Общество всеобщей ответственности

Спецвыпуск
Москва, 29.04.2002
«Эксперт Северо-Запад» №17 (78)
Принятие нового закона серьезным образом изменит конкурентную среду на страховом рынке

Так долго ожидаемый страховщиками закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств" прошел Госдуму и Совет Федерации. Подпись Президента будет означать, что со второго полугодия 2003 года Россия наконец окажется среди стран, где попавшие в ДТП участники дорожного движения разрешают свои проблемы при помощи страховых компаний. Напомним, что дебаты о необходимости этого закона, а затем и о его содержании, продолжались около трех лет. Сегодня уже есть надежда, что в Европе останется всего две страны, где система обязательного страхования автогражданской ответственности не внедрена: Албания и Армения. Теперь страховщики "попали"

Забегая вперед, осмелимся называть законом еще не утвержденный окончательно законопроект. Так что же это за закон, который успешно приживается в самых различных экономических системах? Если коротко описывать его суть, то он призван заменить в общественном сознании анекдоты о взаимоотношениях водителей "Запорожцев" и "Мерседесов" историями из популярной ныне рекламы - о страховой компании, которая "попала". Страховой полис не может защитить попавшего в ДТП автовладельца ни от психологического стресса, ни от административной ответственности; не сможет он и уберечь водителя и пассажиров от возможных травм. Институт обязательного страхования гражданской ответственности - это простой и прозрачный механизм возмещения ущерба, нанесенного имуществу, жизни и здоровью пострадавшей стороны в дорожно-транспортном происшествии. Важно, что, приобретая полис обязательного страхования, водитель гарантирует возмещение понесенного в результате его действий ущерба, причем даже в том случае, если виновник ДТП не установлен.

Закон предусматривает, что каждый владелец автотранспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность на установленных условиях. Любопытно, что водители, управляющие автомобилем на основании доверенности, также понимаются в смысле данного закона как владельцы автотранспортного средства. Таким образом, разработчики закона предполагают, что риски гражданской ответственности каждого водителя в отношении любого транспортного средства, которым он может управлять, должны быть застрахованы. Обязанность страховаться - еще раз подчеркнем - возлагается на водителей. Отсутствие полиса обязательного страхования повлечет за собой запрет на использование транспортного средства и штраф в размере от 5 до 8 МРОТ. Примерно такой же, как предполагается, будет средняя стоимость полиса. Впрочем, закон предусматривает понижающие и повышающие коэффициенты для различных категорий водителей. Наиболее высокую цену заплатят те из них, кто будет уличен в попытке мошенничества с целью получения страхового возмещения или сокрытии информации, существенно влияющей на оценку степени риска управления транспортным средством. При этом страховые компании не будут иметь возможности устанавливать свои коэффициенты, влияющие на величину подлежащей уплате страховой премии.

Максимальная сумма ущерба, подлежащая возмещению, составляет 400 тыс. рублей по каждому страховому случаю. При этом сумма к возмещению ущерба жизни и здоровью пострадавших не превысит 240 тыс. руб. (не более 160 тыс. на одного пострадавшего). Максимальный возмещенный ущерб имуществу составит 160 тыс. руб. (не более 120 тыс. руб. на одно транспортное средство). Следует отметить, что исходя из существующей практики страховых компаний указанные суммы полностью покрывают нанесенный ущерб почти в 90% случаев.

В соответствии с положениями закона потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, непосредственно страховщику. Это означает, что пострадавшие будут избавлены от необходимости урегулировать отношения с водителями, нанесшими им ущерб. Эти заботы лягут на плечи страховой компании. Сегодня же, по некоторым оценкам, пострадавшим удается компенсировать ущерб, понесенный в результате ДТП, лишь в трети случаев. Новый закон предусматривает механизмы компенсации ущерба застрахованным, даже если лица, нанесшие ущерб, не установлены либо не исполнили наложенную на них законом обязанность. Для этого предполагается создание единого компенсационного фонда.

