности, но и заработать на ее приватизации.

Что касается действительно актуальной проблемы доступности лекарств социально слабым слоям населения, то ее можно решить в рамках общей задачи обеспечения таких категорий граждан медицинским обслуживанием. К примеру, через снабжение лекарствами ограниченных в передвижении граждан их лечащими врачами или социальными работниками. Что касается льготных лекарств вообще, то давно пора перевести дотации с производителей (торговцев) на потребителей. Помимо прочего это значительно облегчит существование производственно-рецептурных отделов аптек. И прекратит злоупотребления в сфере торговли льготными лекарствами.

Санкт-Петербург