Плач славянки

27 мая 2002, 00:00
  Северо-Запад

На прошедшем 16 мая в Петербурге заседании рабочих комитетов Ассоциация морских торговых портов (АСОП) обратилась к вице-премьеру РФ Виктору Христенко с просьбой отложить второй этап унификации тарифов на железнодорожные перевозки экспортных грузов.

Письмо ассоциации источает глубокий пессимизм в отношении перспектив существования морских портов в случае реализации второго этапа унификации тарифов. Напомним, что до лета прошлого года существовала система тарифов МПС, по которой перевозка груза до сухопутного пограничного перехода, стоящего на пути в иностранный морской порт, обходилась значительно дороже, чем транспортировка груза в российский порт. Однако МПС компенсировало эту разницу многочисленными индивидуальными скидками для экспортеров, везущих товар через иностранные порты. Первый этап унификации, начавшийся с 1 августа 2001 года, предусматривал существенное уменьшение тарифов на перевозки до российских портов по сравнению с перевозками до пограничных переходов, что дало значительные конкурентные преимущества российским портовикам. Второй этап должен привести к окончательной унификации, когда тарифы на любые направления движения грузов станут единообразными.

Эта перспектива не нравится российским портовикам, которые уверены, что в этом случае большинство грузоотправителей выберет порты Прибалтики и Украины, поскольку это дает им временные и финансовые преимущества (в частности, потому что судовые партии собираются быстрее, а перегрузка через иностранный порт дает грузоотправителю возможность более льготного кредитования).

Однако единый российский тарифный орган - Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - расценивает дифференциацию железнодорожных тарифов как совершенно нерыночный шаг и советует российским портовикам поднимать качество своих услуг. На совещании в Петербурге представители ФЭК заявили, что специальных привилегий для российских портов быть не должно, поскольку государство стремится защитить производителей товаров и обеспечить для всех равные условия перевозки грузов. Как заметил принявший участие в заседании зампред ФЭК Иван Беседин, "унификация железнодорожных тарифов к 2003 году - это распоряжение Президента".

Санкт-Петербург