Впрочем, не следует думать, что наличие полиса дает возможность совершать противоправные действия без риска понести за них ответственность. Если водитель не имел права управлять транспортным средством либо находился в состоянии алкогольного опьянения, страховая компания получает право взыскать выплаченную сумму страхового возмещения в порядке, установленном российским законодательством.

Для законопослушных участников дорожного движения полис обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев - это защита от маловероятной, но порой катастрофической для их семейного бюджета обязанности компенсировать ущерб от ДТП. Таким образом, новый закон выполнит в первую очередь социальную функцию и благотворно повлияет на жизнь большинства граждан - ведь все мы в той или иной степени являемся участниками дорожного движения.

Шанс на развитие

Однако в не меньшей степени закон окажет влияние на компании, занимающиеся автострахованием, и на развитие страхового рынка в целом. Тысячерублевые полисы для 35 млн. автомобилей, зарегистрированных в России, - в сумме это почти 10%-ная добавка к нынешним объемам национального страхового рынка. Кроме того, у страховщиков появится повод общаться на профессиональные темы с огромным числом вполне платежеспособных граждан, и если на примере страхования автогражданской ответственности удастся убедить в привлекательности такой защиты от каждодневных бытовых рисков, то, возможно, это спровоцирует рост рынка и в других сегментах страхования.

Таким образом, массовое страхование получает дополнительный шанс для развития. Готовы ли страховщики им воспользоваться? Анализ результатов деятельности компаний на региональном страховом рынке за 2001 год (см. таблицы 1 и 2 ) указывает на положительные тенденции его развития. Объем страховых операций на рынке за минувший год удвоился, причем в значительной степени за счет привлечения страхователей - физических лиц. Количество застрахованных гражданами автомобилей выросло более чем на 70%; количество полисов добровольного страхования автогражданской ответственности - на 106%. Доля физических лиц в общем объеме собираемой по автострахованию страховой премии увеличилась на 6,4 процентных пункта и превысила 40%. Одновременно с позитивной количественной динамикой улучшается и качество страхового портфеля, сформированного региональными страховщиками: незначительный рост уровня выплат произошел в первую очередь за счет договоров юридических лиц при некотором снижении (около 6 процентных пунктов) данного показателя по договорам за счет средств граждан.

Средняя стоимость полиса страхования автомобиля составила в прошедшем году около 17 тыс. рублей, что на 30% выше аналогичного показателя 2000 года. В основном указанный прирост следует отнести на счет инфляции и роста цен на автомобильном рынке. В то же время некоторое снижение страховых тарифов не дало этому показателю стать еще выше. Стоимость полиса страхования автогражданской ответственности осталась за минувший год неизменной и составила 3,3 тыс. рублей, что указывает в первую очередь на появление на рынке в данном виде страхования более гибких (и более дешевых) страховых продуктов. Например, сезонных полисов.

До выяснения обстоятельств

Безусловно, что принятие закона серьезнейшим образом изменит на этом рынке конкурентную среду. И в первую очередь, из-за того, что он не оставляет страховщикам возможности конкурировать по цене, а значит, основная борьба за потребителя развернется на поле эффективности продаж и качества сервиса. При этом содержащийся в законе прямой запрет на организацию пунктов продаж и размещение рекламы на территориях, занимаемых государственными организациями и учреждениями, оставляет надежду на то, что основной движущей силой конкуренции станут рыночные механизмы.

"Страховщики должны четко осознавать, что введение обязательного страхования - это не только гарантия получения страховых взносов, но и серьезная подготовка к большой, ответственной работе, и провести ее надо хорошо", - говорит заместитель директора петербургского филиала компании "Спасские ворота" Марина Егорова. Признавая это, наиболее амбициозные из региональных страховщиков готовятся к масштабным инвестициям. Основные направления - региональное проникновение, каналы продаж, сервис, адаптация информационных систем; в меньшей степени - реклама и подготовка персонала. Так страховая компания "Русский мир", планируя захватить 10%-15%-ную долю от регионального рынка страхования автогражданской ответственности, основным направлением своей инвестиционной политики избрала вложения в развитие информационных технологий.

