Польза от дела

Неуспех реформ в России обусловлен ментальной особенностью россиян. В силу литературоцентричности своего сознания русские склонны принимать слово за дело. Особенно слово начальства. Если наверху что-то сказали, то так оно и будет - полагают россияне. Но беда в том, что и наверху отношение к слову такое же - власти в глубине души тоже считают, что главное - написать концепцию. А дело приложится само собой. Но не прикладывается.

Особенно не удалась в России жилищно-коммунальная реформа. Распространено мнение, что ничего с этим не поделаешь - эта сфера настолько якобы сложна и консервативна, что государству еще много лет придется ее дотировать, а гражданам - терпеть ее пороки.

Между тем находятся люди, собственным примером опровергающие этот предрассудок и доказывающие, что даже самые простые меры могут дать заметный результат. Об энтузиастах в ЖСК, отказавшихся от услуг государственного жилкомхоза и своими силами организовавших более или менее приличное обслуживание жилья. Удивительно, но даже чиновникам удается иногда "прыгнуть выше головы".

В настоящем номере опубликована статья "Плоды разума", посвященная эксперименту в двух районах Мурманской области по оплате жилищно-коммунальных услуг. Смысл эксперимента тривиален - начислять дотации в зависимости от доходов граждан (а не всем поголовно, как принято сейчас в России). Градация дотаций по четырем категориям семей, исходя просто из их официальных доходов, дала впечатляющие результаты.

Даже в самом нищем в области Терском районе каждая третья семья оказалась способной оплачивать 80% жилищно-коммунальных услуг (в том смысле, что на это уходит не более установленных нормативом 22% дохода семьи), а в богатом (по областным меркам) городе атомщиков Полярные Зори - каждая вторая. Семьи со среднедушевым доходом от 5000 рублей были переведены на 100%-ную оплату.

Вопреки опасениям никаких бунтов (ни демонстраций, ни саботажа) не последовало. Большинство вносило квартплату исправно - общая собираемость платежей даже возросла с 70% до 85%. Возможно, это объясняется тем, что нагрузка на малоимущих в среднем не увеличилась (именно эта категория больше всего склонна к неплатежам), а каждая третья малоимущая семья при новой системе стала платить в среднем даже на 10% меньше. При этом расходы бюджета на дотации уменьшились, причем не только в Полярных Зорях (на 26%), но и в Терском районе (на 3%), где 53% семей вошло в разряд малообеспеченных! Такая несложная реорганизация сделала систему дотирования более справедливой и вполне посильной для бюджета (до введения новой системы бюджет катастрофически не справлялся с дотированием, из-за чего, собственно, чиновники и решились на эксперимент).

Мне могут возразить - что это за справедливость, при которой, скажем, семья из трех человек с доходом 15 тыс. рублей платит за квартиру 3300 рублей (нормативные 22% дохода) в месяц? На это я отвечу - только реальная квартплата (существующая во всем мире) может побудить граждан начать контролировать качество предоставляемых им жилищно-коммунальных услуг - взять в конце концов управление домом в свои руки, к чему много лет безуспешно призывают реформаторы (законодательство разработано). Другого выхода просто нет. В противном случае вся система скоро окончательно развалится.

"Неожиданный" результат мурманского эксперимента, который, в сущности, сводится просто к отмене дотаций богатым, опрокидывает главный аргумент бездельничающих чиновников: мол, из-за фатальной нищеты россиян ничего нельзя сделать. Оказывается, можно. И даже в не слишком благополучной Мурманской области. Можно себе представить эффект от подобного мероприятия в более развитых регионах - многие из них только от этого наверняка сразу перестали бы числиться депрессивными (затраты на жилищные дотации во всех регионах составляют очень большую долю бюджетных расходов). А в действительно богатых (по российским меркам, разумеется) Москве или Петербурге экономия бюджетных средств, с одной стороны, и облегчение жилищного бремени для самых малообеспеченных (а это очень важный аспект мурманского эксперимента), с другой, могли бы дать и вовсе огромный социально-экономический эффект.

О том, что надо прекратить дотировать богатых во всех сферах (жилищной, транспортной и др.), давно уже говорят все. Ведь этот рудимент социализма приводит к абсурду, когда чем больше жилья (квартир, квадратных метров) имеет человек, тем больше дотаций он получает. Но воз и ныне там. И после этого мы удивляемся, что у государства хронически не хватает средств даже на самое необходимое. Обычно этот дефицит списывают на общую нищету и воровство. Однако мурманский эксперимент вскрывает еще одну не менее важную причину - лень чиновников. Оказывается, при той же норме воровства бюджетных средств (нет оснований считать, что эксперимент ее сократил) значительные резервы обнаруживаются сразу же, как только чиновники встают с кресел и предпринимают даже несложные, но разумные меры.

У нас принято упрекать реформаторов в сугубой книжности их знаний, недостаточном учете российской специфики. На мой же взгляд, дело не в мифической "специфике", а в том, что они неправильно распределяют усилия, преувеличивая значение качества концепций и недооценивая важности механизмов их реализации. Реформы в России дадут зримые результаты только тогда, когда главные свои силы реформаторы будут тратить не на написание концепций, а на претворение их в жизнь.