Разные связи

Хотя IP-cвязь пока не стала серьезной альтернативой традиционной телефонии, большинство питерских операторов в своих планах развития вынуждены учитывать перспективу этого направления

В Петербурге несколько десятков операторов предлагают широкий спектр услуг телефонной связи, альтернативной " Северо-Западному телекому" (бывшей ПТС). Выбор поставщика зависит лишь от потребностей бизнеса и толщины кошелька абонента. В последнее время ему приходится выбирать не только между несколькими операторами, но и между технологиями - это либо связь по выделенному каналу, либо IP-телефония. Пока клиенты предпочитают первый - традиционный путь. Но общемировая тенденция и некоторые подвижки на российском рынке говорят о том, что и пик интереса к использованию IP-телефонии в офисе не за горами.

Беречь традиции

Выделенные каналы большинство бизнес-клиентов предпочитают приобретать у альтернативных операторов, которые могут предложить цифровое качество связи, целый спектр дополнительных услуг цифровой АТС и одновременно качественный доступ в Интернет по телефонной линии. Получить телефон у коммерческого оператора гораздо легче, чем у "Северо-Западного телекома" (СЗТ), которая часто ссылается на отсутствие технической возможности провести линию. Более того, при дефиците телефонных линий альтернативные операторы способны установить аппаратуру цифрового уплотнения, позволяющую организовать по одному каналу от 2 до 4 телефонных номеров.

Традиционной является не только сама технология телефонной связи по выделенному каналу от альтернативного оператора. Привычными уже стали предлагаемые ими сервисы, подходы и ценовая политика. Владельцам телефонных линий большинства операторов доступны такие услуги, как уведомление о входящем вызове, переадресация вызова, конференц-связь (возможность объединить нескольких человек в одном телефонном разговоре), серийный номер (объединение нескольких линий под одним телефонным номером) и др. Некоторые операторы (" Совинтел", " Коминком") могут предложить абонентам по их желанию негеографические коды своих сетей, которые сохраняются неизменными в любой точке России. Эти семизначные номера с кодом изначально являются собственностью операторов и не требуют дорогостоящего приобретения обычных городских номеров у местного монополиста. За счет существенно более низкой себестоимости телефонных номеров с негеографическим кодом связисты предлагают их по более низким тарифам как за подключение, так и по абонентской плате. А BCL, например, позиционирует себя как оператор международной выделенной сети с кодом доступа 512-85 (для выхода в эту сеть необходимо набрать код, как для междугородного звонка).

Установка одного телефонного номера в Петербурге довольно дешева и обходится абоненту в среднем 150-250 долларов. Правда, при этом не все операторы готовы устанавливать только одну линию. Так, "Метроком" всегда прокладывает в офис клиента новый кабель и заинтересован в установке как минимум 5 телефонных линий.

Подавляющее большинство телефонных компаний Петербурга не берут с абонента плату за каждую минуту местной связи, а зарабатывают на междугородном и международном трафике. От объема "дальних" разговоров, которые может ежемесячно гарантировать клиент, зависит и размер платы за подключение, и ежемесячная абонентская плата.

Альтернативные операторы не отказывают в установке телефона и тем клиентам, которые нуждаются в нем прежде всего для внутригородской связи и не имеют значительного "межгорода". В этом случае большинство телефонных компаний предлагает повышенную абонентскую плату или даже повременную оплату каждой минуты местной связи. " Глобал Один" и " Смарт телеком" могут предложить абоненту повременный учет стоимости местных разговоров. Несколько отличается от других операторов подход к тарификации у компании " Петерстар", практикующей более гибкую ценовую политику, когда клиенту предлагается два варианта обслуживания. В первом случае абонент имеет абонентскую плату и оплачивает местные переговоры. Во втором случае местные переговоры бесплатны, а ежемесячная абонентная плата в несколько раз больше.

Новый подход

Несмотря на стабильное рыночное положение традиционной фиксированной связи, IP-телефония как услуга начинает проявлять себя все более активно. На Западе с помощью Интернета сейчас осуществляется около 5% всех международных звонков. Более того, аналитики считают, что к 2004 году этот показатель возрастет до 40%, а к 2010-му - половина всех телефонных звонков в мире будет обеспечиваться по Сети. В России такой статистки нет, что говорит о том, что этой услугой пользуется пока лишь небольшая доля частных и корпоративных энтузиастов.

Львиная доля IP-переговоров за рубежом приходится на крупные корпорации, которые ее активно используют для ведения междугородных и международных переговоров и, как утверждается, экономят на этом сотни тысяч долларов ежемесячно.

Преимущество IP-телефонии по сравнению с традиционной телефонной связью одно: звонить через Интернет гораздо дешевле. Разница ощутима - в зависимости от региона связь оказывается дешевле в два-три раза. При этом, вопреки бытующему мнению, для того чтобы воспользоваться IP-телефонией, не нужен компьютер: достаточно обычного телефона и карты, приобретенной у провайдера, который предоставляет этот сервис.

