Вариант не ясен

Вместо строительства ТЭЦ-2 в Калининградской области гораздо дешевле и надежнее модернизировать нынешний транзит электроэнергии из России

Реальная проблема обеспечения энергетической безопасности Калининградской области после вступления стран Балтии в Евросоюз, как известно, побудила российское правительство включить в Федеральную целевую программу (ФЦП) развития области на 2002-2010 годы специальный пункт, предусматривающий строительство новой ТЭЦ-2. Однако внимательное изучение проблемы показывает, что решить ее можно разными способами, а избранный правительством вариант вряд ли можно считать оптимальным.

Дорого и чревато

Для осуществления правительственного проекта необходимо решить, помимо прочих, две серьезные проблемы. Во-первых, найти как минимум 400 млн долларов, необходимых для строительства одного только первого энергоблока ТЭЦ-2 мощностью 450 мегаватт. Во-вторых, решить проблему обеспечения станции газом.

Денежная проблема, в принципе, не очень сложна. Если РАО ЕЭС действительно собирается продавать энергию ТЭЦ-2 в Польшу, то на проект можно найти западных инвесторов (в том же Евросоюзе). Строительство на паях с иностранными инвесторами Северо-Западной ТЭЦ под Петербургом является успешным опытом решения подобной задачи. Нет оснований полагать, что у аналогичного проекта в Калининградской области возникнут какие-то особые трудности.

А где взять газ?

Гораздо сложнее газовая проблема. На совещании в областной администрации, прошедшем в начале марта под председательством Михаила Касьянова, премьер совершенно недвусмысленно указал, что строительство ТЭЦ-2 и обеспечение ее природным газом за счет модернизации действующего газопровода должны вестись не в ущерб нынешним потребителям этого топлива. Ими же, как известно, являются рядовые калининградцы, промышленные предприятия, а также различные энергетические и жилищно-коммунальные службы, которым на 2002 год предусмотрено выделение лимитов газа в объеме почти 600 млн кубометров. Для работы новой теплоэлектроцентрали потребуется, по расчетам, еще 630 млн кубов.

Таким образом, исходя даже из нынешнего уровня потребностей, область должна будет получать 1230 кубометров голубого топлива. Между тем после реконструкции пропускная способность газопровода возрастет к 2005 году лишь до 1050 млн кубов, так что недостающие 180 млн кубов надо будет где-то брать. И это еще не окончательная цифра. Если иметь в виду, что ко времени пуска первого энергоблока станции бытовое и промышленное потребление газа в области должно увеличиться, согласно составленной администрацией области программы газификации, как минимум на 200 млн. кубометров, то дефицит составит порядка 380 - 400 млн кубов.

Стоит подчеркнуть, что эта цифра вполне реальна, ибо газификация области идет полным ходом. Не так давно в присутствии губернатора Владимира Егорова в области было торжественно пущено несколько котельных, переведенных с угля и мазута на экологически чистое и более дешевое голубое топливо. На нем же в текущем отопительном сезоне заработали в Калининграде котельные "Восточная" и "Дюнная", благодаря чему городской бюджет за это время сэкономил 50 млн рублей. А до конца 2002 года планируется газифицировать жилые дома в микрорайоне Северная Гора, в поселке Лермонтовский, на улицах Клинической и Свердлова. В перспективных планах мэрии - прокладка к 2010 году 90 км новых газовых сетей. Кроме того, все той же Федеральной целевой программой предусматривается подача природного газа в Черняховск, Неман и Советск, куда намечено протянуть отвод от действующей магистральной трубы.

Возможны варианты

Вообще говоря, проблему нехватки голубого топлива в значительной степени можно было бы решить за счет ускорения строительства подземного газохранилища, осуществляемого ОАО "Газпром"в районе поселка Романово. Цель этого проекта - выравнять шестикратную разницу в зимнем и летнем потреблении природного газа путем его закачки в соляные пласты в теплое время года, а также создать запас на студеные месяцы, когда давление в магистральном трубопроводе резко снижается за счет повышенного отбора газа в Литве и Белоруссии.

Проектную емкость хранилища - 300 млн кубов - в принципе можно увеличить. Но даже запланированное количество значительно сократило бы газовый дефицит. К тому же всегда иметь под рукой приличный запас топлива и вообще-то выгодно - в случае возникновения разного рода кризисных ситуаций такой стратегический резерв мог бы значительно повысить энергетическую безопасность региона. А при ожидаемом дефиците газа такие ситуации могут происходить даже из-за небольшого уменьшения давления в трубопроводе. Несмотря на очевидные достоинства этого проекта, отношение руководства области к нему более чем прохладное.

В интервью, недавно появившемся в местных СМИ, первый заместитель губернатора Михаил Цикель заверил общественность, что администрация области осознает неизбежность дефицита газа в случае пуска новой ТЭЦ. Но не видит в этом ничего страшного, так как ведет переговоры с некоторыми фирмами о поставках в регион сжиженного метана объемом не менее 400 млн кубов. Заместитель губернатора не уточняет, правда, во что это обойдется бюджету и потребителям и откуда возьмутся средства.

