Власть в Интернете

Уровень использования Сети государственными органами Петербурга и Северо-Запада пока ниже существующих технических возможностей

В развитых странах власти давно уже начали использовать Всемирную паутину для осуществления государственных и общественных функций. Так в Швейцарии с 2000 года перепись населения переведена на "электронные рельсы". В этом же году в Австралии государство впервые зарегистрировало брак, который был заключен с использованием электронных подписей молодоженов. На прошедших президентских выборах в США был проведен эксперимент по электронному голосованию американских военнослужащих, находившихся в день выборов за рубежом. Планы перехода к электронной форме народного волеизъявления серьезно разрабатываются даже в соседней Эстонии.

Первый российский опыт использования интернет-технологий в деятельности государственных органов относится к 1996 году, когда началось регулярное, ежедневное размещение всей официальной документации ФКЦБ на web-сайт комиссии.

Приобщаются к Интернету и российские власти самых разных уровней. В последнее время на Северо-Западе почти не осталось сколько-нибудь значимых государственных органов, которые не успели бы обзавестись своими сетевыми представительствами. Вот только уровень этих ресурсов в большинстве своем оставляет желать лучшего как по оформлению, так и по информационному наполнению.

Порталы-гиганты

Без сомнения, вне конкуренции по масштабу и оформлению среди интернет-ресурсов петербургских органов государственной власти находится официальный портал администрации Петербурга www.gov.spb.ru, разработкой и поддержкой которого занимается отдел имиджевых проектов комитета по печати и связям с общественностью. Здесь представлена информация не только о петербургских госорганах, но и о местных представительствах федеральных структур. Помимо официоза доступны такие неполитические разделы, как "Экономика и бизнес", "Культура и туризм", приводятся интересные статистические данные о развитии города. Несмотря на довольно небогатое содержание, это, пожалуй, единственная попытка официального сайта обратить внимание на обычную жизнь.

На сайте администрации Петербурга есть и элементы интерактивности - того направления, по которому преимущественно идет сейчас развитие интернет-представительств государственных структур за рубежом. Прямо с сайта, пользуясь специальной формой, можно отправить обращение в любое подразделение городской администрации, на которое чиновники, как и на любое бумажное письмо, обязаны ответить в течение месяца. Мало того, что пользователю предлагается выбрать удобный ему вариант ответа - по факсу, электронной или обычной почте. Еще более ценно, что вся эта "электронная книга жалоб и предложений" действительно изучается на "той стороне", а на обращения реально отправляются ответы. Иногда таким образом можно даже решить небольшую проблему.

Несколько отстают от губернаторского портала сайты других важнейших органов городской власти: Законодательного собрания www.assembly.spb.ru и Уставного суда. Они являются типичными образцами официальных сайтов российских госорганов: довольно простое оформление сочетается с доступностью информации о текущей деятельности представляемой структуры (соответственно, например, повестка дня заседаний ЗакСа и вступившие в силу постановления Уставного суда). Присутствуют иногда и некоторые дополнительные материалы (список почетных граждан города, краткие биографии судей). Впрочем, элементы интерактивности ограничиваются здесь предоставлением адресов электронной почты. Помимо глобальных интернет-проектов, вроде перечисленных выше, существуют и сайты попроще - например отдельных госструктур: от налоговой полиции до статистической службы.

В то же время информация, даже формального характера, грешит явными пробелами. Например, на сайте ЗакСа в разделе, посвященном законам Петербурга, опубликованы далеко не все региональные законодательные акты. А комитеты администрации нередко держат на своих сайтах давно устаревшие программы и концепции, списки должностных лиц, которые давно уже не работают на указанных постах. Причина в том, что сейчас ничто не обязывает чиновников поддерживать на постоянной основе свои сетевые представительства.

Летучие голландцы

Очень часто достаточно хорошие сайты в один прекрасный момент перестают поддерживаться, превращаясь в своеобразных "летучих голландцев", или переходят в крайне нерегулярный режим обновления (например, официальный сайт Вологодской области www.vologda-oblast.ru обновляется лишь в феврале-апреле каждого года), что, пожалуй, даже хуже бесповоротной "гибели" сайта. Чаще всего это происходит в связи со сменой руководства госоргана и нежеланием новых начальников связываться с представлением своего учреждения в Сети.

Правда, в основном официальные сайты все же обновляяются, хотя бы раз в месяц. Теплятся сайты даже некоторых муниципальных образований, пять из них объединены на сервере. Надо сказать, что отдельные муниципальные ресурсы по информативности находятся на весьма высоком уровне, хотя понятно, что муниципалитеты, в отличие от государственных органов городского уровня, не могут себе позволить содержать в постоянном штате профессионального web-мастера.

Очевидно, что посещаемость сайта напрямую зависит от оперативности его обновления. Пользователь никогда больше не зайдет туда, увидев однажды "свежие новости" месячной давности, а в отсутствие массового "спроса" сама идея электронного представительства той или иной властной структуры оказывается попросту бессмысленной.

Инициатива плодотворна

При всем том есть все же в Петербурге госорганы, широко использующие уникальные возможности Интернета как принципиально нового средства массовой информации. Так, например, с официального сайта Регистрационной палаты Санкт-Петербурга www.regpalata.spb.ru можно отправить запрос о степени готовности своего дела, то есть узнать, на какой стадии находится, скажем, регистрация изменений в уставе вашего акционерного общества. Самое интересное, что эта система работает бесперебойно, обновляясь дважды в день.

Такая технология удобна не только "клиентам" Регпалаты, но и ее сотрудникам, которые теперь значительно меньше времени уделяют ответам на телефонные звонки по поводу прохождения регистрации того или иного юридического лица. Как отмечает Павел Безбородкин, представитель "Студии 239", занимающейся поддержанием сайта Регпалаты, с сентября 2001-го, когда был создан раздел "Готовность дел", посещаемость сайта увеличилась в несколько раз.