В России IP-телефония пока значительно дороже, чем на Западе. Если жителю Петербурга разговор с абонентом в Нью-Йорке обойдется по меньшей мере в 20 центов за минуту, то для американца звонок к нам будет стоить примерно на 50% меньше. Однако по сравнению с традиционными международными звонками разговоры через Интернет и для российских клиентов дают значительную экономию. Кроме того, поскольку такие услуги телефонных операторов, как переконфигурация номеров, новые настройки, поддержка, стоят довольно дорого, то возможность управлять телефоном простым щелчком мыши на веб-браузере также оборачивается для компании существенной экономией.

Главным недостатком IP-телефонии, который в основном и тормозит ее развитие в корпоративном секторе, является невысокое качество связи. В целом большинство экспертов сходятся на том, что IP-телефония в ближайшем будущем не вытеснит традиционную. Во-первых, у последней очень много ресурсов и лоббистских связей для торможения внедрения новой технологии. Во-вторых, этот тип связи не обладает всеми свойствами обычной телефонии. Причем имеется в виду не только качество передачи голоса (оно сейчас приблизилось по этому показателю к сотовой связи), но и дополнительных услуг. Допуслуги, предлагаемые хорошей телефонной станцией, IP-телефония пока предоставить не может.

Скорее всего, два вида телефонии - IP и традиционная - еще долгое время будут сосуществовать. Каждая из них выполняет определенные функции, и пользователь любой из них решает строго определенные задачи. Пока что традиционная телефония выигрывает у IP в качестве передачи голоса. А когда IP-телефония достигнет того же уровня качества, то не исключено, что традиционная телефония не исчезнет, а произойдет ее слияние с IP. Поскольку телефонные станции уже сейчас кое-где выполняют роль маршрутизаторов, в частности, выступая в качестве ISDN-коммутаторов, то, возможно, в ближайшем будущем коммутаторы сетей предприятий будут выполнять роль телефонных станций.

Кроме того, очень перспективным считается использование IP-телефонии в корпоративных сетях компаний, имеющих несколько удаленных друг от друга офисов. Известно, что подобные сети уже сейчас строят крупные операторы связи, нефтяные, газовые и энергетические компании. По некоторым прогнозам, по крайней мере 25% внутрисетевого трафика российских предприятий к концу 2002 года будет составлять именно IP-телефония.

Нужно также отметить, что сегодняшнее развитие Интернета (ежегодное удвоение числа пользователей, трафика и пр.) позволяет предположить, что через определенное время значительный трафик связи уйдет в Сеть. Она станет универсальной средой передачи данных - и голоса в том числе. Но это произойдет только в том случае, если канальная емкость Интернета увеличится в несколько раз, для того чтобы данные могли идти по Сети с минимальными задержками.

Не упустить момент

Все ключевые петербургские операторы включают в пакеты своих услуг помимо традиционной связи и IP-телефонию. Тем самым они конкурируют со специализирующимися на IP-телефонии фирмами (такими, как " Коминтел", " Сатком-Тел", " Элвис-телеком", " Корпорация О.С.С.").

При этом, конечно же, основная ставка делается на классические виды связи. Так генеральный директор "Петерстара" Виктор Кореш заявил, что его компания в 2002 году намерена инвестировать большую часть своих средств в проекты развития телекоммуникационной инфраструктуры и модернизации собственной телефонной сети. Фактически это означает, что все основные средства будут вложены этим петербургским оператором именно в развитие традиционных услуг связи.

Аналогичного подхода придерживаются и в "Совинтеле". Его специалисты отмечают, что хотя в перечне услуг компании присутствует IP-телефония (например, телефонная карта "Диалог"), приоритетным для нее является оказание услуг традиционной телефонии. А услуги IP-связи в основном востребованы физическими лицами, для которых основным критерием выбора продолжает оставаться цена.

Небольшие телекоммуникационные компании также пока предпочитают зарабатывать на международных и междугородных переговорах своих клиентов, используя выделенные цифровые линии. По словам генерального директора компании " Тотэк" Руслана Авидзба, сейчас петербургский рынок находится на той стадии, когда IP-телефония еще не востребована доходным корпоративным клиентом.

Похожей позиции придерживаются и BCL. Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам компании Татьяна Пасынкова отмечает, что больше половины всех доходов компании приходится на услуги классической корпоративной телефонии. По ее словам, IP-телефония среди корпоративных клиентов практически не пользуется спросом, но при этом в фирме учитывают перспективность IP-технологии при построении корпоративных сетей на базе Интернет. А еще в прошлом году генеральный директор BCL Дэвид Уитфорд заявил, что они планируют сделать акцент на развитии IP-технологий, объясняя это тем, что "вся деловая Европа уже настолько привыкла к общению через Сеть, что традиционная телефонная связь в скором будущем станет маловостребованной".

Стратегия BCL во многом демонстрирует типичный подход петербургских операторов к "офисной" телефонии: с одной стороны, делать ставку на классические услуги связи, с другой - постепенно выводить IP-телефонию из категории побочной услуги в основной пакет сервисов.

Санкт-Петербург