Вологодские сюрпризы

Хотя зерно недавно подешевело почти в два раза, хлеб у целого ряда вологодских производителей подорожал

Небывалый урожай зерна, выдавшийся в прошлом году, вселил в жителей Вологды надежду, что цены на хлеб упадут хотя бы до уровня соседних областей. Однако этого не произошло.

Некуда девать

С учетом переходящих остатков на начало года в российских закромах скопилось более 94 млн тонн зерна. Это явно больше, чем нужно стране до следующего урожая даже с учетом экспорта. Тем более что недавнее повышение таможенных пошлин (с 0,39 до 5,39 евро за тонну) для многих производителей сделало невыгодным экспорт зерна за границу, и 4-5 млн тонн, как полагают специалисты, останется в стране.

Это обстоятельство, естественно, привело к снижению стоимости зерна на внутреннем рынке. Так, рожь подешевела почти в 2,5 раза: если в прошлом году за тонну ржи продавцы просили 3100 рублей, то в этом году им пришлось снизить цену до 1250 рублей. Продовольственная пшеница стала стоить в полтора-два раза меньше (подешевела с 4147 рублей за тонну в апреле 2001 года до 2700 - 2100 рублей сейчас). И все равно продавцы зерна не знают, куда сбыть товар. С подобной проблемой столкнулись Вологодский и Шекснинский комбинаты. Сегодня на вологодских складах осталось зерна на 50% больше, чем в прошлом году.

Почем буханка?

Казалось бы, это обстоятельство должно было снизить и цену хлебобулочных изделий. Но не тут-то было. Мука на Вологодчине уже подешевела значительно меньше, чем зерно, - всего на 17% (с 6400 до 5300 рублей за тонну). Тут, видимо, сыграла роль монополизация мукомольного рынка (чего нет на зерновом) - все четыре вологодские мельницы (в Великом Устюге, Череповце, Шексне и Вологде) принадлежат корпорации " ОГО - Агропром".

С хлебом и вовсе произошло нечто удивительное - у многих производителей он даже подорожал, несмотря на значительную конкуренцию на этом рынке. На территории Вологодской области изготовлением хлебобулочных изделий занимаются 206 предприятий. Однако его массовое производство сосредоточено на девяти хлебозаводах, занимающих более 60% своего рынка. Три из них расположены в Вологде и Череповце и контролируют около трети хлебного рынка.

Наиболее преуспевающий - Вологодский хлебокомбинат. По мнению специалистов, главное его достоинство (помимо грамотного менеджмента) - широкий ассортимент кондитерских изделий и большое количество торговых точек.

Прямой его конкурент - расположенное также в Вологде предприятие " Славянский хлеб", где недавно в очередной раз сменился директор, - пребывает в сложной ситуации. "Из-за постоянного повышения тарифов наши издержки по энергетике и содержанию инфраструктуры непомерны, - утверждает руководитель "Славянского хлеба" Сергей Крухмалев. - И если бы не наш собственник - фирма " ОГО ", завод попросту разорился бы. Жаль, что городская администрация не отнеслась с пониманием к проблемам нашего предприятия". В прошлом году рентабельность "Славянского хлеба" составила лишь 2,1%. Между тем у его главного конкурента - Вологодского хлебокомбината - этот показатель в течение четырех лет превышает 20%.

Самые высокие цены на хлеб замечены в Череповце, где буханка дарницкого хлеба стоит на 76 копеек дороже, чем в Вологде. Генеральный директор Череповецкого хлебокомбината Александр Болотуев обосновывает цены высоким уровнем жизни в городе металлургов, из-за чего он даже вынужден был недавно поднять на 40% зарплату своим работникам (это повышение, разумеется, вошло в цену продукции).

Директор не боится соперничества, считая свой хлеб более качественным, чем у многочисленных конкурентов. При этом знает, что если даже хлебные продажи упадут, то это компенсируется реализацией кондитерских изделий, составляющих 50% объема производства.

Что же касается упреков в его адрес по поводу высоких цен на продукцию, то тут у Болотуева имеется и такой аргумент: не так давно Череповецкий хлебокомбинат наладил выпуск дешевого хлеба для малоимущих граждан, но его никто не стал покупать. Поэтому пришлось эту программу свернуть.

Как утверждают в один голос хлебопеки, сегодня спрос на их продукцию понизился. Показательным примером в этом плане служит Грязовецкий хлебокомбинат, объемы производства которого снизились... в шесть раз. Некоторые специалисты связывают это с тем, что люди стали жить лучше, а потому хлеб стал менее востребован (известна закономерность: чем беднее население, тем больше оно потребляет хлеба, картофеля и макарон).

Конкуренты поджимают

Между тем статистика такое объяснение в данном случае не подтверждает. Фактическое потребление хлебобулочных изделий по Вологодской области на человека составляет 134 кг в год, что на 17 кг выше медицинской нормы. И эта цифра за последнее время практически не уменьшилась. Чтобы понять истинную причину снижения объемов, разумнее, наверно, сравнить цены вологодских производителей с их конкурентами из соседних регионов.

Грязовецкий хлебокомбинат оценивает буханку своего дарницкого хлеба в 5,45 рубля, а, например, ярославские конкуренты просят за этот же сорт 4,8 рубля. Такая разница типична для многих вологодских производителей. У них вообще происходит что-то странное. Так, несмотря на удешевление муки, составляющей в производстве хлеба около 50%, в марте его стоимость у целого ряда вологодских хлебозаводов повысилась на 20 копеек.

Такое абсурдное поведение производителей, угрожающее полной потерей рынков, начальник Департамента продовольствия администрации Вологодской области Тамара Бритвина объясняет плачевным положением сельских хлебопеков: "Учитывая ситуацию, в которой они находятся, было бы наивно думать, что цены на их хлеб сразу пойдут на убыль. Однако конкуренция рано или поздно побудит их снижать расценки". Впрочем, некоторый запас времени у них есть - доставка хлебной продукции в глухие деревушки требует значительных затрат и пока конкуренты туда не добрались.

Вологда