Даже обычная информация организована на сайте Регистрационной палаты весьма качественно. Не составляет труда быстро получить основные сведения практически обо всех зарегистрированных в Петербурге юридических лицах (полное название, номер свидетельства и дату государственной регистрации). Причем поисковая машина этой базы данных отличается сообразительностью: для поиска ей достаточно даже части названия. Более того, за скромную плату для пользователя оказывается доступным расширенный блок базы данных палаты с достаточно большим объемом информации по каждой зарегистрированной организации.

Как отмечает Вячеслав Еремеев, генеральный директор АОЗТ "Бюро КИБР", которое является разработчиком сайта, этот единственный в своем роде проект был воплощен в жизнь исключительно благодаря прогрессивной позиции руководства Регпалаты. Впрочем, в нынешней ситуации, когда чиновники не обязаны публиковать информацию о деятельности своего органа в Интернете, другого стимула и не существует.

Редко встречающаяся инициатива чиновников весьма плодотворна и в тех ситуациях, когда в Сети размещается уникальная информация, которую сложно или просто невозможно получить иным способом (от запылившихся архивных дел до судебных решений). Работа по доведению до общественности этих сведений требует, однако, больших финансовых вложений. И тут помощь иногда приходит из-за границы. Так оцифровке фондов российских госархивов активно помогают зарубежные благотворительные фонды, которые попутно ведут свои разработки. А вот созданию единой судебной информационной системы посвящен проект "Разработка и внедрение методики автоматизированного сбора и анализа решений судов города Санкт-Петербурга", реализуемый информационно-аналитическим центром юридического факультета СПбГУ совместно с судебными органами города. Иногда практикуются новостные рассылки по электронной почте, предлагаемые некоторыми официальными сайтами, например, сетевым представительством Ленинградской области www.lenobl.ru. И это тоже можно отнести к первым росткам интерактивности в деле модернизации сайтов госорганов Северо-Запада.

Перспективы есть

Интересно, что первым законом, который Президент Путин подписал в 2002 году, был Федеральный "Об электронной цифровой подписи" (время его "раскрутки" теперь зависит от расторопности ФАПСИ). Почти одновременно с этим эпохальным для российского бизнеса событием правительство России утвердило федеральную целевую программу "Электронная Россия", помимо прочего, призванную обеспечить большую информационную открытость органов государственной власти и местного самоуправления.

"Электронная Россия" явилась российским ответом на планы многих западных государств - от Словении до Великобритании - создать "электронное правительство" . Программа, в частности, предусматривает формирование эффективной нормативной базы в области информационных технологий (сейчас на повестке дня стоит "запуск" уже принятого Закона об электронной подписи), более активное использование Интернета для обеспечения взаимодействия государственных органов как между собой, так и с гражданами и организациями, развитие механизмов электронной торговли, организацию системы подготовки квалифицированных кадров и пр.

Программа, рассчитанная на федеральные органы государственной власти, рекомендует и субъектам Федерации, и органам местного самоуправления предпринять аналогичные действия (в частности, разработать и утвердить свои региональные и муниципальные целевые программы по образу и подобию "Электронной России").

Западный подход подразумевает, помимо облегчения коммуникации, усиление контроля граждан над правительством, что связано в первую очередь с введением публичных оценочных показателей деятельности последнего. Ни одной подобной программы в России нет и не разрабатывается. Даже в проекте "Глобальный портал развития", являющейся частью проекта Всемирного банка, реализация электронного правительства проходит через последовательные этапы одностороннего информирования граждан, предоставления сервисов. И лишь затем предполагается создание систем взаимодействия граждан и власти.

Помимо этого, "Электронная Россия" в целом носит рекомендательный характер, она не заставляет обычного российского чиновника эффективно использовать Интернет в своей повседневной деятельности. Например, так и не станет обязательным опубликование в Сети каждого вновь принятого нормативно-правового акта.

Что касается возможности создания в России "правительства on-line" - если не в полноценном виде, то хотя бы отдельных его элементов (как это уже делается, например, в соседней Финляндии), - то, по мнению заместителя директора клуба деловой информации "Санкт-Петербург" Бориса Исаева, технических проблем здесь почти уже нет. Необходимые технологии существуют и освоены (например, связанные с эффективной обработкой огромных баз данных), так что ничто не мешает прямо сейчас использовать Сеть в самых различных аспектах отношений государства с гражданами и организациями. И этот процесс потихоньку идет. Так, в марте текущего года в Новосибирске прошли первые в России открытые электронные торги по закупкам товаров для нужд администрации области. С этого года в налоговую инспекцию можно представлять информацию в электронном виде. Правда, не по Сети, а лишь на дискетах. Руководители Министерства по налогам и сборам уже объявили, что, как только заработает узаконенный механизм электронной цифровой подписи (видимо, это произойдет в течение этого года), фискальные документы уже можно будет пересылать в налоговые органы по электронной почте.

Если и не во всей России, то уж точно в масштабах Петербурга технически возможна организация не только электронных закупок товаров для государственных нужд, но и уплата налогов, проведение опросов и референдумов, широкий доступ к государственным базам данных. Так что дело лишь в желании государства озаботиться своей информационной открытостью на деле, а не только в федеральных программах. Кроме того, необходимо понимание им необратимости процесса интернетизации общества и власти. Никакой альтернативы у России здесь нет: под воздействием внутренних и внешних, субъективных и объективных факторов нашей стране рано или поздно придется пойти по этому пути, если мы не хотим оказаться на обочине прогресса.

Санкт-Петербург