Хотя большинство страховщиков и осознает влияние закона на общую рыночную ситуацию и обострение конкурентной борьбы, тем не менее не планирует серьезного изменения в своих стратегиях развития. Например, СК "Класс"не ставит перед собой задачу любой ценой захватить значительную долю рынка обязательного страхования автогражданской ответственности в Северо-Западном регионе. По словам генерального директора компании Андрея Шаркова, для начала необходимо понять правила игры, а именно, насколько это выгодно и безопасно для финансовой устойчивости фирмы. "Инвестиции в размере 30-40 тыс. долларов планируется направить на создание службы аварийных комиссаров и расширение агентской сети", - добавляет он. Точно так же намерены поступить и в компании "Прогресс Нева" - сосредоточить свои усилия на организации небольших точек продаж и оптимизации управления ими. В " Росгосстрах-Санкт-Петербург" планируются точечные инвестиции, нацеленные на повышение эффективности персонала и обучение его передовым методам работы по страхованию автогражданской ответственности. В целом же, как полагают в компании, имеющаяся у них инфраструктура позволит справиться с увеличением числа клиентов и страховых случаев.

Любопытно отметить, что страховщики в основной массе своей скептически относятся к перспективам участия страховых брокеров в системе обязательного страхования автогражданской ответственности. "Условия страхования будут одинаковыми, поэтому консультации брокеров, очевидно, будут сводиться к определению надежности компании, обслуживанию очень крупных автопарков. Главное, чтобы брокеры не "консультировали" мошенников", - полагает Евгений Дубенский, директор по страхованию АСО "Русь". Впрочем, и сами брокеры, крупнейшие из которых собирают на региональном рынке суммы страховых взносов, сопоставимые с объемами некоторых страховщиков ("АОН-страховые брокеры" - 11 млн руб.; "Центр-Брокер" - 22 млн. руб. в 2001 году), еще не выбрали форму своего сотрудничества со страховщиками в новых условиях. "Мы не исключаем для себя возможности участия в реализации закона, но конкретные формы этого участия пока не определены, - отмечает начальник отдела маркетинга и рекламы компании "Центр-Брокер" Дмитрий Лебедев. - Скорее всего, это будет выражаться в организации продаж полисов через собственную сеть, сборе документов по страховым случаям и технической реализации выплат или ремонта поврежденных автомобилей".

Более существенные вложения планируются региональными центрами крупных федеральных компаний. В "Росно" предполагают инвестировать 200-250 тыс. долларов в развитие новых каналов продаж и завоевать посредством этого 20%-25%-ную долю рынка Санкт-Петербурга и Ленобласти. Наиболее масштабны планы Северо-Западного регионального центра компании " РЕСО-Гарантия" - по словам директора центра Дмитрия Раковщика, компания намеревается вложить около 1,5 млн. долларов. "Мы планируем открыть дополнительные точки продаж в регионе, усилить круглосуточную диспетчерскую службу, открыть собственную станцию технического обслуживания автомобилей, возможно, и не одну", - уточняет он.

И еще два любопытных наблюдения: по мнению специалистов всех опрошенных нами компаний, срок окупаемости их инвестиций составляет от двух до трех лет, а суммарные амбиции по завоеванию доли рынка обязательного автострахования значительно превышают его совокупный объем. Что ж - тем острее будет конкуренция, а значит, в итоге выиграет потребитель.

Источник таблиц - соб.инф.

Санкт-Петербург

Сравнительная привлекательность автострахования, по данным 2001 г.
Основные условия страхования гражданской ответственности автовладельцев
Результаты деятельности по страхованию автогражданской ответственности, 2001 г.
Результаты деятельности по страхованию автомобилей, 2001 г

Новости партнеров

    Реклама