Как удалось выяснить, речь идет о переговорах с некой компанией Barston Enterprises Inc., зарегистрированной в одной из офшорных зон. Но она предлагает поставлять вовсе не 400, а всего около 250 млн кубов в год. И для этого еще надо построить комплекс по производству сжиженного газа, железнодорожные терминалы по его перевалке на станциях отправки и назначения, приобрести около сотни криогенных железнодорожных и несколько десятков аналогичных автомобильных цистерн, а также возвести установки регазификации в местах потребления. Стоимость этого проекта при указанном выше объеме поставок - примерно 20 млн долларов США. А потом еще потребуется оплачивать транспортировку жидкого газа и его закупку по цене, которая почти на порядок выше стоимости природного газа. Однако денег на это ни в региональном бюджете, ни в ФЦП не предусмотрено.

Что касается возможных кризисных ситуаций, то резервом на такие случаи областная администрация называет существующую высоковольтную линию 330 кВ, соединяющую энергосистему региона с российским Северо-Западом, транзитом через территорию Литвы. Именно по этой ЛЭП Калининградская область получает сегодня электроэнергию из России. Причем, как показали недавние события, эта линия весьма надежна - когда 5 апреля три республики Балтии, готовясь к вступлению в ЕС и переводу своих электросетей на евростандарты, на несколько часов отключились от энергосистемы нашей страны, калининградские потребители этого даже не заметили.

ЛЭП вместо ТЭЦ

Спрашивается, так не проще ли и дешевле просто подписать с Литвой и Белоруссией цивилизованный договор о транзите энергоресурсов, максимально предусмотрев в нем всевозможные форсмажоры и санкции за его нарушения, чем городить весь этот запланированный дорогостоящий огород? Который помимо угрозы стабильности газообеспечения растущих бытовых, коммунальных и производственных нужд городов и поселков области чреват для калининградцев еще и увеличением расходов на оплату электричества и тепла.

Ведь, как выясняется, только себестоимость электроэнергии будущей ТЭЦ, рассчитанная исходя из сегодняшней цены природного газа (а она неизбежно возрастет к 2005 году), составит около двух рублей. А если прибавить к этой цифре НДС и какой-то процент рентабельности, то получившийся тариф многим муниципалитетам, промышленным предприятиям и рядовым потребителям может оказаться не по карману. А если и дальше будет сохраняться нынешняя отвратительная платежная дисциплина федеральных структур, потребляющих до четверти всей поступающей в регион электроэнергии и оплачивающих ее несвоевременно и не в полном объеме, то ТЭЦ-2 можно заранее зачислить кандидатом в банкроты.

Правда, специалисты говорят, что цену электричества можно снизить за счет выработки на станции тепловой энергии и продажи ее калининградским теплосетям. Но для этого надо еще вложить в создание тепловой инфраструктуры станции (трубопроводы, насосы и т.п.) не менее 30 млн долларов. А этих денег в ФЦП не предусмотрено. Нет их и в городском бюджете, да и вряд ли они появятся в обозримом будущем - кроме прочего еще и потому, что Калининград в покупке тепла не сильно-то и нуждается, так как покрывает сегодня 92% потребностей за счет собственных теплоисточников. Причем себестоимость их тепла значительно ниже, чем у " Янтарьэнерго".

Между тем происходящее сейчас реформирование РАО ЕЭС, как обещает его глава Анатолий Чубайс, приведет к демонополизации энергопроизводства, что для потребителей наверняка благоприятно отразится на ценах электроэнергии (они если и не упадут, то будут расти не так стремительно, как сейчас). И тогда Калининграду наверняка окажется выгоднее закупать ее на российском оптовом рынке, чем производить у себя. Оппоненты утверждают, что существующая транзитная высоковольтная линия работает уже на пределе своих возможностей и не справится с возрастающей энергонагрузкой. Мол, сейчас по ней передается немногим более 500 мегаватт, а перспективные потребности региона оцениваются в 650 мегаватт (по расчетам специалистов TAСIS).

Однако для удовлетворения этих перспективных потребностей не хватит и первой очереди ТЭЦ-2, так что придется строить вторую. Но на это помимо новых денег на строительство потребуется дополнительно 630 млн кубов топлива, которые можно получить только за счет прокладки в область второго газопровода стоимостью в 211 млн долларов. Между тем, как утверждают в "Газпроме", такие капитальные затраты никогда не окупятся.

Совершенно очевидно, что гораздо (в несколько раз) дешевле будет модернизировать действующую ЛЭП или даже проложить новую, на что, по данным TAСIS, потребуется всего 65 млн долларов. И ведь такой вариант однажды уже предлагалось рассмотреть Минтопэнерго постановлением правительства РФ от 25 мая 1994 года. Однако по непонятным причинам это поручение так и осталось на бумаге, а администрация области настаивает на строительстве сначала первой, а потом и второй очереди ТЭЦ-2.

Такое удивительное предпочтение гораздо более дорогого и менее надежного варианта энергообеспечения Калининградской области можно отчасти объяснить уверенностью администрации области, что затраты окупит экспорт электроэнергии в Польшу (для этого уже и ЛЭП проложена от Калининграда до приграничного города Мамоново). Но, во-первых, не очевидно, что эта страна (вступающая к тому же в Евросоюз со своими энергоисточниками) захочет закупать российскую электроэнергию в необходимом для окупаемости калининградского проекта количестве. А во-вторых, не выгоднее ли продавать туда более дешевую (по сравнению с калининградской) российскую электроэнергию? Представляется, что государственный подход к такого рода проектам требует более тщательных расчетов, чем те, которыми руководствуются сторонники нынешнего варианта.

Калининград